Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

2. Содержательный раздел

2. Содержательный раздел

 

2.1. Общие положения

 

В содержательном разделе представлены:

- описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития, с учётом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

- описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;

- адаптивная программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, описывающая образовательную деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей, предусмотренную Программой.

В соответствии с положениями Стандарта и принципами Программы, Организации предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива Организации и других участников образовательных отношений, а также с учётом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их индивидуальных потребностей и интересов. При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо следовать принципам Программы, в частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования, возрастной адекватности образования и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание разнообразие интересов и мотивов детей, значительные индивидуальные различия между детьми, неравномерность формирования разных способностей у ребёнка, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников, и особенности места расположения Организации.

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях

 

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям Стандарта и выбираемых педагогом с учётом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей).

Примером вариативных форм, способов, методов организации образовательной деятельности могут служить такие формы как: образовательные предложения для целой группы (занятия), различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и другие виды игр, подвижные и традиционные народные игры; взаимодействие и общение детей и взрослых и (или) детей между собой; проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; праздники, социальные акции и т.п., а также использование образовательного потенциала режимных моментов. Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.

Любые формы, способы, методы и средства реализации Программы должны осуществляться с учётом базовых принципов Стандарта и раскрытых в разделе 1.1.2. принципов и подходов Программы, т.е. должны обеспечивать активное участие ребёнка в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающий характер взаимодействия и общения и др.

При подборе форм, методов, способов реализации Программы для достижения планируемых результатов, описанных в Стандарте в форме целевых ориентиров и представленных в разделе 1.2. Программы, и развития в пяти образовательных областях необходимо учитывать общие характеристики возрастного развития детей и задачи развития для каждого возрастного периода.

2.2.1. Младенческий и ранний возраст

Формирование базового доверия к миру, к людям, к себе - ключевая задача периода раннего развития ребёнка в период младенческого и раннего возраста.

Важнейшая задача взрослых - создать и поддерживать позитивные и надёжные отношения, в рамках которых обеспечивается развитие надёжной привязанности и базовое доверие к миру как основы здорового психического и личностного развития (Б. Боулби, Э. Эриксон, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, О.А. Карабанова и др.). При этом ключевую роль играет эмоционально насыщенное общение ребёнка со взрослым (М.И. Лисина).

С возрастом число близких взрослых увеличивается. В этих отношениях ребёнок находит безопасность и признание, и они вдохновляют его исследовать мир и быть открытым для нового. Значение установления и поддержки позитивных надёжных отношений в контексте реализации Программы сохраняет своё значение на всех возрастных ступенях.

Личностно-развивающее взаимодействие со взрослым предполагает индивидуальный подход к каждому ребёнку: учёт его возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений. При таком взаимодействии в центре внимания взрослого находится личность ребёнка, его чувства, переживания, стремления, мотивы. Оно направлено на обеспечение положительного самоощущения ребёнка, на развитие его способностей и расширение возможностей для их реализации. Это может быть достигнуто только тогда, когда в Организации или в семье создана атмосфера доброжелательности и доверия между взрослыми и детьми, когда каждый ребёнок испытывает эмоциональный комфорт, имеет возможность свободно выражать свои желания и удовлетворять потребности. Такое взаимодействие взрослых с ребёнком является важнейшим фактором развития эмоциональной, мотивационной, познавательной сфер ребёнка, личности ребёнка в целом.

Особое значение для данного возрастного периода имеет поддержка потребности в поиске, развитие предпосылок ориентировочно-исследовательской активности ребёнка.

Младенческий возраст (2-12 месяцев)

В первом полугодии жизни ребёнка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

развития надёжной привязанности как условия здорового психического и личностного развития на протяжении жизни;

- развития базового доверия к миру;

- развития эмоционального (ситуативно-личностного) общения младенца со взрослым;

- познавательной активности по отношению к предметному окружению и предпосылок ориентировочно-исследовательской активности;

- физического развития ребёнка.

В ходе эмоционального общения на данном возрастном этапе закладываются потенциальные возможности дальнейшего развития ребёнка, создаётся основа для формирования таких личностных характеристик, как положительное самоощущение, инициативность, любознательность, доверие и доброжелательное отношение к окружающим людям.

В области социально-коммуникативного развития

Взрослый удовлетворяет потребность ребёнка в общении и социальном взаимодействии: обращается к ребёнку с улыбкой, ласковыми словами, бережно берёт на руки, поглаживает, отвечает на его улыбку и вокализации, реагирует на инициативные проявления ребёнка, поощряет их. Создаёт условия для положительного самовосприятия ребёнка: обращается по имени, хвалит, реагирует на проявления недовольства ребёнка, устраняет его причину (пеленает, переодевает, кормит и др.), успокаивает.

Способствует предречевому развитию ребёнка: сопровождает ласковой речью все свои действия в ходе режимных моментов, комментирует действия ребёнка, называет предметы, игрушки, организует эмоциональные игры, напевает песенки.

