Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо о порядке налогообложения доходов, полученных физическим лицом на основании договора уступки права требования, и сообщает следующее.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно письма Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 "О формировании единой правоприменительной практики", направленного письмом ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097 "О направлении письма Минфина России" в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети "Интернет" либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.
Постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 22.07.2015 N 8-ПВ15 (далее - Постановление) отменены и направлены на новое рассмотрение судебные акты судов первой и апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении требований Игнатовой Е.С. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении, в связи с отсутствием специальных норм, устанавливающих порядок определения налоговой базы при переуступке права требования по договорам займа, в силу положений статьи 41 Кодекса, налогооблагаемой базой по таким договорам является экономическая выгода в виде разницы между выручкой, полученной по договору уступки права требования, и суммой платежа, на основании которого такое право приобретено.
Учитывая изложенное, расходы, понесенные налогоплательщиком при приобретении права требования дебиторской задолженности, могут быть учтены при определении налоговой базы при получении доходов в виде денежных средств, поступивших от должника.
Действительный |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Возник вопрос о порядке налогообложения доходов, полученных физлицом на основании договора уступки права требования.
В случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства о налогах и сборах не согласуются с судебной практикой ВАС РФ, ВС РФ, налоговые органы при реализации своих полномочий руководствуются актами и письмами судов.
Президиум ВС РФ ранее разъяснил следующее (постановление от 22.07.2015 N 8-ПВ15). В связи с отсутствием специальных норм, устанавливающих порядок определения налоговой базы при переуступке права требования по договорам займа, налогооблагаемой базой по таким договорам является экономическая выгода в виде разницы между выручкой, полученной по договору уступки права требования, и суммой платежа, на основании которого такое право приобретено.
Таким образом, расходы, понесенные налогоплательщиком при приобретении права требования дебиторской задолженности, могут быть учтены при определении налоговой базы при получении доходов в виде денежных средств, поступивших от должника.
Письмо Федеральной налоговой службы от 9 февраля 2016 г. N БС-4-11/1889@ "О налогообложении доходов физических лиц"
Текст письма официально опубликован не был