Решение Экономического Суда СНГ от 23 декабря 2015 г. N 01-1/3-15 О толковании Решения правительств государств - участников СНГ о ходе выполнения Соглашения о многосторонней межгосударственной специализации производства и поставок сортовых и гибридных семян сельскохозяйственных культур от 28 апреля 1993 г.

Решение Экономического Суда СНГ от 23 декабря 2015 г. N 01-1/3-15

 

Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:

председательствующего - Председателя Экономического Суда СНГ Каменковой Л.Э.,

судьи Экономического Суда СНГ Нагорной Э.Н.,

при секретаре судебного заседания Равич А.В.,

с участием представителя Межправительственного координационного совета по вопросам семеноводства Содружества Независимых Государств Кузьмина И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Межправительственного координационного совета по вопросам семеноводства Содружества Независимых Государств о толковании Решения правительств государств - участников Содружества Независимых Государств о ходе выполнения Соглашения о многосторонней межгосударственной специализации производства и поставок сортовых и гибридных семян сельскохозяйственных культур от 28 апреля 1993 года, установил:

Межправительственный координационный совет по вопросам семеноводства Содружества Независимых Государств (далее - Заявитель) обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств (далее - Экономический Суд, Суд) с запросом о толковании Решения правительств государств - участников Содружества Независимых Государств о ходе выполнения Соглашения о многосторонней межгосударственной специализации производства и поставок сортовых и гибридных семян сельскохозяйственных культур от 28 апреля 1993 года (далее - Решение от 28 апреля 1993 года, Решение).

Основанием для запроса послужили расхождения Заявителя и Федеральной таможенной службы Российской Федерации в оценке юридической природы Решения от 28 апреля 1993 года, в соответствии с пунктом 1 которого правительства государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ, Содружество) поручили соответствующим органам своих государств не облагать экспортно-импортными таможенными пошлинами сортовые и гибридные семена сельскохозяйственных культур (далее - семена), поставляемые в рамках Соглашения о многосторонней межгосударственной специализации производства и поставок сортовых и гибридных семян сельскохозяйственных культур от 9 октября 1992 года (далее - Соглашение от 9 октября 1992 года, Соглашение). Заявитель ссылается на то, что "до 2008 года, т.е. 15 лет, экспортно-импортная таможенная пошлина не применялась, а с 2008 года эта льгота Федеральной таможенной службой РФ отменена". В этой связи Заявитель просит дать правовую оценку статусу Решения от 28 апреля 1993 года.

Заслушав судью-докладчика Нагорную Э.Н., представителя Заявителя - Председателя Межправительственного координационного совета СНГ по вопросам семеноводства Кузьмина И.И., обсудив заключение Генерального советника Михалевой Т.Н., проанализировав Решение от 28 апреля 1993 года и Соглашение от 9 октября 1992 года, информацию министерств иностранных дел, таможенных органов и высших судебных инстанций государств - участников СНГ относительно практики применения Решения с учетом его правовой природы, исследовав иные имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд отмечает следующее.

Решение от 28 апреля 1993 года, как это следует из его наименования, посвящено ходу выполнения заключенного ранее Соглашения от 9 октября 1992 года. В этой связи Экономический Суд считает необходимым обратиться, прежде всего, к анализу норм Соглашения от 9 октября 1992 года.

По информации депозитария, Соглашение от 9 октября 1992 года вступило в силу с момента подписания для Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины. Впоследствии к Соглашению присоединились Азербайджанская Республика (16 августа 1995 года), Венгерская Республика (25 июля 1996 года), Чешская Республика (3 января 1998 года), Республика Хорватия (1 июля 1999 года). Таким образом, в настоящее время участниками Соглашения от 9 октября 1992 года являются 14 государств, 11 из которых входят в состав Содружества.