В области познавательного развития

Взрослый создаёт условия для обогащения ребёнка новыми впечатлениями, поддерживает проявления любознательности: помещает в поле зрения и досягаемости ребёнка игрушки и предметы разной формы, величины, цвета, фактуры, звучания; после того, как младенцу исполнится 3 месяца, вкладывает игрушку ему в ручку; время от времени носит ребёнка на руках, показывает и называет предметы, находящиеся в помещении.

В области физического развития

Взрослый способствует росту, укреплению здоровья, мышечного тонуса, развитию движений ребёнка: организует питание, правильный режим сна и бодрствования, прогулок; проводит гимнастику, массаж и пр.

Во втором полугодии основные задачи образовательной деятельности состоят в создании условий:

- развития предметно-манипулятивной и познавательной активности;

- ситуативного-действенного общения ребёнка со взрослым;

- развития речи;

- приобщения к художественно-эстетическим видам деятельности;

- развития первых навыков самообслуживания;

- физического развития.

В области социально-коммуникативного развития

Взрослый удовлетворяет потребность ребёнка в общении и социальном взаимодействии: играет с ребёнком, используя различные предметы. При этом активные действия ребёнка и взрослого чередуются. Взрослый показывает образцы действий с предметами; создаёт предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу ребёнка в общении и предметно-манипулятивной активности, поощряет его действия.

Способствует развитию у ребёнка позитивного представления о себе и положительного самоощущения: подносит к зеркалу, обращая внимание ребёнка на детали его внешнего облика, одежды; учитывает возможности ребёнка, обращает внимание на достижения ребёнка, высказывая радость и поощряя их.

Взрослый способствует развитию у ребёнка интереса и доброжелательного отношения к другим детям; создает безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом пространстве, проявлениями интереса детей друг к другу, взаимодействием детей, называет детей по имени, комментируя происходящее. На этой стадии развития ребёнок ещё не может понять интересы другого ребёнка, не может делиться игрушкой и (или) не брать чужую игрушку. Такие требования к ребёнку на этом возрастном этапе не выдвигаются. Задача взрослого - предотвращать возможные конфликты, отвлекая детей, переключая внимание конфликтующих на более интересные объекты или занятия.

Взрослый также поддерживает стремление ребёнка к самостоятельности в овладении навыками самообслуживания: поощряет попытки ребёнка самостоятельно держать ложку, зачерпывать из тарелки пищу, пить из чашки и т.п.

В области познавательного развития

Взрослый способствует развитию любознательности ребёнка: обогащает окружающую ребёнка среду предметами, которые можно исследовать и (или) с которыми можно экспериментировать (разбирать на части, соединять и разъединять детали, складывать, выкладывать, извлекать звуки и пр.). Это могут быть предметы различной величины, формы, с разнообразной поверхностью, разного цвета (дерево, пластмасса, бумага, ткань, губка, шерсть, верёвка и т.п.), позволяющие ребёнку знакомиться с их физическими свойствами; игрушки, стимулирующие развитие памяти (исчезновение и появление предметов); игрушки и предметы, производящие шумы, позволяющие ребёнку обнаружить первые причинно-следственные связи (погремушки, колокольчики и т.п.).

На регулярных прогулках взрослый наблюдает за проявлениями детского любопытства, интереса к природным объектам, разделяя детское удивление и интерес, называя объекты, которые привлекают внимание детей, вместе с ребёнком рассматривает камешки, листья, цветы и т.п.

В области речевого развития

В процессе взаимодействия с ребёнком взрослый внимательно относится к попыткам ребёнка выразить свои желания, потребности и интересы, тем самым поощряя начало активной речи. Он пытается понять, чего хочет ребёнок, и вербализирует то, что тот хочет сказать или спросить. В ходе общения и игр взрослый стимулирует понимание ребёнком речи: комментирует собственные действия и действия ребёнка, называет окружающие предметы, читает детские стихи, поёт песенки, показывает картинки, рассказывает, что на них изображено. Организует игры, включающие ритмические стихи и движения.

В области художественно-эстетического развития

Взрослый организует предметно-пространственную среду, заполняя её необходимыми оборудованием, предметами и материалами - музыкальными инструментами, репродукциями картин, бумагой, мелками, карандашами, красками и т.п. Взрослый организует прослушивание детьми фрагментов музыкальных произведений; демонстрирует звучание детских музыкальных инструментов, побуждает пританцовывать и (или) позволяет детям свободно двигаться под музыку. Взрослый рассматривает вместе с ребёнком картинки, репродукции картин; показывает короткие инсценировки с куклами, пальчиковыми игрушками; рисует в присутствии детей, побуждая их тем самым к собственной изобразительной деятельности; предоставляет детям возможность использовать все материалы для самовыражения и (или) экспериментирования с ними: извлекать звуки из инструментов, чиркать каракули мелками или карандашами, экспериментировать с красками и т.п.

В области физического развития

Взрослый способствует прежде всего двигательному развитию, организует полноценное питание, режим дня, включающий сон и регулярное пребывание на свежем воздухе, время от времени проводит массаж.

Развитию крупной и мелкой моторики на данном этапе следует придавать особое значение.

