Разъяснения Госналогинспекции по Новосибирской области от 22 октября 1998 г. "Государственная пошлина. Сбор за право торговли. Лицензирование отдельных видов деятельности."

Разъяснения Госналогинспекции по Новосибирской области от 22 октября 1998 г.
"Государственная пошлина. Сбор за право торговли. Лицензирование отдельных видов деятельности."

 

Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при обращении в соответствующие уполномоченные на то органы за совершением юридически значимых действий или выдачей документов обязаны уплачивать государственную пошлину так же, как и другие граждане.

Взимание государственной пошлины регламентируется Законом РФ от 9.12.91г. N 2005-1 "О государственной пошлине" в редакции Федерального закона от 31.12.95г. N 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О государственной пошлине" и с последующими изменениями и дополнениями.

Государственная пошлина уплачивается по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами; за совершение нотариальных действий и выдачу копий, дубликатов документов нотариусами государственных нотариальных контор или должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений; за действия, совершаемые органами ЗАГС; по делам, связанным с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из него, выездом из Российской Федерации и въездом в Российскую Федерацию; за регистрацию граждан по месту жительства, за внесение изменений или исключение записи о национальной принадлежности граждан РФ в удостоверяющих личность документах; за государственную регистрацию договора о залоге недвижимого имущества и за выдачу документа о данной регистрации; за выдачу удостоверений на право охоты. 19 июля 1997 года был принят и вступил в действие 21.07.97г. Федеральный закон N 105-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О государственной пошлине".

Изменения коснулись ряда существенных моментов, в частности:

1. Введены новые ставки госпошлины, взимаемой в судах общей юрисдикции, с заявлений о повторной выдаче судебного приказа и с надзорных жалоб по делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке.

2. Значительно уменьшены ставки госпошлины за совершение нотариальных действий, расширена категория лиц (дети, в том числе усыновленные, супруги, родители, родные братья и сестры), уплачивающих пошлину в меньшем размере по сравнению с другими лицами, не имеющими указанного родства.

Кроме того, определено, что за выполнение технической работы по изготовлению документов должна уплачиваться госпошлина в размере 2% от МРОТ за страницу.

3. Изменен размер госпошлины, взимаемой за государственную регистрацию расторжения брака по решению суда, и установлен в однократном размере МРОТ с каждого из супругов.

4. Введено взимание госпошлины за выдачу удостоверений на право охоты гражданам РФ - 10% от МРОТ, на территории РФ иностранным гражданам - двукратный размер МРОТ.

5. Изменен порядок уплаты пошлины в тех случаях, когда за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа одновременно обратились несколько лиц, один (несколько) из которых имеют право на льготу по госпошлине. Ранее в таких случаях госпошлина уплачивалась лицом (лицами), не имеющими права на льготу, только соответственно своей доле.

Теперь в таких случаях размер госпошлины, подлежащей уплате в бюджет, уменьшается пропорционально количеству лиц, имеющих право на льготу, и уплачивается остальными лицами.

6. Внесены изменения и в порядок зачисления сумм госпошлины: теперь госпошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж (ранее зачислялась в доход федерального бюджета).

7. Уточнен порядок возврата сумм госпошлины: возврат уплаченной в федеральный бюджет пошлины производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган, в течение года со дня принятия соответствующего решения суда. А возврат пошлины, уплаченной в местный бюджет, производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган, в течение года со дня поступления суммы в указанный бюджет.

8. Дополнена статья 5 закона, определяющая порядок предоставления льгот по уплате госпошлины. Так, органы местного самоуправления, наделенные представительными полномочиями, имеют право устанавливать для отдельных плательщиков дополнительные льготы по уплате госпошлины, зачисляемой в местный бюджет, за выполнение нотариальных действий и выдачу документов, которые осуществляются государственными нотариальными конторами и уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

9. Согласно новой статье 7 закона ответственность плательщиков госпошлины регулируется Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими законодательными актами.

 

 

Налогообложение в сфере игорного бизнеса

 

 

До 7 августа 1998 года физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, облагались подоходным налогом в общеустановленном порядке, т.е. объектом обложения у них являлся доход, полученный от такого занятия. Налогообложение производилось на основании подаваемой декларации о доходах.

