Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 9
к письму Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
от 25 декабря 2015 г. N 01-311/10-01
Методические рекомендации
по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
Перечень условных обозначений, сокращений и терминов
Бланк-протокол |
Протокол проверки экспертом результатов выполнения заданий экзаменационной работы с развернутым ответом |
ГИА |
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования |
ГЭК |
Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации |
ГВЭ |
Государственный выпускной экзамен |
ЕГЭ |
Единый государственный экзамен |
Изображения экзаменационных работ, образцы экзаменационных работ |
Изображения текстов развернутых ответов участников ЕГЭ, используемые на этапах подготовки и аттестации экспертов ПК |
Квалификация эксперта |
Уровень знаний, умений, навыков (компетенции), характеризующий подготовленность к выполнению деятельности по проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ |
Квалификационное испытание |
Испытание для установления уровня квалификации эксперта |
КИМ |
Контрольные измерительные материалы |
КК |
Конфликтная комиссия субъекта Российской Федерации |
Минобрнауки России |
Министерство образования и науки Российской Федерации |
Образовательная организация |
Организация, осуществляющая образовательную деятельность |
ОИВ |
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования |
ПК |
Предметная комиссия субъекта Российской Федерации |
Порядок |
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 N 1400 (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный N 31205) |
ППЭ |
Пункты проведения экзаменов |
ПО |
Программное обеспечение |
Правила формирования и ведения ФИС/РИС |
Правила формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 755 |
РИС |
Региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования |
Развернутые ответы |
Ответы участников ЕГЭ (ГВЭ) на задания экзаменационной работы с развернутыми ответами |
Рособрнадзор |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки |
РЦОИ |
Региональный центр обработки информации субъекта Российской Федерации |
СбФ |
Сводный сборник форм к Методическим материалам по подготовке и проведению ЕГЭ в ППЭ в 2016 году |
Статус эксперта |
Подтвержденный уровень квалификации эксперта |
Участник ГИА |
Обучающийся, допущенный в установленном порядке к ГИА, выпускник прошлых лет, обучающийся по образовательным программам среднего профессионального образования, обучающийся, получающий среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, допущенный к сдаче ЕГЭ |
ФИПИ |
ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" |
ФИС |
Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования |
ФПК |
Предметная комиссия, создаваемая Рособрнадзором |
ФЦТ |
ФГБУ "Федеральный центр тестирования" |
Эксперт |
Лицо, отвечающее требованиям пункта 21 Порядка |
ЭМ |
Экзаменационные материалы |
1. Введение
Настоящий документ разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми актами по подготовке и проведению ГИА:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 N 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
3. приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный N 31205).
2. Общие положения о деятельности ПК
1. Проверка развернутых ответов участников ГИА (в том числе устных ответов) осуществляется ПК по соответствующим учебным предметам.
2. ПК по каждому учебному предмету создает ОИВ в соответствии с пунктом 14 Порядка.
3. Кандидатуры председателей ПК, создаваемых в субъектах Российской Федерации, представляются на согласование в Рособрнадзор председателем ГЭК в сроки, указанные в Приложении 2.
4. Формирование составов ПК организуется председателем ГЭК по представлению председателей ПК не позднее чем за две недели до начала ГИА.
5. ПК в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Минобрнауки России, Рособрнадзора и ОИВ, в том числе Положениями о предметных комиссиях субъекта Российской Федерации.
6. ПК прекращает свою деятельность с момента утверждения ОИВ председателей ПК для проведения ГИА в субъекте Российской Федерации в следующем году.
7. Общее руководство и координацию деятельности ПК по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям (далее - эксперт):
1) наличие высшего образования;
2) соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
3) наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
4) наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;
5) наличие положительных результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном ОИВ.
8. ОИВ обеспечивает ПК помещениями для работы, которые расположены в непосредственной близости к РЦОИ или в РЦОИ. Такие помещения должны исключать возможность доступа к ним посторонних лиц и распространения информации ограниченного доступа.
9. В помещениях, где находятся ПК, ОИВ обеспечивает размещение специального рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для предоставления возможности уточнения изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).
10. В помещениях, где находятся ПК, могут присутствовать:
члены ГЭК - по решению председателя ГЭК;
общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке, - по желанию;
должностные лица Рособрнадзора, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, - по решению соответствующих органов.
11. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет РЦОИ.
12. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящими Методическими материалами, соответствующее решение принимает председатель ПК и/или руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК о принятом решении.
13. В период организации и проведения ЕГЭ ПК осуществляет проверку развернутых ответов участников ЕГЭ, выполненных на бланках ответов N 2 (в том числе и на дополнительных бланках ответов N 2), и устных ответов участников ЕГЭ по иностранным языкам.
14. В период организации и проведения ГИА распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
15. Сроки обработки экзаменационных материалов.
Обработка бланков ЕГЭ, включая проверку ПК развернутых ответов участников ГИА, должна быть завершена в сроки, определенные Порядком:
1) по русскому языку - не позднее шести календарных дней после проведения экзамена;
2) по математике (профильный уровень) - не позднее четырех календарных дней после проведения экзамена;
3) по математике (базовый уровень) - не позднее трех календарных дней после проведения экзамена, проверка развернутых ответов ПК не предусмотрена;
4) по остальным учебным предметам - не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
5) по экзаменам, которые проводятся досрочно и в дополнительные сроки, - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.
3. Порядок формирования ПК
1. Региональные нормативные акты
Процедура подготовки экспертов ПК, а также формирования ПК (включая порядок присвоения статуса экспертам) требует формирования на региональном уровне пакета нормативных документов, регламентирующих организацию работы ПК и КК.
Пакет региональных нормативных документов включает в том числе:
Положение о предметной комиссии субъекта Российской Федерации;
Положение о конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации.
2. Порядок формирования предметной комиссии субъекта Российской Федерации (включая порядок подготовки экспертов, присвоения статуса экспертам, а также анализа работы ПК в субъекте Российской Федерации).
В Порядке формирования ПК в субъекте Российской Федерации должны быть отражены в том числе:
требования к опыту экспертов по проверке развернутых ответов участников ГИА (для присвоения статуса);
показатели согласованности оценивания по результатам квалификационного испытания и их значения (для присвоения статуса);
порядок проведения процедуры присвоения экспертам статуса;
порядок допуска экспертов к прохождению квалификационного испытания;
описание формата проведения квалификационного испытания для экспертов;
порядок формирования ПК.
3. Порядок проведения анализа работы ПК (перечень направлений для анализа работы ПК приведен в Приложении 3).
Сроки проведения каждого из мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК устанавливаются на региональном уровне в рамках требований к срокам, определенным на федеральном уровне.
Примерный план-график проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК приведен в Приложении 2.
Статусы экспертов ПК
1. Эксперту может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
Ведущий эксперт - статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя ПК, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по учебному предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта.
Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
2. Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ПК.
Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:
требованиям к экспертам, определенным Порядком;
требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА;
требованиям к результатам квалификационного испытания;
требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.
Согласование и совершенствование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном и региональном уровнях
1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА используется трехуровневая система согласования и совершенствования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию и совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА (далее - система) осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
1) На федеральном уровне система включает ряд мероприятий по формированию согласованных единых подходов к оцениванию у экспертов, имеющих статус ведущих экспертов. Мероприятия включают:
2)обсуждение и выработку указанными специалистами на федеральном уровне подходов к оцениванию типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов ПК при оценивании;
оценивание указанными специалистами образцов экзаменационных работ в удаленном режиме, анализ результатов оценивания.
3) На региональном уровне система включает:
внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов ПК. Подготовка экспертов должна осуществляться под руководством специалистов, имеющих статус ведущих экспертов, и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников ГИА в предыдущие годы;
обязательное проведение оперативного согласования подходов к оцениванию между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников ГИА или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ.
2. Мероприятия по согласованию и совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном уровне организуются ФИПИ и включают в себя проведение очных семинаров в текущем учебном году. В ходе семинаров при обсуждении подходов к оцениванию формируется набор изображений ответов как на отдельные задания, так и на целые работы, оценивание которых демонстрирует понимание экспертами выработанных подходов к оцениванию развернутых ответов. Далее отобранные работы используются для проведения квалификационных испытаний экспертов в субъекте Российской Федерации.
3. Мероприятия по согласованию и совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на региональном уровне организуются ОИВ. Подготовка экспертов должна проводиться в соответствии с образовательными программами и с использованием учебно-методических материалов для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ (www.fipi.ru).
Квалификационные требования для присвоения статуса экспертам
Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются в зависимости от уровня квалификации эксперта.
