Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
1. В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, участник закупки указывает в первой части заявки конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе конкретные значения показателей, которые не могут изменяться.
В рассматриваемом случае заявка участника не содержит необходимые значения показателей, которые не могут изменяться, в связи с чем участник, подавший такую заявку, не может быть допущен к участию в электронном аукционе.
2. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2013 N 537 "Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" обязанность участника электронного аукциона, признанного единственным участником закупки и с которым предполагается заключить контракт в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, направить в адрес заказчика необходимый документ о согласии заключить контракт для согласования с контрольным органом не предусмотрена.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, либо согласие участника такого аукциона на поставку товара, указанного в документации о таком аукционе, и (или) конкретные показатели предлагаемого для поставки товара.
Таким образом, исходя из системного толкования положений Закона N 44-ФЗ, согласием, необходимым для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), может являться в том числе информация, указанная в соответствии с положениями части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ в первой части заявки на участие в электронном аукционе.
3. По мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, после определения победителя торгов на поставку товаров (работ, услуг) заказчик рассчитывает коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения торгов. Итоговая цена контракта пересчитывается с учетом указанного коэффициента.
Таким образом, цена единицы товара, этапа работы, услуги, включенных в один лот при проведении электронного аукциона, будет изменяться пропорционально в соответствии с определенным коэффициентом снижения.
4. В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование о соответствии требованиям (наличии прав, лицензий, сертификатов), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
5. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, предусмотренными статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
Так, положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, заказчик формирует объект закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ, при этом руководствуясь принципами контрактной системы в сфере закупок, указанными в статье 6 Закона N 44-ФЗ, а также исходя из собственных нужд.
6. В соответствии с пунктом 2 порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденного приказом Минэкономразвития России N 761, Казначейства России N 20н от 27 декабря 2011 г. и пунктом 4 особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20 сентября 2013 г. план-график содержит перечень товаров, работ, услуг на один календарный год, закупка которых осуществляется в том числе путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, сведения о контрактах, заключаемых с единственным поставщиком в декабре 2014 года в соответствии с лимитами бюджетных обязательств на 2015 г. и предполагающих исполнение в период 2015 года, включаются в план-график 2014 года.
7. Положениями части 5 статьи 70 Закона N 44-ФЗ установлено, что победитель электронного аукциона вправе разместить в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 статьи 70 Закона N 44-ФЗ не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, до наступления срока, в течение которого победитель имеет право разместить протокол разногласий, заказчик не может считать такого участника уклонившимся от заключения контракта, в том числе в случае не размещения данным участником проекта контракта в соответствии с требованиями, установленными частью 3 статьи 70 Закона N 44-ФЗ.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Дополнительно сообщаем, что ответ на запрос адвоката С. от 23 мая 2014 г. N 48 направлен письмом Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России от 25 июня 2014 г. N Д28и-1234.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 5 марта 2015 г. N Д28и-529 "О применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Текст письма официально опубликован не был