В области крупной моторики

Взрослый поощряет самостоятельную активность и развитие свободного движения; организует безопасную предметно-пространственную среду, способствующую развитию свободной двигательной активности, самостоятельному перемещению ребёнка в помещении, попыткам делать первые шаги.

Для развития здоровой пространственной координации и двигательного аппарата ребёнка важно, чтобы ребёнок учился перемещению в пространстве и прямостоянию самостоятельно, без активного вмешательства взрослых. Необходимо предоставлять ребёнку возможность развиваться по индивидуальной траектории моторного развития. Большинство детей активно ползают, но существует множество детей, пропускающих фазу активного ползания и двигающихся по-другому.

Следует также помнить, что сроки развития прямостояния у разных детей сильно варьируются в возрастном диапазоне от 10 месяцев до 1,5 и более лет. Искусственное ускорение этого процесса, беспокойство родителей (законных представителей) и неадекватные требования могут нанести ребёнку вред.

В области мелкой моторики

Взрослый насыщает среду предметами из разнообразных материалов (дерева, пластмассы, материи, шерсти и т.п.) различной величины и формы, ощупывание которых способствует развитию мелкой моторики ребёнка, учитывая требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей. Развитию мелкой моторики способствует также экспериментирование с карандашами, мелками и т.п.

Ранний возраст (1-3 года)

Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

- дальнейшего развития общения ребёнка со взрослыми;

- дальнейшего развития общения ребёнка с другими детьми;

- дальнейшего развития игры;

- дальнейшего развития навыков самообслуживания.

В сфере развития общения со взрослым

Взрослый удовлетворяет потребность ребёнка в общении и социальном взаимодействии, поощряя ребёнка к активной речи. Взрослый не стремится искусственно ускорить процесс речевого развития. Он играет с ребёнком, используя различные предметы, при этом активные действия ребёнка и взрослого чередуются; показывает образцы действий с предметами; создаёт предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу ребёнка в общении и предметно-манипулятивной активности, поощряет его действия.

Способствует развитию у ребёнка позитивного представления о себе и положительного самоощущения: подносит к зеркалу, обращая внимание ребёнка на детали его внешнего облика, одежды; учитывает возможности ребёнка, поощряет достижения ребёнка, поддерживает инициативность и настойчивость в разных видах деятельности.

Взрослый способствует развитию у ребёнка интереса и доброжелательного отношения к другим детям: создаёт безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом пространстве, поощряет проявление интереса детей друг к другу и просоциапьное поведение, называя детей по имени, комментируя (вербапизируя) происходящее. Особое значение в этом возрасте приобретает вербализация различных чувств детей, возникающих в процессе взаимодействия: радости, злости, огорчения, боли и т.п., которые появляются в социальных ситуациях. Взрослый продолжает поддерживать стремление ребёнка к самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания.

В сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками

Взрослый наблюдает за спонтанно складывающимся взаимодействием детей между собой в различных игровых и (или) повседневных ситуациях; в случае возникающих между детьми конфликтов не спешит вмешиваться; обращает внимание детей на чувства, которые появляются у них в процессе социального взаимодействия; утешает детей в случае обиды и обращает внимание на то, что определённые действия могут вызывать обиду.

В ситуациях, вызывающих позитивные чувства, взрослый комментирует их, обращая внимание детей на то, что определённые ситуации и действия вызывают положительные чувства удовольствия, радости, благодарности и т.п. Благодаря этому дети учатся понимать собственные действия и действия других людей в плане их влияния на других, овладевая таким образом социальными компетентностями.

В сфере развития игры

Взрослый организует соответствующую игровую среду, в случае необходимости знакомит детей с различными игровыми сюжетами, помогает освоить простые игровые действия (покормить куклу, помешать в кастрюльке "еду"), использовать предметы-заместители, поддерживает попытки ребёнка играть в роли (мамы, дочки, врача и др.), организуют несложные сюжетные игры с несколькими детьми.

В сфере социального и эмоционального развития

Взрослый грамотно проводит адаптацию ребёнка к Организации, учитывая привязанность детей к близким, привлекает родителей (законных представителей) или родных для участия и содействия в период адаптации. Взрослый, первоначально в присутствии родителей (законных представителей) или близких, знакомится с ребёнком и налаживает с ним эмоциональный Контакт. В период адаптации взрослый следит за эмоциональным состоянием ребёнка и поддерживает постоянный контакт с родителями (законными представителями); предоставляет возможность ребёнку постепенно, в собственном темпе осваивать пространство и режим Организации, не предъявляя ребёнку излишних требований.

Ребёнок знакомится с другими детьми. Взрослый же при необходимости оказывает ему в этом поддержку, представляя нового ребёнка другим детям, называя ребёнка по имени, усаживая его на первых порах рядом с собой.

Также в случае необходимости взрослый помогает ребёнку найти себе занятия, знакомя его с пространством Организации, имеющимися в нём предметами и материалами. Взрослый поддерживает стремление детей к самостоятельности в самообслуживании (даёт возможность самим одеваться, умываться и прочее, помогает им), поощряет участие детей в повседневных бытовых занятиях; приучает к опрятности, знакомит с правилами этикета.