Для присвоения экспертам того или иного статуса устанавливаются определенные квалификационные требования.
1. Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях устанавливаются пунктом 21 Порядка:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором.
2. Для присвоения статуса "ведущий эксперт" необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек.
3. Статусы "ведущий эксперт" и "старший эксперт" могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников ГИА. Для присвоения статуса "ведущий эксперт" опыт оценивания должен составлять не менее 3-х лет. Требования к опыту оценивания развернутых ответов участников ГИА устанавливаются ОИВ. Отсутствие опыта проверки допускается только для вновь организуемых ПК по иностранным языкам (в случаях, когда ранее в субъекте Российской Федерации не создавалась ПК по соответствующему учебному предмету).
4. Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать значениям, определенным ОИВ для присвоения экспертам каждого из статусов. Рекомендуемые показатели согласованности и их значения по результатам квалификационных испытаний для присвоения каждого из статусов экспертам приведены в Приложении 1.
Методика анализа согласованности работы экспертов и анализа статистики удовлетворенных апелляций о несогласии с выставленным баллом разрабатывается ОИВ, перечень направлений для анализа работы ПК приведен в Приложении 3. Результаты анализа согласованности оценивания используются при подготовке экспертов.
Организация квалификационного испытания
1. Формат проведения квалификационных испытаний для экспертов определяет ОИВ.
2. Порядок допуска экспертов к прохождению квалификационного испытания устанавливается ОИВ.
3. Квалификационное испытание для присвоения статуса эксперту проводится ежегодно.
4. Квалификационные испытания для определения статуса экспертов по каждому учебному предмету рекомендуется проводить с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" (отбор работ для создания измерительных материалов осуществляет ФИПИ) или аналогичных ресурсов, разработанных субъектом Российской Федерации.
5. Эксперты, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав ПК и не могут принимать участие в проверке развернутых ответов участников ГИА в текущем году.
Порядок привлечения экспертов к работе в ПК
ПК формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов:
председателями и заместителями председателей ПК могут быть назначены только эксперты, имеющие статус ведущего эксперта;
для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данную экзаменационную работу;
для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленным баллом при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника ГИА могут привлекаться только эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", и ранее не проверявшие данную экзаменационную работу;
для проведения перепроверки экзаменационных работ участников ГИА, инициированной ОИВ, привлекаться могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт";
для проведения перепроверки экзаменационных работ участников ГИА, инициированной Рособрнадзором, привлекаться могут только эксперты, которые являются членами комиссии, создаваемой Рособрнадзором.
4. Организация проверки развернутых ответов
Методика оценивания развернутых ответов на задания экзаменационной работы
1. Развернутые ответы участников ГИА оцениваются двумя экспертами.
2. По результатам первой и второй проверок эксперты, независимо друг от друга, выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, за каждый ответ на задания экзаменационной работы ГВЭ. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки экспертом развернутых ответов участников ГИА.
3. В случае установления существенного расхождения в баллах, выставляемых двумя экспертами, назначается дополнительная третья проверка председателем ПК (в случае проверки экзаменационной работы участника ГВЭ) или автоматизированно (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ).
4. Существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, определено в критериях оценивания по каждому учебному предмету.
5. Третий эксперт назначается председателем ПК (в случае проверки экзаменационной работы участника ГВЭ) или автоматизированно (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ) из числа экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
6. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу.
7. Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены знаком "Х" (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ).
8. Распределение работ участников ЕГЭ между экспертами ПК, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизированно, с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ и ФЦТ.
9. Распределение экзаменационных работ ГВЭ, расчет окончательных баллов экзаменационной работы ГВЭ, а также определение необходимости проверки третьим экспертом производится председателем ПК и фиксируется протоколом, который затем передается в ГЭК.
10. Окончательные баллы за развернутые ответы определяются, исходя из следующих положений:
если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;
если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяются как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;
если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается третья проверка, результаты которой являются окончательными.
Порядок проведения проверки развернутых ответов участников ГИА
1. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения обработки ЭМ, председатель ПК и руководитель РЦОИ согласуют график работы ПК в период проведения обработки ЭМ по соответствующему учебному предмету, исходя из действующих требований к срокам проведения обработки ЭМ.
2. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения экзаменов, председатель ПК передает руководителю РЦОИ списочный состав ПК и расписание работы экспертов ПК для назначения в РИС экспертов на проверку работ.