Как следует из преамбулы Соглашения от 9 октября 1992 года, правительства государств - участников СНГ - стороны Соглашения - заключили данный международный договор, учитывая общность проблем повышения эффективности сельскохозяйственного производства, экономические выгоды создания объединенного рынка семенной продукции, а также необходимость согласованных действий как в селекционно-семеноводческой работе, так и в части обеспечения поставок семян. Соглашение содержит взаимные международно-правовые обязательства государств-участников (сторон) по: обеспечению сохранения и дальнейшего развития межгосударственной специализации производства и поставок семян (статья 1); осуществлению поставок семян в другие государства в объемах согласно заключенным договорам (контрактам), предусматривающим конкретные условия поставки (количество, качество, сроки, цены, условия платежа, порядок разрешения споров) (статьи 2 и 3); обязательному лицензированию и необходимому документированию (сортовыми и карантинными документами) продаваемых за пределы государств семян (статья 4). Суд отмечает, что норм, предусматривающих освобождение семян, поставляемых в рамках Соглашения от 9 октября 1992 года, от уплаты экспортно-импортных таможенных пошлин, в данном международном договоре не содержится, в связи с этим можно сделать вывод об отсутствии у государств - участников Соглашения на момент его разработки и подписания намерения принять на себя соответствующие международные обязательства (не облагать ввозными и вывозными таможенными пошлинами семена, поставляемые в рамках Соглашения от 9 октября 1992 года).

По сведениям Исполнительного комитета СНГ, Решение от 28 апреля 1993 года вступило в силу с даты его принятия для 10 государств - участников СНГ: Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины.

Решение от 28 апреля 1993 года содержит ряд поручений правительств государств - участников СНГ в адрес соответствующих органов своих государств, а также предприятий, объединений и организаций, расположенных на их территории, в том числе не облагать экспортно-импортными таможенными пошлинами семена, поставляемые в рамках Соглашения.

Для определения правового статуса Решения следует выяснить, имеет ли данный акт договорную природу и можно ли его рассматривать в качестве международного договора (самостоятельного либо производного от Соглашения), который согласно норме статьи 26 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года (далее - Венская конвенция) является обязательным для его участников и должен ими добросовестно выполняться. С этой целью Суд считает необходимым проанализировать форму и содержание Решения от 28 апреля 1993 года, а также его правовую связь с Соглашением от 9 октября 1992 года.

Подпункт а) пункта 1 статьи 2 Венской конвенции устанавливает общее правило, согласно которому под договором следует понимать "международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования". При этом какого-либо исчерпывающего перечня обязательных элементов (атрибутов) международного договора Венская конвенция не содержит.

С точки зрения формального соответствия вышеуказанному определению подлежащее толкованию Решение от 28 апреля 1993 года обладает отдельными характеристиками, присущими международному договору. Так, Решение оформлено в виде отдельного письменного документа, подписано представителями правительств государств - участников СНГ. Наряду с этим Решение от 28 апреля 1993 года содержит и ряд других признаков, традиционно присущих международному договору: имеется вступительная часть (преамбула), основная (постановляющая) часть, а также заключительные положения, предусматривающие указание на дату и место совершения документа, язык составления и количество экземпляров, информацию о депозитарии.

Толкуемый международный акт именуется решением, что не предопределяет его юридическую силу и само по себе не может являться обстоятельством, исключающим договорную природу рассматриваемого документа. Более того, наименование и содержание свидетельствуют об очевидной согласительной природе (согласованной воле участников) данного акта, а также о его непосредственной связи с Соглашением от 9 октября 1992 года.

Вместе с тем, по мнению Экономического Суда, существенным упущением с точки зрения общепринятой договорной формы является отсутствие в Решении от 28 апреля 1993 года прямого указания на цель его принятия, порядок вступления в силу, срок действия, а также механизмы присоединения к Решению новых участников и разрешения споров относительно его толкования и применения.