Познавательное развитие

В сфере познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

- ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;

- развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.

В сфере ознакомления с окружающим миром

Взрослый знакомит детей с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий; помогает освоить действия с игрушками-орудиями (совочком, лопаткой и пр.).

В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей

Взрослый поощряет любознательность и исследовательскую деятельность детей, создавая для этого насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя её соответствующими предметами. Для этого можно использовать предметы быта - кастрюли, кружки, корзинки, пластмассовые банки, бутылки, а также грецкие орехи, каштаны, песок и воду. Взрослый с вниманием относится к проявлению интереса детей к окружающему природному миру, к детским вопросам, не спешит давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес.

Речевое развитие

В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

- развития речи у детей в повседневной жизни;

- развития разных сторон речи в специально организованных играх и занятиях.

В сфере развития речи в повседневной жизни

Взрослые внимательно относятся к выражению детьми своих желаний, чувств, интересов, вопросов, терпеливо выслушивают детей, стремятся понять, что ребёнок хочет сказать, поддерживая тем самым активную речь детей. Взрослый не указывает на речевые ошибки ребёнка, но повторяет за ним слова правильно.

Взрослый использует различные ситуации для диалога с детьми, а также создаёт условия для развития общения детей между собой. Он задаёт открытые вопросы, побуждающие детей к активной речи; комментирует события и ситуации их повседневной жизни; говорит с ребёнком о его опыте, событиях из жизни, его интересах; инициирует обмен мнениями и информацией между детьми.

В сфере развития разных сторон речи

Взрослые читают детям книги, вместе рассматривают картинки, объясняют, что на них изображено, поощряют разучивание стихов; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество; проводят специальные игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса, развитие грамматического и интонационного строя речи, на развитие планирующей и регулирующей функций речи.

Художественно-эстетическое развитие

В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

- развития у детей эстетического отношения к окружающему миру;

- приобщения к изобразительным видам деятельности;

- приобщения к музыкальной культуре;

- приобщения к театрализованной деятельности.

В сфере развития у детей эстетического отношения к окружающему миру

Взрослые привлекают внимание детей к красивым вещам, красоте природы, произведениям искусства, вовлекают их в процесс сопереживания по поводу воспринятого, поддерживают выражение эстетических переживаний ребёнка.

В сфере приобщения к изобразительным видам деятельности

Взрослые предоставляют детям широкие возможности для экспериментирования с материалами - красками, карандашами, мелками, пластилином, глиной, бумагой и др.; знакомят с разнообразными простыми приёмами изобразительной деятельности; поощряют воображение и творчество детей.

В сфере приобщения к музыкальной культуре

Взрослые создают в Организации и в групповых помещениях музыкальную среду, органично включая музыку в повседневную жизнь. Предоставляют детям возможность прослушивать фрагменты музыкальных произведений, звучание различных, в том числе детских музыкальных инструментов, экспериментировать с инструментами и звучащими предметами. Поют вместе с детьми песни, побуждают ритмично двигаться под музыку; поощряют проявления эмоционального отклика ребёнка на музыку.

В сфере приобщения детей к театрализованной деятельности

Взрослые знакомят детей с театрализованными действиями в ходе разнообразных игр, инсценируют знакомые детям сказки, стихи, организуют просмотры театрализованных представлений. Побуждают детей принимать посильное участие в инсценировках, беседуют с ними по поводу увиденного.

Физическое развитие

В области физического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

- укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни;

- развития различных видов двигательной активности;

- формирования навыков безопасного поведения.

В сфере укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни

Взрослые организуют правильный режим дня, приучают детей к соблюдению правил личной гигиены, в доступной форме объясняют, что полезно и что вредно для здоровья.

В сфере развития различных видов двигательной активности

Взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием - как внутри помещений Организации, так и на внешней её территории (горки, качели и т.п.) для удовлетворения естественной потребности детей в движении, для развития ловкости, силы, координации и т.п. Проводят подвижные игры, способствуя получению детьми радости от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, правильной осанки. Вовлекают детей в игры с предметами, стимулирующие развитие мелкой моторики.

В сфере формирования навыков безопасного поведения

Взрослые создают в Организации безопасную среду, а также предостерегают детей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью. Требования безопасности не должны реализовываться за счёт подавления детской активности и препятствования деятельному исследованию мира.

2.2.2. Дошкольный возраст

Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития ребёнка в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

- развития положительного отношения ребёнка к себе и другим людям;

- развития коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности;

- развития игровой деятельности;

- развития компетентности в виртуальном поиске.

В сфере развития положительного отношения ребёнка к себе и другим людям

Взрослые создают условия для формирования у ребёнка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Способствуют развитию у ребёнка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребёнка к окружающим его людям: воспитывают уважение и терпимость к другим детям и взрослым вне зависимости от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; воспитывают уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам.