3. Списочный состав ПК, передаваемый руководителю РЦОИ, должен в обязательном порядке содержать информацию о статусе каждого члена ПК (основной эксперт, старший эксперт, ведущий эксперт) для обеспечения возможности автоматизированного назначения экзаменационных работ на третью проверку, перепроверку и проверку апелляционных работ экспертам., Председатель ПК согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК, проводящих проверку изображений предположительно незаполненных участниками ЕГЭ бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
4. К проверке принимаются развернутые ответы участников ЕГЭ, выполненные только на Бланках ответов N 2 и дополнительных Бланках ответов N 2 установленной Рособрнадзором формы и заполненные в соответствии с "Правилами заполнения бланков ЕГЭ".
5. Часть экзаменационной работы, которая следует после хотя бы одной незаполненной участником ЕГЭ страницы на бланках ЕГЭ, к оцениванию не допускается (выполнение заданий, ответы на которые размещены на этой части экзаменационной работы, оцениваются как задания, к ответу на которые участник ЕГЭ не приступал - знаком "Х").
6. Председатель ПК до начала работы ПК получает от руководителя РЦОИ критерии оценивания развернутых ответов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам, полученные из ФЦТ в день проведения экзамена, и проводит оперативное согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ, опираясь на полученные критерии.
7. В целях обеспечения наиболее согласованной работы экспертов председатель ПК может назначить из числа экспертов, имеющих статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", консультантов, к которым могут обращаться эксперты ПК при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников ГИА. Рабочие места консультирующих экспертов должны быть организованы в помещениях, где работает ПК, таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов.
8. В целях обеспечения наиболее объективного оценивания развернутых ответов участников ГИА председатель ПК или назначенный им эксперт может использовать специально оборудованное в помещениях ПК рабочее место с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).
9. Проверку развернутых ответов участников ГИА осуществляют эксперты ПК, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в ПК подходами к оцениванию развернутых ответов.
10. Развернутые ответы участников ГИА оцениваются двумя экспертами ПК независимо. Оба эксперта, проверяющие одну работу, независимо друг от друга выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
11. Эксперту, который оценивает развернутые ответы участников ЕГЭ, предоставляется рабочий комплект эксперта ПК, который содержит:
обезличенные бланки-копии (форма 2-РЦОИ) с изображениями развернутых ответов участников ЕГЭ (далее - бланк-копия) - не более 20 штук в одном рабочем комплекте;
бланк-протокол (форма 3-РЦОИ) проверки экспертом развернутых ответов участников ЕГЭ (далее - бланк-протокол);
при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного ПО и бланк-протокол проверки экспертом заданий с устным ответом (форма 3-РЦОИ-У).
1) Бланк-копия является изображением Бланка ответов N 2 участника ЕГЭ и дополнительных Бланков ответов N 2, если они заполнялись участником ЕГЭ, в регистрационной части которого указаны:
код бланка-копии;
информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
наименование учебного предмета;
дата проведения экзамена;
номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующей данному коду бланка-копии;
номер варианта КИМ;
номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в бланке ответов N 2, включая дополнительный Бланк ответов N 2;
код региона;
баллы, выставленные двумя экспертами, ранее проверявшими данную работу (в случае, когда работа направлена на третью проверку).
2) Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертом баллов за ответы. В регистрационной части бланка-протокола указаны:
информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
наименование учебного предмета;
дата проведения экзамена;
номер протокола;
код региона.
12. Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.
13. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта в РЦОИ с учетом графика работы ПК.
14. Председатель ПК (или его помощник(и) - для больших ПК, размещенных в нескольких помещениях) получает готовые рабочие комплекты экспертов от руководителя РЦОИ.
15. Эксперты проводят проверку работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов.
16. В случае возникновения у эксперта затруднения в оценивании работы эксперт может получить консультацию у председателя ПК или консультирующего эксперта, назначенного председателем ПК.
17. Номера наиболее характерных работ, вызвавших затруднения при оценивании, эксперт выписывает для передачи председателю ПК.
18. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта председатель ПК (или его помощник(и) - для больших ПК) передают в РЦОИ для дальнейшей обработки. После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ могут быть выявлены работы, требующие третьей проверки.
