Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 сентября 2015 г. N 03-05-05-01/55568
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения объектов недвижимого имущества, составляющих закрытый паевой инвестиционный фонд, и сообщает.
В соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, и 378.1 и 378.2 Кодекса.
На основании статьи 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.
Статьей 378.2 Кодекса (в редакции от 04.10.2014) установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Пунктом 2 статьи 378.2 Кодекса установлено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Федеральным законом от 02.04.2014 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в подпункт 3 пункта 12 статьи 378.2 Кодекса внесены изменения, согласно которым объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого объекта, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса (подпункт 3 пункта 12 статьи 378.2 Кодекса). Данная норма введена в действие с 1 января 2015 года.
Пунктом 2 статьи 378 Кодекса предусмотрено, что имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению налогом на имущество организаций у управляющей компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд (далее - ПИФ).
Таким образом, на управляющие компании ПИФ с 1 января 2015 года возложена в рамках статьи 378.2 Кодекса обязанность уплачивать налог на имущество организаций, исчисленный исходя из кадастровой стоимости вышеназванных объектов недвижимого имущества, составляющего ПИФ, в том числе в отношении жилых домов и жилых помещений, учтенных по правилам ведения бухгалтерского учета в качестве товаров, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, установившим особенности определения налоговой базы согласно статье 378.2 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что на управляющие компании ПИФ с 1 января 2015 г. возложена обязанность уплачивать налог на имущество организаций, исчисленный исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, составляющей ПИФ. Это касается в том числе жилых домов и помещений, учтенных в качестве товаров. При этом регионом должны быть установлены особенности определения налоговой базы как кадастровой стоимости.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 сентября 2015 г. N 03-05-05-01/55568
Текст письма официально опубликован не был