Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 марта 2016 г. N 03-04-06/15541 О предоставлении имущественного налогового вычета по НДФЛ в случае обращения налогоплательщика к работодателю за представлением имущественного налогового вычета не с первого месяца налогового периода

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 марта 2016 г. N 03-04-06/15541

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса установлено, что при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение, в частности, имущественного налогового вычета.

Пунктом 8 статьи 220 Кодекса установлено, что имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 данной статьи, могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю (налоговому агенту) при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты налоговым органом.

В соответствии со статьями 210 и 220 Кодекса имущественный налоговый вычет предоставляется путем уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 226 Кодекса исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Таким образом, в случае обращения налогоплательщика к работодателю за представлением имущественного налогового вычета не с первого месяца налогового периода данный вычет предоставляется начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился за его предоставлением применительно ко всей сумме дохода, начисленной налогоплательщику нарастающим итогом с начала налогового периода.

Порядок возврата налогоплательщику излишне удержанных налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумм налога на доходы физических лиц установлен статьей 231 Кодекса.

Возврат удержанных налоговым агентом сумм налога до получения от налогоплательщика письменного заявления о предоставлении имущественных налоговых вычетов и подтверждения налогового органа права налогоплательщика на получение указанных вычетов, на основании статьи 231 Кодекса невозможен, поскольку, правомерно удержанные налоговым агентом суммы налога не могут быть квалифицированы как излишне удержанные.

Вместе с этим сообщаем, что в письме Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-12/01/47571, доведенном до сведения территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097, было указано, что письма Минфина России, в которых разъясняются вопросы применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами. Эти письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер письма Минфина России от 07.11.2013 следует читать как "03-01-13/01/47571"

В случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети "Интернет" либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.

При этом руководствуясь вышеуказанными решениями судов следует иметь в виду, что поскольку в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах регулярно вносятся различные изменения и дополнения, то следует принимать во внимание тот налоговый период, к которому такие решения относятся.

 

И.о. директора Департамента

Р.А. Саакян

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Налогоплательщик имеет право на получение, в частности, имущественного налогового вычета.

Данные вычеты могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю (налоговому агенту). При этом право на вычет должно быть подтверждено налоговым органом.

Если налогоплательщик обратился к работодателю за вычетом не с первого месяца налогового периода, он предоставляется начиная с месяца обращения применительно ко всей сумме дохода, начисленной нарастающим итогом с начала налогового периода.

Порядок возврата налогоплательщику излишне удержанных налоговым агентом сумм НДФЛ установлен НК РФ.

Возврат удержанных налоговым агентом сумм налога до получения от налогоплательщика письменного заявления о предоставлении вычетов и подтверждения налогового органа права на указанные вычеты невозможен. Правомерно удержанные налоговым агентом суммы налога не могут быть квалифицированы как излишне удержанные.

Если письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства о налогах и сборах не согласуются с позицией ВАС РФ, ВС РФ, налоговые органы при реализации своих полномочий руководствуются актами и письмами судов.

При этом поскольку в законодательство о налогах и сборах регулярно вносятся различные изменения и дополнения, то следует принимать во внимание тот налоговый период, к которому такие решения относятся.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 марта 2016 г. N 03-04-06/15541


Текст письма опубликован в журнале "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", май 2016 г., N 5, в журнале "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", май 2016 г., N 5