Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел Ваше обращение по вопросу о реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.
1. В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Согласно части 5 статьи 39 Закона N 44-ФЗ заказчик включает в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
Вместе с тем в соответствии с частью 23 статьи 112 Закона N 44-ФЗ до 1 января 2017 г. работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Необходимо отметить, что если все работники контрактной службы к 1 января 2017 г. для осуществления их полномочий в соответствии с Законом N 44-ФЗ должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, то в состав комиссии заказчик может включать лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, то есть не имеющих высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок.
2. Согласно части 4 статьи 27 Закона N 44-ФЗ субъектам малого предпринимательства при осуществлении закупок предоставляются преимущества. Так, согласно части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Дополнительно сообщаем, что в настоящее время разработан проект федерального закона N 462900-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - законопроект).
Так, законопроектом предусмотрено установление в части 8 статьи 30 Закона N 44-ФЗ обязательных условий контрактов, заключаемых заказчиками с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями.
В соответствии с законопроектом в контракты, заключаемые по результатам закупок, в извещениях об осуществлении которых установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ (участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации), включается обязательное условие об оплате поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в срок не более тридцати дней с момента их приемки заказчиком.
Ограничение срока оплаты контрактов будет способствовать расширению участия субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в государственных и муниципальных закупках, а также будет являться механизмом их поддержки со стороны государства.
3. В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона N 44-ФЗ до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ.
Соответствующий порядок был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N 913 "Об утверждении положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию".
4. В соответствии с частью 8 статьи 66 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3 и 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ. Также возможна подача заявок на участие в открытом конкурсе, в запросе котировок и запросе предложений в форме электронного документа (часть 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ, часть 2 статьи 77 Закона N 44-ФЗ, часть 8 статьи 83 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, Закон N 44-ФЗ допускает обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной неквалифицированной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы (часть 1 статьи 5 Закона N 44-ФЗ).
Вместе с тем в настоящее время единая информационная система не введена в эксплуатацию, а функционалом официального сайта не предусмотрена возможность подачи заявки в форме электронного документа.
Дополнительно сообщаем, Минэкономразвития России разработан проект федерального закона, который предусматривает перевод конкурентных процедур в электронную форму.
5. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" текст Закона N 44-ФЗ размещался на официальном сайте Минэкономразвития России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Также текст Закона N 44-ФЗ был размещен на официальном сайте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Текст Закона N 44-ФЗ неоднократно дорабатывался с привлечением представителей заказчиков, поставщиков, общественных организаций, экспертов и профессионального сообщества как в Минэкономразвития России, так и в ходе его обсуждения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. При этом большинство поправок, внесенных в текст Закона N 44-ФЗ, были учтены.
Также сообщаем, что в настоящее время на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.zakupki.gov.ru создан специальный раздел "Часто задаваемые вопросы", в котором изложены ответы на наиболее распространенные вопросы субъектов контрактной системы.
6. Согласно части 5 статьи 22 Закона N 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), являющегося приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (часть 6 статьи 22 Закона N 44-ФЗ), может использоваться в том числе общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ.
В соответствии с частью 18 статьи 22 Закона N 44-ФЗ к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, относятся:
1) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;
2) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
3) информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;
4) информация о котировках на электронных площадках;
5) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
6) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
7) информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, или законодательством иностранных государств;
8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации.
Таким образом, общедоступная информация, на базе которой формируется начальная (максимальная) цена контракта, может не содержать полное наименование и ИНН возможных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с чем установление такого требования представляется нецелесообразным.
7. Согласно части 1 статьи 18 Закона N 44-ФЗ обоснование закупки осуществляется заказчиком. При этом обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки (часть 2 статьи 18 Закона N 44-ФЗ).
Согласно статье 102 Закона N 44-ФЗ граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (далее - общественный контроль) в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.
При этом общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе в том числе обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с Законом N 44-ФЗ; обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления.
В соответствии с Положением о ФАС России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 22 мая 2014 г. N Д28и-777 "О реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Текст письма официально опубликован не был