С принятием Федерального закона от 31.07.98г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" принципиально изменился подход к обложению данной категории налогоплательщиков. Теперь законодателем определено, что объектом обложения будет не доход, а наличие и количество игровых столов, автоматов, касс тотализаторов и букмекерских контор. За каждый объект налогообложения установлен минимальный размер ставок налога в год. Так, игровые столы для проведения азартных игр делятся на две группы, т.е. на которых игорное заведение в играх участвует как сторона или как организатор (наблюдатель). По первой группе ставка налога равняется 1200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), а по второй - 100. За каждый игровой автомат ставка - 45 МРОТ, кассу тотализатора - 1200 МРОТ, кассу букмекерской конторы - 600 МРОТ. Все объекты обложения должны быть зарегистрированы в налоговой инспекции по месту нахождения таких объектов.

Законодатель предоставил право субъектам федерации увеличивать размеры ставок налога и все превышение зачислять в свой бюджет, а налог, исчисленный по минимальным ставкам, перечисляется в федеральный бюджет.

Уплата налога производится ежемесячно, на основании представляемого в налоговую инспекцию по установленной форме расчета, в размере 1/12 годовой суммы.

В случае наличия на территории игорного заведения незарегистрированных объектов обложения или несоблюдения установленного порядка уплаты налога более двух раз в год, налоговый орган может поставить вопрос об отзыве лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса.

Сбор за право торговли

 

Среди местных налогов и сборов, введенных на территории области, в соответствии со ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" частные предприниматели (без образования юридического лица) являются плательщиками, как правило, сбора за право торговли. Объектом обложения сбора за право торговли является право граждан на торговлю продовольственными и непродовольственными товарами.

Основным нормативным документом по сбору за право торговли по г. Новосибирску было решение Новосибирского городского Совета депутатов от 10.07.97г. N 53 "О внесении изменений и дополнений в положение "О сборе за право торговли".

В целях дальнейшего совершенствования городской системы налогообложения с 9 июля 1998 года введено новое положение о сборе за право торговли, утвержденное решением городского Совета депутатов от 24.06.98г. N 160 "О внесении изменений и дополнений в Положение о сборе за право торговли".

В данном положении даны понятия объектов торговли, используемых в положении (такие, как магазин, торговый зал, павильон, киоск, лоток, отдел и т.д.), определено, что относится к розничной торговле (розничному товарообороту), к оптовой торговле (оптовому товарообороту). Изменена ставка сбора при осуществлении оптовой торговли, которая взимается в размере 0,2 процента от фактического товарооборота (без НДС, акцизов и налога на реализацию ГСМ), вместо 0,15 процентов. Ставка сбора за право торговли установлена для каждого объекта торговли в зависимости от установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда с применением коэффициентов.

Новым положением значительно увеличены ставки сбора за право торговли, в частности:

1. За один месяц торговли через стационарную мелкорозничную сеть, расположенную на улицах и в подземных переходах (торговля в киосках, павильонах, контейнерах, трейлерах), в том числе в арендуемых и субарендуемых они составляют:

трейлеры, киоски,

павильоны

                                контейнеры
 продовольственными товарами    5 (0,2)               7,5 (0,3)
 непродовольственными товарами  7,5 (0,3)             10 (0,4)
 смешанными товарами            6,25 (0,25)           8,75 (0,35)
 книгами,  канцтоварами,
 игрушками, картинами, цветами  5 (0,2)               7,5 (0,3)
 аптечными  товарами, семенами,
 периодической печатью          3,75 (0,15)           3,75 (0,15)

 

2. За один месяц торговли для арендаторов и субарендаторов, использующих торговую площадь помещений, в том числе на ярмарках:

лоток

отдел

 

 продовольственными товарами        4,0 (0,15)   6,5 (0,3)
 непродовольственными товарами      6,5 (0,25)   9,0 (0,4)
 смешанными товарами                     -       7,0 (0,35)
 книгами, канцтоварами, игрушками,
 картинами                          4,0 (0,2)    6,5 (0,3)
 аптечными товарами,  семенами,
 цветами, периодической печатью     3,0 (0,15)   3,5 (0,2)

 