В сфере развития коммуникативной и социальной компетентности

У детей с самого раннего возраста возникает потребность в общении и социальных контактах. Первый социальный опыт дети приобретают в семье, в повседневной жизни, принимая участие в различных семейных событиях. Уклад жизни и ценности семьи оказывают влияние на социально-коммуникативное развитие детей.

Взрослые создают в Организации различные возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, прежде всего реализуя принципы личностно-развивающего общения и содействия, предоставляя детям возможность принимать участие в различных событиях, планировать совместную работу. Это способствует развитию у детей чувства личной ответственности, ответственности за другого человека, чувства "общего дела", понимания необходимости согласовывать с партнёрами по деятельности мнения и действия. Взрослые помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражать собственные переживания. Способствуют формированию у детей представлений о добре и зле, обсуждая с ними различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и другое, таким образом создавая условия освоения ребёнком этических правил и норм поведения.

Взрослые предоставляют детям возможность выражать свои переживания, чувства, взгляды, убеждения и выбирать способы их выражения, исходя из имеющегося у них опыта. Эти возможности свободного самовыражения играют ключевую роль в развитии речи и коммуникативных способностей, расширяют словарный запас и умение логично и связно выражать свои мысли, развивают готовность принятия на себя ответственности в соответствии с уровнем развития.

Интерес и внимание взрослых к многообразным проявлениям ребёнка, его интересам и склонностям повышает его доверие к себе, веру в свои силы. Возможность внести свой вклад в общее дело и повлиять на ход событий, например, при участии в планировании, возможность выбора содержания и способов своей деятельности помогает детям со временем приобрести способность и готовность к самостоятельности и участию в жизни общества, что характеризует взрослого человека современного общества, осознающего ответственность за себя и сообщество.

Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: при возникновении конфликтных ситуаций не вмешиваются, позволяя детям решить конфликт самостоятельно и помогая им только в случае необходимости. В различных социальных ситуациях дети учатся договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты. Взрослые способствуют освоению детьми элементарных правил этикета и безопасного поведения дома, на улице. Создают условия для развития бережного, ответственного отношения ребёнка к окружающей природе, рукотворному миру, а также способствуют усвоению детьми правил безопасного поведения, прежде всего на своём собственном примере и примере других, сопровождая собственные действия и (или) действия детей комментариями.

В сфере развития игровой деятельности

Взрослые создают условия для свободной игры детей, организуют и поощряют участие детей в сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих компьютерных играх и других игровых формах; поддерживают творческую импровизацию в игре. Используют дидактические игры и игровые приёмы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.

Познавательное развитие

В области познавательного развития ребёнка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

- развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;

- развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в том числе о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета.

В сфере развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей

Взрослые создают насыщенную предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательный интерес детей, исследовательскую активность, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами.

Ребёнок о самого раннего возраста проявляет исследовательскую активность и интерес к окружающим предметам и их свойствам, а в возрасте 3-5 лет уже обладает необходимыми предпосылками для того, чтобы открывать явления из естественно-научной области, устанавливая и понимая простые причинные взаимосвязи "если... то...".

Уже в своей повседневной жизни ребёнок приобретает многообразный опыт соприкосновения с объектами природы - воздухом, водой, огнём, землёй (почвой), светом, различными объектами живой и неживой природы и т.п. Ему нравится наблюдать природные явления, исследовать их, экспериментировать с ними. Он строит гипотезы и собственные теории, объясняющие явления, знакомится с первичными закономерностями, делает попытки разбираться во взаимосвязях, присущих этой сфере.

Возможность свободных практических действий с разнообразными материалами, участие в элементарных опытах и экспериментах имеет большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития ребёнка, способствует построению целостной картины мира, оказывает стойкий долговременный эффект. У ребёнка формируется понимание, что окружающий мир полон загадок, тайн, которые ещё предстоит разгадать. Таким образом, перед ребёнком открывается познавательная перспектива дальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания.

Помимо поддержки исследовательской активности, взрослый организует познавательные игры, поощряет интерес детей к различным развивающим играм и занятиям, например, лото, шашкам, шахматам, конструированию и пр.

В сфере развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности

Взрослые создают возможности для развития у детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общих представлений в естественно-научной области, математике, экологии. Взрослые читают книги, проводят беседы, экскурсии, организуют просмотр фильмов, иллюстраций познавательного содержания и предоставляют информацию в других формах. Побуждают детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий.

Знакомство с социокультурным окружением предполагает знакомство с названиями улиц, зданий, сооружений, организаций и их назначением, с транспортом, дорожным движением и правилами безопасности, с различными профессиями людей.

Усвоение детьми ценностей, норм и правил, принятых в обществе, лучше всего происходит при непосредственном участии детей в его жизни, в практических ситуациях, предоставляющих поводы и темы для дальнейшего обсуждения.

Широчайшие возможности для познавательного развития предоставляет свободная игра. Следуя интересам и игровым потребностям детей, взрослые создают для неё условия, поддерживают игровые (ролевые) действия, при необходимости предлагают варианты развёртывания сюжетов, в том числе связанных с историей и культурой, а также с правилами поведения и ролями людей в социуме.