Суд отмечает, что основное содержание любого международного договора составляют взаимные права и обязанности его участников (сторон). Достижение договорного соглашения между субъектами международного права подразумевает непосредственное принятие каждым из них на себя самостоятельных международно-правовых (регулируемых международным правом) обязательств. Однако в рассматриваемом Решении речь идет преимущественно о поручениях и просьбах правительств в адрес соответствующих органов своих государств, но не о принятии на себя правительствами государств - участников СНГ обязательств совершить международно-значимые действия, влекущие правовые последствия.

Единственное, по мнению Экономического Суда, самостоятельное международно-правовое обязательство, которое взяли на себя правительства государств - участников СНГ в соответствии с Решением от 28 апреля 1993 года, заключается в осуществлении беспрепятственных поставок семян на межгосударственное сортоиспытание (абзац первый пункта 4). Как следствие, в абзаце втором пункта 4 Решения содержится вытекающее из данного обязательства поручение правительств в адрес министерств финансов и министерств сельского хозяйства своих государств "определить источники покрытия расходов, связанных с пересылкой семян и проведением их сортоиспытания".

В связи с этим Экономический Суд учитывает, что в пункте 1 Решения от 28 апреля 1993 года, являющемся определяющим в контексте рассматриваемого Судом запроса о толковании, отсутствуют нормы о принятии государствами - участниками СНГ обязательств не облагать семена, поставляемые в рамках Соглашения, экспортно-импортными таможенными пошлинами, и зафиксировано лишь аналогичное поручение правительств, адресованное соответствующим органам своих государств.

Таким образом, несмотря на наличие у толкуемого Решения отдельных признаков, присущих международному договору, данный документ с учетом совокупности исследованных Судом обстоятельств не является международным актом договорного происхождения. Экономический Суд полагает, что у государств, представители правительств которых подписали Решение от 28 апреля 1993 года, в момент его принятия отсутствовали намерения заключить международный договор, что подтверждается позицией министерств иностранных дел отдельных государств - участников Решения, предоставленной Экономическому Суду в рамках настоящего дела.

Так, в ноте Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 8 декабря 2015 года N 18-28/27213 указано, что анализ формы принятия и используемых формулировок Решения от 28 апреля 1993 года позволяет сделать вывод об отсутствии у государств-участников намерения придать его положениям статус международных договорных обязательств. В этой связи Решение следует рассматривать как международный документ, не являющийся международным договором, координирующий действия правительств и конкретизирующий отдельные практические аспекты имплементации Соглашения от 9 октября 1992 года.

Из информации Министерства иностранных дел Кыргызской Республики усматривается, что Решение от 28 апреля 1993 года для Кыргызской Республики не является международным договором и обязательно к исполнению как акт органа Содружества (нота от 30 ноября 2015 года N 20-011/3961).

Министерство иностранных дел Российской Федерации сообщило, что "критерием квалификации решений ... как международных договоров для ... государств выступает закрепление в них каких-либо обязательств государств - участников СНГ...". МИД Российской Федерации считает, что Решение от 28 апреля 1993 года не является международным договором и сформулировано как коллективные поручения правительств, которые должны реализовываться в рамках компетенции исполнительной власти соответствующего государства и с учетом действующего законодательства государства (письмо от 14 декабря 2015 года N 10934/1ДСНГ).

В дополнение к указанному Экономический Суд считает целесообразным отметить подходы государств (Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Украины) при заключении нового Соглашения о многосторонней межгосударственной специализации производства и поставок семян сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, посадочного материала плодово-ягодных культур и винограда от 31 мая 2013 года (далее - Соглашение от 31 мая 2013 года), призванного после вступления его в силу заменить Соглашение от 9 октября 1992 года. В данном случае обращает на себя внимание именно классическая (общепринятая) договорная форма закрепления освобождения от экспортно-импортных таможенных пошлин семян, поставляемых в рамках Соглашения от 31 мая 2013 года, что, в частности, предусмотрено статьей 8 Соглашения от 31 мая 2013 года.

