Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 октября 2015 г. N 3-18-37/00-08-15
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
рассмотрев материалы о распространении в 2015 году рекламы услуг ПАО "Сбербанк России" по сети подвижной радиотелефонной связи посредством смс-сообщения,
в присутствии представителей лиц, участвующих в деле:
лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ПАО "Сбербанк России" (адрес: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д.19; ИНН 7707083893; КПП 775001001; ОГРН 1027700132195; дата регистрации: 16.08.2002) - <...> (доверенность N 106-Д от 14.02.2014), <...> (доверенность N 404-Д от 05.10.2015), установила:
В ФАС России поступило обращение гражданина о распространении 28 августа 2015 года рекламы финансовых услуг ПАО "Сбербанк России" по сети подвижной радиотелефонной связи посредством смс-сообщений.
Гражданин <...> (далее - Заявитель) указал, что на его телефонный номер посредством смс-сообщения 28 августа 2015 года поступила реклама финансовых услуг ПАО "Сбербанк России" после его обращения в ПАО "Сбербанк России" с требованием прекратить рекламные рассылки на его абонентский номер.
09.06.2015 Заявителю пришло смс-сообщение о том, что его претензия зарегистрирована под номером 000913-2015-075539. Письмом ПАО "Сбербанк России" от 17.06.2015 Заявителю сообщили, что его претензия принята к исполнению.
Вместе с тем 28.08.2015 в 16:32 на абонентский номер Заявителя <...> поступила реклама финансовых услуг ПАО "Сбербанк России":
"<...>, только с 13.08.15 по 30.09.15 - вклад в Сбербанке по специальной ставке! Успейте открыть вклад Счастливый процент и будьте уверены в надежном сохранении и приумножении Ваших средств! Сделайте это прямо сейчас через Сбербанк Онлайн: http://online.sberbank.ru Ваш Сбербанк"
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, при этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу пункта 1 и пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" информация о вкладе "Счастливый процент", размещенная в смс-сообщении, является рекламой финансовых услуг, поскольку направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - вкладу "Счастливый процент", формированию и поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке, а так же лицу, оказывающему услугу - ПАО "Сбербанк России".
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В данной норме под неопределённым кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, и о которых заранее не известно откликнутся ли они на рекламное послание по поводу объекта рекламирования (например, приобретут ли рекламируемый товар).
Физические лица, получившие смс-сообщения от банка, в том числе одно физическое лицо, составляют такой неопределённый круг, поскольку заранее не известно ознакомятся ли они с смс-сообщением об услугах ПАО "Сбербанк России" и вступят ли в конкретные правоотношения по поводу открытия вклада.
По смыслу законодательного определения рекламы рекламой считается та информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок.
Данные признаки содержатся в информации, направленной ПАО "Сбербанк России" Заявителю - абоненту мобильной связи, посредством смс-сообщения. Информация об услугах банка распространялась среди неопределенного круга лиц, была направлена на привлечение внимания к услугам банка и формирование интереса к ним. Такая информация отвечает законодательному определению рекламы и является рекламой.
Из нормы части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" следует, что отсутствие согласия абонента на получение рекламы предполагается, если иное не доказано рекламораспространителем.
Заявитель предоставил сведения, свидетельствующие о направлении заявления в адрес ПАО "Сбербанк России" с требованием прекратить всю возможную рекламную рассылку. Указанное заявление было зарегистрировано в ПАО "Сбербанк России" 09.06.2015.
Таким образом, распространение смс-рекламы услуг ПАО "Сбербанк России" посредством смс-сообщения в августе 2015 года по сети электросвязи осуществлялось без согласия Заявителя с признаками нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
В ПАО "Сбербанк России" принят Регламент N 1890 от 6 мая 2010 по проведению рекламно-информационных смс-рассылок клиентам банка, утвержденный Старшим вице-президентом ПАО "Сбербанк России" <...>. Настоящий документ определяет порядок взаимодействия подразделений банка в процессе подготовки и проведения рекламно-информационных акций путем рассылки смс-сообщений клиентам банка.
Согласно указанному Регламенту формирование текстов смс-сообщений и итоговых списков рассылки, а также выполнение самой смс-рассылки осуществляется подразделениями банка.
Из представленных ПАО "Сбербанк России" документов следует, что согласие абонента <...> было получено Банком по заявлению на получение международной карты Сбербанк России N 40817.810.6.3817.7826837.
09.06.2015 <...> обратился в ПАО "Сбербанк России" с просьбой отключить его от смс-рассылки (претензия зарегистрирована под номером 000913-2015-075539). Письмом ПАО "Сбербанк России" от 17.06.2015 <...> сообщили, что его претензия принята к исполнению.
Вместе с тем 28.08.2015 на абонентский номер <...> снова поступила реклама финансовых услуг ПАО "Сбербанк России"
Из объяснений представителя ПАО "Сбербанк России" следует, что указанное рекламное сообщение было направлено гражданину <...> в связи с техническим сбоем при выгрузке типа обращения "ФЛ: Отключение рекламных рассылок по SMS" при формировании отчета СТОП-ЛИСТЫ-2, который не позволил своевременно произвести исключение гражданина <...> из списка адресатов информационной смс-рассылки.
ПАО "Сбербанк России" (117997, г. Москва, ул. Вавилова, д.19; ИНН 7707083893; КПП 775001001; ОГРН 1027700132195; дата регистрации: 16.08.2002) является рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы.
На основании части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия, решила:
1. Признать действия ПАО "Сбербанк России" нарушающими часть 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ПАО "Сбербанк России" предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО "Сбербанк России".
Решение изготовлено в полном объеме 26 октября 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 октября 2015 г. N 3-18-37/00-08-15
Текст решения официально опубликован не был