Участвуя в повседневной жизни, наблюдая за взрослыми, ребёнок развивает математические способности и получает первоначальные представления о значении для человека счёта, чисел, приобретает знания о формах, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве, закономерностях и структурах. Испытывая положительные эмоции от обращения с формами, количествами, числами, а также с пространством и временем, ребёнок незаметно для себя начинает ещё до школы осваивать их математическое содержание.

Благодаря освоению математического содержания окружающего мира в дошкольном возрасте у большинства детей развиваются предпосылки успешного учения в школе и дальнейшего изучения математики на протяжении всей жизни. Для этого важно, чтобы освоение математического содержания на ранних ступенях образования сопровождалось позитивными эмоциями - радостью и удовольствием.

Предлагая детям математическое содержание, нужно также иметь в виду, что их индивидуальные возможности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер. По завершении этапа дошкольного образования между детьми наблюдается большой разброс в знаниях, умениях и навыках, касающихся математического содержания.

В соответствии с принципом интеграции образовательных областей, Программа предполагает взаимосвязь математического содержания с другими разделами Программы. Особенно тесно математическое развитие в раннем и дошкольном возрасте связано с социально-коммуникативным и речевым развитием. Развитие математического мышления происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включённую в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях.

Воспитатели систематически используют ситуации повседневной жизни для математического развития, например, классифицируют предметы, явления, выявляют последовательности в процессе действий "сначала это, потом то..." (ход времени, развитие сюжета в сказках и историях, порядок выполнения деятельности и др.), способствуют формированию пространственного восприятия (спереди, сзади, рядом, справа, слева и др.) и т.п., осуществляя при этом речевое сопровождение.

Элементы математики содержатся и могут отрабатываться на занятиях музыкой и танцами, движением и спортом. На музыкальных занятиях при освоении ритма танца, при выполнении физических упражнений дети могут осваивать счёт, развивать пространственную координацию. Для этого воспитателем совместно с детьми осуществляется вербализация математических знаний, например фразами "две ноги и две руки", "встать парами", "рассчитаться на первый и второй", "в команде играем вчетвером"; "выполняем движения под музыку в такт: раз, два, три, раз, два, три"; "встаём в круг" и др.

Математические элементы могут возникать в рисунках детей (фигуры, узоры), при лепке, конструировании и других видах детской творческой активности. Воспитатели обращают внимание детей на эти элементы, проговаривая их содержание и употребляя соответствующие слова-понятия (круглый, больше, меньше, спираль - о домике улитки, квадратный, треугольный - о рисунке дома с окнами и т.п.).

У детей развивается способность ориентироваться в пространстве (право, лево, вперёд, назад и т.п.); сравнивать, обобщать (различать, классифицировать) предметы; понимать последовательности, количества и величины; выявлять различные соотношения (например, больше - меньше, толще - тоньше, длиннее - короче, тяжелее - легче и др.); применять основные понятия, структурирующие время (например, до - после, вчера - сегодня - завтра, названия месяцев и дней); правильно называть дни недели, месяцы, времена года, части суток. Дети получают первичные представления о геометрических формах и признаках предметов и объектов (например, круглый, с углами, с таким-то количеством вершин и граней), о геометрических телах (например, куб, цилиндр, шар).

У детей формируются представления об использовании слов, обозначающих числа. Они начинают считать различные объекты (например, предметы, звуки и т.п.) до 10, 20 и далее в зависимости от индивидуальных особенностей развития.

Развивается понимание соотношения между количеством предметов и обозначающим это количество числовым символом; понимание того, что число является выражением количества, длины, веса, времени или денежной суммы; понимание назначения цифр как способа кодировки и маркировки числа (например, номер телефона, почтовый индекс, номер маршрута автобуса).

Развивается умение применять такие понятия, как "больше, меньше, равно"; устанавливать соотношения (например, "как часто", "как много", "насколько больше"); использовать в речи геометрические понятия (например, "треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, куб, шар, цилиндр, точка, сторона, угол, площадь, вершина угла, грань").

Развивается способность воспринимать "на глаз" небольшие множества до 6-10 объектов (например, при играх с использованием игральных костей или на пальцах рук).

Развивается способность применять математические знания и умения в практических ситуациях в повседневной жизни (например, чтобы положить в чашку с чаем две ложки сахара), в различных видах образовательной деятельности (например, чтобы разделить кубики поровну между участниками игры), в том числе в других образовательных областях.

Развитию математических представлений способствует наличие соответствующих математических материалов, подходящих для счёта, сравнения, сортировки, выкладывания последовательностей и т.п.

Программа оставляет Организации право выбора способа формирования у воспитанников математических представлений, в том числе с учётом особенностей реализуемых основных образовательных программ, используемых вариативных образовательных программ.

Речевое развитие

В области речевого развития ребёнка основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:

- формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребёнка;

- приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.