19. Работа направляется на третью проверку в случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами:
1) существенное расхождение в баллах по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания и закладывается в алгоритм автоматизированной обработки;
2) проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, которому в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявший данную экзаменационную работу;
3) на бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет, в протоколе заполнены символами "Х".
20. На протяжении периода работы ПК председатель ПК и (или) его заместитель фиксирует у себя номера работ, вызвавших наибольшие разногласия или трудности у экспертов при оценивании (на основании работ, проверенных собственноручно и/или работ, номера которых выписывали эксперты в процессе оценивания). Информацию о номерах таких работ необходимо будет передать в ФИПИ после получения соответствующего запроса. Эти работы будут проанализированы и использованы для совершенствования критериев оценивания, проведения обучения экспертов ПК и согласования подходов к оцениванию экзаменационных работ.
21. На протяжении периода работы ПК председатель ПК запрашивает у руководителя РЦОИ статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов. При этом председателю ПК предоставляется оперативная информация о количестве проверенных на текущий момент времени работ один, два или три раза, о количестве работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки, а также о количестве и проценте работ, назначенных на третью проверку. Результаты статистических отчетов председатель ПК использует для оптимизации организации работы ПК.
При необходимости председатель ПК дает дополнительные разъяснения по вопросам согласованности работы ПК. Председатель ПК вправе отстранить от работы экспертов, систематически допускающих ошибки в оценивании работ или нарушающих процедуру проведения проверки.
22. При проведении межрегиональной перекрестной проверки изображения работ участников ЕГЭ, полученные из другого субъекта Российской Федерации, проверяются экспертами ПК в общей очереди работ участников ЕГЭ. При этом членам ПК не предоставляется информация о том, работы из какого субъекта Российской Федерации были назначены на проверку экспертам ПК.
23. На протяжении периода работы ПК с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников ГИА все помещения, в которых работает ПК, должны быть обеспечены системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
24. При покидании помещений ПК каждый член ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному ОИВ.
25. Организация видеонаблюдения и видеозаписи в помещениях ПК обеспечивается ОИВ.
26. Проверка развернутых ответов участников ГИА считается завершенной, когда все работы проверены экспертами необходимое количество раз (определяется ПО РЦОИ), а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы ПО РЦОИ.
27. По завершении работы каждый эксперт ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному ОИВ.
28. Особенности проведения проверки развернутых ответов участников ГВЭ:
1) председатель ПК до начала работы ПК получает от руководителя РЦОИ критерии для оценивания развернутых ответов;
2) проверку развернутых ответов участников ГВЭ осуществляют эксперты ПК, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов;
3) развернутые ответы участников ГВЭ оцениваются двумя экспертами ПК независимо. Оба эксперта, проверяющих одну работу, независимо друг от друга выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;
4) результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки;
5) на третью проверку направляются работы в случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами. Необходимость направления работ на третью проверку определяется председателем ПК;
6) существенное расхождение в баллах (правила назначения работы на третью проверку) определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету;
7) проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, которому в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявший данную экзаменационную работу;
8) при проверке устных ответов на задания ГВЭ ПК обеспечиваются файлами с цифровой аудиозаписью устных ответов или бланками-протоколами проверки экспертом заданий с устным ответом (форма 3-РЦОИ-У);
9) распределение экзаменационных работ ГВЭ, расчет окончательных баллов за развернутые ответы экзаменационной работы ГВЭ производится председателем ПК в соответствии с п. 1.10 "Методики оценивания развернутых ответов на задания экзаменационной работы" и фиксируется протоколом, который затем передается в ГЭК;
10) проверка развернутых ответов участников ГВЭ считается завершенной, когда все работы проверены экспертами необходимое количество раз;
11) при покидании помещений ПК каждый член ПК сдает все материалы лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному ОИВ.
12) по завершении работы каждый эксперт ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, председателю ПК.
Организация работы ПК при перепроверках результатов ГИА
1. До 1 марта следующего года по поручению Рособрнадзора или по решению ГЭК предметные комиссии могут проводить перепроверку отдельных экзаменационных работ участников ГИА, проходивших ГИА на территории Российской Федерации или за ее пределами.
2. По решению ОИВ ПК проводит перепроверку отдельных экзаменационных работ участников ГИА, проходивших ГИА на территории субъекта Российской Федерации. Перепроверку проводят эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данные работы.
3. РЦОИ вносит сведения об участниках
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.