Экономический Суд отмечает, что действовавшие на момент принятия Решения от 28 апреля 1993 года Временные правила процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Временные правила процедуры), утвержденные Соглашением о Временных правилах процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, предусматривали особую процедуру разработки и принятия многосторонних документов на заседаниях Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ (внесение предложения о разработке документа или его проекта на заседание Совета, предшествующее заседанию, на котором предполагается принятие данного документа; принятие Советом решения о целесообразности разработки и подготовки к подписанию предложенного документа). По сведениям Исполнительного комитета СНГ, обсуждение вопроса повестки дня при принятии Решения от 28 апреля 1993 года участниками заседания не проводилось (письмо от 8 декабря 2015 года N 3-1/1384).

Временные правила процедуры в отличие от всех последующих аналогичных документов, принятых в 1996, 2002 и 2009 годах*, не проводили четкого разграничения по видам принимаемых на заседаниях Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ документов, предусматривая лишь особую процедуру для разработки и принятия многостороннего документа (Правило 3).

Из проведенного Судом анализа документов, принятых на заседании Совета глав правительств СНГ 28 апреля 1993 года, усматривается наличие трех различных категорий субъектов принятых решений: 1) Совет глав правительств СНГ; 2) главы правительств государств; 3) правительства государств. В качестве субъекта принятия Решения в преамбуле обозначен не Совет глав правительств как орган Содружества, а правительства государств - участников СНГ как исполнительные органы соответствующих государств. Закономерным следствием этого, по мнению Экономического Суда, является характер формулировок поручений правительств в адрес соответствующих органов своих государств, ставших итогом межправительственных договоренностей, достигнутых на заседании Совета глав правительств СНГ 28 апреля 1993 года.

Суд принимает во внимание, что на момент принятия Решения от 28 апреля 1993 года один из его 11 подписантов - Грузия - не являлась государством - участником СНГ, а также не подписала ни одного из основополагающих договоров, регулировавших на тот момент деятельность Совета глав правительств СНГ (имеются в виду Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, Соглашение о координационных институтах Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 года, Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств от 30 декабря 1991 года, а также Соглашение о Временных правилах процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года). Соответственно, следуя Правилу 17 Временных правил процедуры, представитель Грузии мог присутствовать на заседании Совета глав правительств СНГ только в качестве наблюдателя без права участия в принятии решений.

С учетом изложенного Экономический Суд приходит к выводу об отсутствии достаточных правовых оснований рассматривать толкуемое Решение в качестве акта органа Содружества как международной организации.

Экономический Суд обращает внимание на отсутствие у государств - участников СНГ единой позиции в части отнесения Решения от 28 апреля 1993 года к актам, принимаемым Советом глав правительств СНГ как органом Содружества.

Так, Министерство иностранных дел Республики Беларусь считает, что толкуемое Решение представляет собой международный документ, принятый в рамках функционирования Содружества как международной организации и связанный с реализацией международного договора, заключенного в рамках СНГ. Указанный документ не облечен в форму решения органа Содружества и в этой связи за ним не может признаваться правовой статус решения одного из уставных или иных органов СНГ. По мнению МИД, Решение от 28 апреля 1993 года представляет собой политическую договоренность, реализация которой осуществляется на добровольной основе исходя из актуальности и целесообразности ее осуществления, а также международной вежливости. МИД сообщает, что в Республике Беларусь не сформировалась практика применения данного Решения. Вопросы таможенного налогообложения решались в соответствии с национальным законодательством, а впоследствии - также и обязательствами в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза.

Министерство иностранных дел Кыргызской Республики придерживается позиции о том, что Решение от 28 апреля 1993 года является актом, принятым Советом глав правительств СНГ в рамках предоставленной ему компетенции и обязательным к исполнению.

