Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 11 декабря 2015 г. N 03-03-06/1/72636
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о применении статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
В статье 266 Кодекса определено, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном статьей 266 Кодекса.
В отношении дебиторской задолженности, просроченной с даты оплаты по договору, сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности, исчисляется в соответствии с пунктом 4 статьи 266 Кодекса и включается на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 265 Кодекса в состав внереализационных расходов налогоплательщика, применяющего метод начисления.
Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
Таким образом, налогоплательщик вправе сформировать резерв по сомнительным долгам в отношении дебиторской задолженности, если она соответствует критериям сомнительного долга, установленным пунктом 1 статьи 266 Кодекса, при условии соблюдения порядка, определенного статьей 266 Кодекса.
Согласно статье 313 Кодекса налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом.
Данные налогового учета должны отражать, в том числе, порядок формирования сумм создаваемых резервов (абзац восьмой статьи 313 Кодекса).
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (абзац пятый статьи 313 Кодекса).
Согласно статье 285 Кодекса налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Учитывая изложенное, если налогоплательщик в целях налогообложения прибыли организаций принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, то он должен соблюдать порядок, установленный статьей 266 Кодекса, в том числе в части сроков включения сумм отчислений в резервы в состав внереализационных расходов, то есть на последнее число отчетного (налогового) периода.
При этом порядок формирования сумм создаваемых резервов прописывается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения самостоятельно.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если налогоплательщик в целях налогообложения прибыли организаций принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, то он должен соблюдать установленный порядок, в том числе в части сроков включения сумм отчислений в резервы в состав внереализационных расходов, то есть на последнее число отчетного (налогового) периода.
При этом порядок формирования сумм создаваемых резервов прописывается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения самостоятельно.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 11 декабря 2015 г. N 03-03-06/1/72636
Текст письма опубликован в журнале "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", февраль 2016 г., N 2