Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу целесообразности доначислений по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) при вынесении решений по результатам налоговых проверок в отношении премий (бонусов), полученных покупателями за достижение объема закупок товаров в период до 01.07.2013, и сообщает следующее.
Согласно позиции Минфина России, изложенной в письме от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 (доведено до налоговых органов письмом ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097) в случае, когда письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети "Интернет" либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации принято постановление Президиума от 07.02.2012 N 11637/11 (далее - постановление Президиума ВАС РФ), согласно которому в результате выплаты поставщиками премий по итогам отгрузок товаров за период, определяемый в договорах поставки и ежегодных соглашениях, происходит уменьшение стоимости товаров, что влечет корректировку поставщиками налоговой базы по НДС по операциям реализации товаров. При этом размер налоговых вычетов по НДС, ранее заявленных покупателем, также подлежит пропорциональному уменьшению в соответствующих налоговых периодах.
В связи с чем налоговые органы, руководствуясь письмом Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, а также правовой позицией, выраженной в указанном выше постановлении Президиума ВАС РФ, делают выводы о наличии у налогоплательщика, получившего премии (бонусы) за достижение объема закупок товаров, обязанности по уменьшению ранее заявленных им вычетов путем восстановления НДС в периоде получения премии (бонусов).
Однако, при рассмотрении налоговых споров в судах по схожим обстоятельствам, в последнее время складывается противоречивая правоприменительная практика.
Так, Верховный суд Российской Федерации, принимая решение в пользу налоговых органов, в Определениях от 10.12.2014 N 310-КГ14-4621, от 10.11.2014 N 304-КГ14-3222, от 10.11.2014 N 305-КГ14-3243, от 14.11.2014 N 304-КГ14-3204, со ссылкой на правовую позицию, изложенную в указанном выше постановлении Президиума ВАС РФ, поддерживает выводы судов о необходимости и обязательности корректировки ранее заявленных вычетов путем восстановления НДС в периоде получения покупателем премий (бонусов) за достижение объема закупок товаров.
В то же время Верховный суд Российской Федерации, принимая решение не в пользу налоговых органов, в Определениях от 10.10.2014 N 306-КГ14-1504, от 17.02.2015 N 304-КГ14-3095, от 05.03.2015 N 302-КГ15-1523 пришел к выводу об отсутствии оснований уменьшать (корректировать) размер ранее заявленных покупателем вычетов по НДС с сумм премий, полученных им за достижение объема закупок товаров.
Из обращения следует, что в настоящее время имеют место массовые налоговые проверки, по результатам которых отказывается в вычетах по НДС покупателям, получившим в период до 01.07.2013 премии от поставщиков. При этом фактов о вынесенных по результатам налоговых проверок решениях в отношении конкретных налогоплательщиков и суммах доначислений в обращении не приводится.
В данной ситуации следует отметить, что в ФНС России отсутствует информация, подтверждающая массовые налоговые проверки по вопросам налогообложения премий (бонусов), полученных покупателями за достижение объема закупок товаров в период до 01.07.2013.
В целях перепроверки информации, изложенной в обращении, ФНС России проводит работу по сбору данных о налоговых проверках, касающихся вопросов применения НДС в отношении премий (бонусов), полученных (выплаченных) за достижение объема закупок товаров в период до 01.07.2013.
По результатам анализа информации полагаем возможным рассмотрение вопроса о порядке применения НДС в отношении премий (бонусов), полученных (выплаченных) налогоплательщиками в период до 01.07.2013 с учетом положений пункта 2.1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации.
Действительный государственный советник |
Д.Ю. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 28 апреля 2015 г. N ГД-18-3/480@ "О налоге на добавленную стоимость"
Текст письма официально опубликован не был