Министерство иностранных дел Российской Федерации определяет статус Решения от 28 апреля 1993 года как решение Совета глав правительств СНГ. В соответствии с информацией МИД Российской Федерации Решение принято во исполнение Соглашения от 9 октября 1992 года, в котором (Соглашении) освобождение семян от таможенных пошлин не закреплено. Вопрос об освобождении от таможенных пошлин сформулирован в Решении в качестве поручения "соответствующим органам своих государств". Такого рода решения, сформулированные как коллективные поручения правительств, по мнению МИД, должны реализовываться в рамках компетенции исполнительной власти соответствующего государства и с учетом действующего законодательства государства.

Суд считает, что в целях выяснения юридической силы и правовых последствий Решения от 28 апреля 1993 года наряду с исследованием формы и содержания толкуемого международного акта необходимо проанализировать практику его применения в государствах-участниках.

Заявителем предоставлено только одно распоряжение Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 27 марта 2002 года N 88-р об освобождении от ввозной таможенной пошлины товаров, ввозимых ООО "Агроторг - Сид" в 2002 году со ссылкой на Соглашение от 9 октября 1992 года и Решение от 28 апреля 1993 года.

Экономический Суд обратился к государствам - участникам СНГ с просьбой предоставить информацию о реализации таможенными органами Решения от 28 апреля 1993 года, а также применении национальными судами Соглашения от 9 октября 1992 года с учетом Решения от 28 апреля 1993 года по вопросу обложения экспортно-импортными таможенными пошлинами семян, поставляемых в рамках Соглашения.

В ответе Министерства финансов Республики Армения указано, что согласно статье 102 Таможенного кодекса Республики Армения на период с 2000 года и до 2 января 2015 года (до вступления Республики Армения в Евразийский экономический союз) для всех видов семян была определена нулевая ставка ввозной таможенной пошлины (письмо от 19 ноября 2015 года N 5-2/36032-15).

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь сообщил, что согласно сведениям базы данных таможенной информации, в период с 2004 года по настоящее время освобождение семян от уплаты ввозных и (или) вывозных таможенных пошлин в рамках Решения от 28 апреля 1993 года в Республике Беларусь не осуществлялось (письмо от 23 октября 2015 года N 08-16/9446).

Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики проинформировала, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, а также пунктом 1 статьи 2 Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года Кыргызская Республика не применяет таможенные пошлины, а также налоги и сборы, имеющие с ними эквивалентное действие, и количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одного из государств - участников СНГ и предназначенных для таможенных территорий других государств - участников СНГ (письмо от 20 октября 2015 года N 25-09-11/7520).

В ответе Таможенной службы при Министерстве финансов Республики Молдова указано, что импортируемые в Республику Молдова семена облагаются таможенными пошлинами в соответствии со ставками, предусмотренными национальным законодательством. Вместе с тем таможенная пошлина не взимается при импорте семян из государств - участников СНГ при условии предоставления сертификата о происхождении товара формы СТ-1, а также при ввозе образцов семян и посадочного материала, предназначенных для официальных испытаний, проводимых Государственной комиссией по испытанию сортов растений (письмо от 2 октября 2015 года N 28/20-11973).

По сообщению Федеральной таможенной службы Российской Федерации, в соответствии с законодательством в отношении различных видов семян применяются разные ставки вывозных таможенных пошлин, включая в том числе и нулевую ставку. Виды тарифных льгот как освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины определены национальным законодательством.

Ставки ввозных таможенных пошлин установлены Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54.

Согласно статье 38 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 года N 5003-1 применяются также нормы, установленные международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация. Однако ввиду того, что Соглашение от 9 октября 1992 года не содержит положений, предусматривающих освобождение от уплаты ввозных и вывозных таможенных пошлин в отношении семеноводческой продукции, а Решение от 28 апреля 1993 года, предусматривающее такое освобождение, носит рекомендательный характер, правовых оснований для предоставления льгот по уплате таможенных платежей в соответствии с названным Решением не имеется.