В сфере совершенствования разных сторон речи ребёнка

Речевое развитие ребёнка связано с умением вступать в коммуникацию с другими людьми, умением слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на неё собственным откликом, адекватными эмоциями, т.е. тесно связано с социально-коммуникативным развитием. Полноценное речевое развитие помогает дошкольнику устанавливать контакты, делиться впечатлениями. Оно способствует взаимопониманию, разрешению конфликтных ситуаций, регулированию речевых действий. Речь как важнейшее средство общения позволяет каждому ребёнку участвовать в беседах, играх, проектах, спектаклях, занятиях и т.д., проявляя при этом свою индивидуальность. Педагоги должны стимулировать общение, сопровождающее различные виды деятельности детей, например, поддерживать обмен мнениями по поводу детских рисунков, рассказов и т.д.

Овладение речью (диалогической и монологической) не является изолированным процессом, оно происходит естественным образом в процессе коммуникации: во время обсуждения детьми (между собой или со взрослыми) содержания, которое их интересует, действий, в которые они вовлечены. Таким образом, стимулирование речевого развития является сквозным принципом ежедневной педагогической деятельности во всех образовательных областях.

Взрослые создают возможности для формирования и развития звуковой культуры, образной, интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха, правильного звуко- и словопроизношения, поощряют разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, песен; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество.

В сфере приобщения детей к культуре чтения литературных произведений

Взрослые читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию, в том числе на слух. Детям, которые хотят читать сами, предоставляется такая возможность.

У детей активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области познавательно-исследовательского, художественно-эстетического, социально-коммуникативного и других видов развития. Взрослые могут стимулировать использование речи для познавательно-исследовательского развития детей, например отвечая на вопросы "Почему?..", "Когда?..", обращая внимание детей на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их. Например, ребёнок говорит: "Посмотрите на это дерево", а педагог отвечает: "Это берёза. Посмотри, у неё набухли почки и уже скоро появятся первые листочки".

Детям с низким уровнем речевого развития взрослые позволяют отвечать на вопросы не только словесно, но и с помощью жестикуляции или специальных средств.

Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов.

Программа оставляет Организации право выбора способа речевого развития детей) в том числе с учётом особенностей реализуемых основных образовательных программ, используемых вариативных образовательных программ и других особенностей реализуемой образовательной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие

В области художественно-эстетического развития ребёнка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

- развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;

- развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;

- приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества

Программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и других видах художественно-творческой деятельности.

Эстетическое отношение к миру опирается прежде всего на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.

Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации.

В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла

Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребёнком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссёрские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.

В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства.

В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) - создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.

В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссёрской игре - языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей.

Физическое развитие

В области физического развития ребёнка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

- становления у детей ценностей здорового образа жизни;

- развития представлений о своём теле и своих физических возможностях;

- приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;

- формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.

В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни

Взрослые способствуют развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью. Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр. Взрослые способствуют формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков. Создают возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.

В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития представлений о своём теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте

Взрослые уделяют специальное внимание развитию у ребёнка представлений о своём теле, произвольности действий и движений ребёнка.

Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории (горки, качели и т.п.), подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма.

Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного, не наносящего ущерба организму выполнения основных движений.

Взрослые проводят физкультурные занятия, организуют спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у детей интерес к различным видам спорта, предоставляют детям возможность кататься на коньках, лыжах, ездить на велосипеде, плавать, заниматься другими видами двигательной активности.

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми

 

Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребёнка и пронизывает все направления образовательной деятельности.

С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребёнок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации и пр.), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.

Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнёра, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребёнка. Партнёрские отношения взрослого и ребёнка в Организации и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях "свободного воспитания". Основной функциональной характеристикой партнёрских отношений является равноправное относительно ребёнка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнёр.

Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребёнка таким, какой он есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребёнка под какой-то определённый "стандарт", а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребёнка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребёнку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний. Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребёнка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребёнку чувство психологической защищённости, способствует развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.

Личностно-порождающее взаимодействие способствует формированию у ребёнка различных позитивных качеств. Ребёнок учится уважать себя и других, т.к. отношение ребёнка к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих взрослых. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. Когда взрослые предоставляют ребёнку самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления.

Ребёнок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда взрослые поддерживают индивидуальность ребёнка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, ребёнок не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребёнком моральных норм.

Ребёнок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь взрослый везде, где это возможно, предоставляет ребёнку право выбора того или действия. Признание за ребёнком права иметь своё мнение, выбирать занятия по душе, партнёров по игре способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности за свой выбор.

Ребёнок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное.

Ребёнок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребёнку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами.

Ребёнок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из общения со взрослыми и переносит его на других людей.

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

 

Цели и задачи партнёрства с родителями (законными представителями)

Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребёнка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагогам, реализующим образовательные программы дошкольного образования, необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, её ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.

Тесное сотрудничество с семьёй делает успешной работу Организации. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребёнок ведёт себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребёнке является основой для воспитательного партнёрства между родителями (законными представителями) и воспитателями, т.е. для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей.

Взаимодействие с семьёй в духе партнёрства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.