3. При осуществлении торговли в стационарных торговых помещениях (магазины), в том числе в арендуемых и субарендуемых ранее сбор взимался из расчета за один квадратный метр торговой площади, в настоящее время он взимается в процентах от фактического товарооборота (без НДС и акцизов) и составляет:

- продовольственными товарами - 0,12

- непродовольственными товарами - 0,2

- смешанными товарами - 0,16

- книгами, канцтоварами, картинами, цветами, аптечными товарами,

семенами - 0,1

 

В зависимости от места расположения торговых точек, вида товара к существующим ставкам сбора комиссией при Главе администрации района могут устанавливаться повышающие (до 2-х) и понижающие (до 0,25) коэффициенты. Определена категория плательщиков, для которых устанавливаются понижающие коэффициенты, в том числе: для индивидуальных частных предпринимателей, торгующих продукцией собственного производства, а также для малообеспеченных граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей (по ходатайству отделов социальной защиты), осуществляющих торговлю с рук.

Учитывая, что конкретные ставки сборов за право торговли определяются непосредственно представительными органами власти территориальных муниципальных образований при принятии ими решений о введении сбора, то, при необходимости уточнения этих ставок в районах и городах области, следует обращаться в органы власти по месту осуществления торговли.

 

О лицензировании отдельных видов
деятельности

 

С 3 октября 1998 года (даты официальной публикации) вступил в силу Федеральный закон от 25.09.98г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Он определил основные принципы осуществления лицензирования и перечень видов деятельности, для осуществления которых теперь необходимо получать лицензию.

До дня вступления в силу настоящего Федерального закона перечень лицензируемой деятельности определялся постановлением Правительства РФ от 24.12.94г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и другими в основном подзаконными актами.

Статьей 17 вышеуказанного закона установлен иной перечень лицензируемых видов деятельности.

Действие закона не распространяется на внешнеторговую, таможенную деятельность, деятельность по охране окружающей среды, деятельность связанную с использованием природных ресурсов, а также отношения, возникающие в связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности. Но это не значит, что лицензирования указанных видов деятельности не требуется. Потому что каждый из них обладает определенной спецификой, которая требует принятия отдельного закона в каждом конкретном случае.

Что касается видов деятельности, лицензирование которых введено федеральными законами до вступления в силу закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", то такие виды деятельности будут лицензироваться в соответствии с этими законами.

При этом, если в указанных законах прописан порядок их лицензирования, то лицензирование будет производиться в соответствии с этим порядком.

Поэтому из перечня видов деятельности были исключены виды деятельности, лицензирование которых введено иными федеральными законами. К примеру:

- деятельность кредитных организаций и банков;

- деятельность страховых организаций;

- деятельность на фондовом рынке;

- деятельность в сфере образования, трудоустройства.

В дальнейшем, введение лицензирования новых видов деятельности возможно только путем внесения изменений в комментируемый закон.

С вступлением в силу закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" Указы Президента РФ и Правительства РФ, в т.ч. и постановление N 1418 применяются в части, не противоречащей закону.

Статья 2 закона, основываясь на положениях ст. 49 ГК РФ, определяет лицензию как разрешение, то есть специальное право на осуществление лицензиатом определенного вида деятельности.

Вводится понятие бессрочной лицензии, которая выдается один раз и действует на протяжении всего срока занятия лицензиатом определенным видом деятельности.

В соответствии со ст. 8 срок действия устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но он не может быть менее трех лет.

Пункт 3 статьи 13 закона о лицензировании предусматривает, что лицензия может быть аннулирована только судом.

Закон ограничивает величину платы за рассмотрение заявление тремя минимальными размерами оплаты труда.

Плата за документ, подтверждающий наличие лицензии - верхний предел составляет 1/10 МРОТ, то есть стоимость бумаги и ее оформления.

Величина лицензионного сбора ограничена 10 МРОТ.

Введение в действие закона о лицензировании должно способствовать защите прав как предпринимателей, так и граждан-потребителей их услуг.

 

Отдел местных налогов

и прочих доходов

Госналогинспекции по Новосибирской области

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Разъяснения Госналогинспекции по Новосибирской области от 22 октября 1998 г. "Государственная пошлина. Сбор за право торговли. Лицензирование отдельных видов деятельности."


Текст постановления опубликован в газете "Эпиграф" N 43, октябрь. 1998 г.