Предоставление тарифной льготы как освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины возможно после вступления в силу Соглашения от 31 мая 2013 года. Случаи и категории товаров, в отношении которых применяются льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, определены приложением 6 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также пунктом 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 130.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации также сообщила, что государства - участники СНГ, являющиеся договаривающимися сторонами Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, на основании пункта 1 статьи 2 указанного Договора не применяют таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой договаривающейся стороны, и (или) импорта товара, происходящего с таможенной территории другой договаривающейся стороны, за исключением случаев, предусмотренных в приложении 1 к указанному Договору, являющемся его неотъемлемой частью (письмо от 19 октября 2015 года N 01-07/51130).

Таможенная служба при Правительстве Республики Таджикистан указывает на предоставление льгот по уплате таможенных пошлин на ввоз и вывоз сортовых и гибридных семян на таможенную территорию и за ее пределы в соответствии с Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и заключенными двусторонними межгосударственными соглашениями о зоне свободной торговли (письмо от 15 октября 2015 года N 013/001-10524).

По мнению Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, для предоставления тарифной льготы на ввозимые в Республику Узбекистан в соответствии с Соглашением от 9 октября 1992 года семена отсутствует юридическое основание. Случаи и категории товаров, в отношении которых применяются льготы по уплате импортных таможенных пошлин, установлены законами Республики Узбекистан "О таможенном тарифе" (статья 33) и "О семеноводстве" (статья 9). В иных случаях при ввозе в Республику Узбекистан семян таможенное оформление производится в общеустановленном порядке, с уплатой сумм таможенной пошлины по ставкам, установленным национальным законодательством (письмо от 3 октября 2015 года N 03-04/20-3825).

По сообщению Государственной фискальной службы Украины, Конституцией Украины определено, что исключительно законами Украины устанавливаются, в частности, система налогообложения, налоги и сборы (пункт 1 части 2 статьи 92). Правила налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, пошлиной, кроме особых видов пошлины, устанавливаются Таможенным кодексом Украины и международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Исходя из того, что Решение от 28 апреля 1993 года не было ратифицировано Украиной, отсутствуют правовые основания для предоставления льгот по экспортно-импортным таможенным пошлинам на семена (письмо от 12 октября 2015 года N 23946/5/99-99-25-02-01-16).

Как видно из ответов таможенных (фискальных) органов государств - участников СНГ, взимание/невзимание экспортно-импортных таможенных пошлин осуществляется в государствах Содружества как в соответствии с национальным таможенным законодательством, так и на основании заключенных международных соглашений.

В полученных Экономическим Судом ответах высших судебных инстанций большинства государств - участников СНГ обращено внимание на отсутствие в государствах практики применения судами Соглашения от 9 октября 1992 года с учетом Решения от 28 апреля 1993 года по вопросу обложения экспортно-импортными таможенными пошлинами семян, поставляемых в рамках Соглашения. В информации Верховного Суда Российской Федерации указано на наличие единичных случаев рассмотрения судами споров по вопросам правомерности действий Федеральной таможенной службы Российской Федерации, выразившихся в начислении таможенной пошлины на ввоз семян. При вынесении судебных актов суды Российской Федерации придерживаются позиции, в соответствии с которой Решение от 28 апреля 1993 года рассматривается как межправительственное решение, сформулированное как поручение соответствующим органам государственной власти, которое должно исполняться в порядке, предусмотренном национальным законодательством. Верховный Суд Российской Федерации считает, что для освобождения семян от уплаты таможенных пошлин требуется принятие соответствующего российского правового акта (письмо от 16 октября 2015 года N 4-ВС-6510/15).

Проведенный анализ и обобщение Экономическим Судом информации, предоставленной таможенными органами, а также высшими судебными инстанциями государств - участников СНГ, позволяют сделать вывод об отсутствии на внутригосударственном уровне устойчивой практики применения (реализации) Решения от 28 апреля 1993 года. Это свидетельствует о том, что государства Содружества, подписавшие Решение, не рассматривают данный документ как порождающий для них юридические обязательства.