Партнёрство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие "партнёрство" подразумевает, что семья и Организация равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения. Согласие партнёров с общими целями и методами воспитания и сотрудничество в их достижении позволяют объединить усилия и обеспечить преемственность и взаимодополняемость в семейном и внесемейном образовании.

Особенно важен диалог между педагогом и семьёй в случае наличия у ребёнка отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их решения. В диалоге проходит консультирование родителей (законных представителей) по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны Организации и семьи.

Педагоги поддерживают семью в деле развития ребёнка и при необходимости привлекают других специалистов и службы (консультации психолога, логопеда, дефектолога и др.).

Таким образом, Организации занимаются профилактикой и борются с возникновением отклонений в развитии детей на ранних стадиях развития.

Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями, способствующими позитивному проведению диалога.

Диалог с родителями (законными представителями) необходим также для планирования педагогической работы. Знание педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет эффективнее решать образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт.

Педагоги, в свою очередь, также должны делиться информацией с родителями (законными представителями), о своей работе и о поведении детей во время пребывания в Организации. Родители (законные представители), как правило, хотят знать о возможностях сотрудничества, способствующего адаптации ребёнка к Организации, его развитию, эффективному использованию предлагаемых форм образовательной работы.

В этом случае ситуативное взаимодействие способно стать настоящим образовательным партнёрством.

Организация может предложить родителям (законным представителям) активно участвовать в образовательной работе и в отдельных занятиях. Родители (законные представители) могут привнести в жизнь Организации свои особые умения, пригласить детей к себе на работу, поставить для них спектакль, организовать совместное посещение музея, театра, помочь с уборкой территории и вывозом мусора, сопровождать группу детей во время экскурсий и т.п.

Разнообразные возможности для привлечения родителей (законных представителей) предоставляет проектная работа. Родители (законные представители) могут принимать участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий и т.д., могут также самостоятельно планировать родительские мероприятия и проводить их своими силами. Организацией поощряется обмен мнениями между родителями (законными представителями), возникновение социальных сетей и семейная самопомощь.

2.5. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

 

Общий объём образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается с учётом направленности Программы в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведённое на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и др.) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ.

Задачами деятельности образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования, по выполнению образовательной программы в группах компенсирующей и комбинированной направленности являются:

- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

- формирование предпосылок учебной деятельности;

- сохранение и укрепление здоровья;

- коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

- создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для детей с ОВЗ, так и для нормально развивающихся детей, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива;

- формирование у детей общей культуры.

Коррекционно-развивающая работа строится с учётом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и заключений психолого-медико-педагогической комиссии.

Организация образовательного процесса в группах компенсирующей и комбинированной направленности предполагает соблюдение следующих позиций:

1) регламент проведения и содержание занятий с ребёнком с ОВЗ специалистами дошкольной образовательной организации (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом), воспитателями, педагогами дополнительного образования;

2) регламент и содержание работы тьютора;

3) регламент и содержание работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) дошкольной образовательной организации.

В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.

В группах комбинированной направленности существуют две программы. Для ребёнка с ОВЗ на базе основной образовательной программы дошкольного образования разрабатывается и реализуется адаптированная образовательная программа (инклюзивное образование) с учётом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и его социальную адаптацию. Остальные дети группы комбинированной направленности обучаются по основной образовательной программе дошкольного образования.

При составлении адаптированной образовательной программы необходимо ориентироваться:

- на формирование личности ребёнка с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания;

- на создание оптимальных условий совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;

- на личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности и целенаправленное формирование ориентации в текущей ситуации, принятие решения, формирование образа результата действия, планирование, реализацию программы действий, оценку результатов действия, осмысление результатов.

В течение месяца с момента начала посещения группы (продолжения посещения после летнего периода) осуществляется педагогическая и психологическая диагностика, в том числе ребёнка с ОВЗ. Результаты проведённого обследования развития ребёнка используются для составления адаптированной образовательной программы, выстраиваемой на основе основной образовательной программы группы путём применения адекватных способов индивидуализации и создания специальных условий её реализации.

В адаптированной образовательной программе определяется специфическое для ребёнка с ОВЗ соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объём и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства, содержание работы тьютора. Адаптированная образовательная программа обсуждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребёнка. В её структуру, в зависимости от психофизического развития и возможностей ребёнка, структуры и тяжести недостатков, интегрируются необходимые модули коррекционных программ, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с ОВЗ и т.д.

Реализация адаптированной образовательной программы ребёнка с ОВЗ строится с учётом:

- особенностей и содержания взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения;

- особенностей и содержания взаимодействия между сотрудниками Организации;

- вариативности и технологий выбора форм и методов подготовки ребёнка с ОВЗ к включению;

- критериев готовности ребёнка с ОВЗ к продвижению по этапам инклюзивного процесса;

- организации условий для максимального развития и эффективной адаптации ребёнка в инклюзивной группе.

Координация реализации программ образования осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума дошкольной образовательной организации с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации образовательных программ.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.