Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
В соответствии с указанной нормой заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в пределах ограничений по сумме годового объема таких закупок, установленных указанной нормой. При этом отмечаем, что Законом N 44-ФЗ не установлены ограничения по количеству и одноименности закупок, которые заказчик вправе осуществить в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 112 Закона N 44-ФЗ заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, утвержденным совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н (далее - приказ N 761/20н) с учетом особенностей, установленных совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. N 182/7н (далее - приказ N 182/7н).
Согласно подпунктам 4 и 5 пункта 5 приказа N 182/7н информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, указывается в столбцах 1, 9 и 13 формы планов-графиков одной строкой по каждому коду бюджетной классификации в размере годового объема денежных средств.
После информации о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в столбцах 9 и 13 формы плана-графика указывается итоговая информация о годовых объемах закупок (тыс. рублей) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ. Через символ "/" указывается совокупный годовой объем закупок, определенный в соответствии с пунктом 16 статьи 3 Закона N 44-ФЗ;
Также отмечаем, согласно части 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта в случае, предусмотренном в том числе пунктом 4 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона, требования частей 4-9, 11-13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ заказчиком могут не применяться к указанному контракту, В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
Также следует отметить, что согласно части 1 статьи 103 Закона N 44-ФЗ в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 94 Закона N 44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге в случае заключения контракта в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ не отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе.
В соответствии с нормами статей 432 и 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается в любой форме, предусмотренной для совершения сделок (если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма), посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Таким образом, заказчик вправе компенсировать расходы по оплате коммунальных услуг и расходы по содержанию и ремонту помещений на основании выставленных счетов в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ), а также услуг центрального депозитария.
Согласно части 4 Закона N 147-ФЗ указанный закон регулирует деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сферах услуг по передаче электрической энергии, услуг по передаче тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "части 4 Закона N 147-ФЗ" имеется в виду "статьи 4 Закона N 147-ФЗ"
При этом согласно статье 3 Закона N 147-ФЗ субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
По мнению Департамента, в ситуации, когда заказчик безвозмездно пользуется жилыми помещениями и не имеет при этом возможности заключить контракт на оплату коммунальных услуг в соответствии с пунктами 8 и 29 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, такой заказчик вправе возмещать затраты балансодержателю на закупку товаров (работ, услуг), которые поставляются (выполняются, оказываются) субъектами естественных монополий, на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в том числе услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, энергоснабжению по существующим тарифам.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению Минэкономразвития России, если заказчик безвозмездно пользуется жилыми помещениями и не имеет возможности заключить контракт на оплату коммунальных услуг, то он вправе возмещать расходы балансодержателю на закупку товаров (работ, услуг), которые поставляются (выполняются, оказываются) субъектами естественных монополий, в т. ч. услуг по водо-, тепло-, газо-, энерго-, водоотведению по существующим тарифам.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 18 ноября 2015 г. N Д28и-3447 "О разъяснении положении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был