Сложившаяся ситуация, по мнению Суда, стала закономерным следствием заключения в рамках Содружества, вскоре после принятия Решения, Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, пунктом 1 статьи 3 которого было установлено общее, закрепленное на договорном уровне правило, согласно которому "Договаривающиеся Стороны не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения на ввоз и/или вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенной территории других Договаривающихся Сторон". Аналогичная по содержанию норма в последующем была закреплена в заключенном государствами - участниками СНГ Договоре о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года: "Сторона не применяет таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой Стороны, и/или импорта товара, происходящего с таможенной территории другой Стороны, за исключением случаев, предусмотренных в приложении 1 к настоящему Договору, являющемся его неотъемлемой частью" (пункт 1 статьи 2). Кроме того, специальный экспортно-импортный таможенный режим применяется во взаимоотношениях между государствами - участниками СНГ, образовавшими Евразийский экономический союз (ранее - Евразийское экономическое сообщество).

Таким образом, Экономический Суд приходит к выводу о том, что Решение от 28 апреля 1993 года, являющееся предметом запроса о толковании, представляет собой многосторонний акт, принятый в рамках Содружества и содержащий ряд поручений правительств в адрес соответствующих государственных органов, включая поручение не облагать экспортно-импортными таможенными пошлинами семена, поставляемые в соответствии с Соглашением от 9 октября 1992 года.

На основании изложенного и руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, пунктами 150 - 153, 155 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд Содружества Независимых Государств решил:

Дать по запросу Межправительственного координационного совета по вопросам семеноводства Содружества Независимых Государств следующее толкование Решения правительств государств - участников Содружества Независимых Государств о ходе выполнения Соглашения о многосторонней межгосударственной специализации производства и поставок сортовых и гибридных семян сельскохозяйственных культур от 28 апреля 1993 года.

1. Решение правительств государств - участников Содружества Независимых Государств о ходе выполнения Соглашения о многосторонней межгосударственной специализации производства и поставок сортовых и гибридных семян сельскохозяйственных культур, подписанное на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств 28 апреля 1993 года, является многосторонним актом, принятым в рамках Содружества Независимых Государств, содержащим поручения правительств в адрес соответствующих органов своих государств и преследующим цель обеспечить выполнение (реализацию) Соглашения о многосторонней межгосударственной специализации производства и поставок сортовых и гибридных семян сельскохозяйственных культур от 9 октября 1992 года.

Данное Решение не налагает на подписавшие его государства самостоятельных международно-правовых обязательств по освобождению от уплаты таможенных пошлин при реализации сортовых и гибридных семян сельскохозяйственных культур, поставляемых в рамках упомянутого Соглашения от 9 октября 1992 года.

2. Решение полного состава Экономического Суда Содружества Независимых Государств о толковании является окончательным и обжалованию не подлежит.

3. Копию решения направить в Межправительственный координационный совет по вопросам семеноводства Содружества Независимых Государств, для сведения - в Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств, правительства государств - участников Содружества Независимых Государств, министерства иностранных дел, таможенные органы и высшие судебные инстанции государств - участников Содружества Независимых Государств.

4. Решение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств - участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.

 

Председатель

Л.Э. Каменкова

 

_____________________________

* Правила процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств 1996 года (утверждены Решением Совета глав государств СНГ от 17 мая 1996 года, утратили силу 7 октября 2002 года); Правила процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета Содружества Независимых Государств 2002 года (приняты Решением Совета глав государств СНГ от 7 октября 2002 года, утратили силу 9 октября 2009 года); Правила процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета Содружества Независимых Государств 2009 года (утверждены Решением Совета глав государств СНГ от 9 октября 2009 года, действуют в настоящее время).

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Экономического Суда СНГ от 23 декабря 2015 г. N 01-1/3-15


Текст решения официально опубликован не был