Решение Экономического совета СНГ от 10 декабря 2015 г. "О ходе выполнения Решения Совета глав правительств СНГ о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 года и о Тарифной политике железных дорог государств - участников СНГ на 2015 фрахтовый год"

Решение Экономического совета СНГ от 10 декабря 2015 г.
"О ходе выполнения Решения Совета глав правительств СНГ о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 года и о Тарифной политике железных дорог государств - участников СНГ на 2015 фрахтовый год"

 

Экономический совет Содружества Независимых Государств решил:

1. Принять к сведению Информацию о ходе выполнения Решения Совета глав правительств СНГ о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 года и о Тарифной политике железных дорог государств - участников СНГ на 2015 фрахтовый год (прилагается).

2. Совету по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества продолжить работу по совершенствованию согласованной Тарифной политики железных дорог государств - участников СНГ, руководствуясь положениями Приоритетных направлений сотрудничества государств - участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года и Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств - участников СНГ до 2020 года, утвержденных решениями Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года и 18 октября 2011 года соответственно.

3. Рекомендовать железнодорожным администрациям государств - участников СНГ продолжить работу по совершенствованию механизмов определения базовых ставок Тарифной политики железных дорог государств - участников СНГ для развития конкурентной среды на рынке транспортных услуг.

 

От Азербайджанской Республики
Заместитель Министра
экономики и промышленности
Н. Сафаров

От Республики Армения
Вице-премьер-министр,
Министр международной
экономической интеграции
и реформ
В. Габриелян

От Республики Беларусь
Чрезвычайный и Полномочный
Посол Республики Беларусь
в Российской Федерации,
Полномочный представитель
Республики Беларусь при
Экономическом совете СНГ
И. Пертишенко

От Республики Казахстан
Полномочный представитель
Республики Казахстан в Комиссии
по экономическим вопросам при
Экономическом совете СНГ
О. Песков

От Кыргызской Республики
Полномочный представитель
Кыргызской Республики в Комиссии
по экономическим вопросам при
Экономическом совете СНГ
З. Асанкожоева

От Республики Молдова
Заместитель Министра экономики
О. Калмык

От Российской Федерации
Первый заместитель Министра
экономического развития
А. Лихачев

От Республики Таджикистан
Чрезвычайный и Полномочный
Посол Республики Таджикистан
в Российской Федерации,
Полномочный представитель
Республики Таджикистан
в Комиссии по экономическим
вопросам при Экономическом
совете СНГ
И. Сатторов

От Туркменистана

От Республики Узбекистан

От Украины

 

Информация
о ходе выполнения Решения Совета глав правительств СНГ о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 года и о Тарифной политике железных дорог государств - участников СНГ на 2015 фрахтовый год

 

Тарифная политика железных дорог государств - участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении (далее - Тарифная политика СНГ) разрабатывается в соответствии с Концепцией установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года (далее - Концепция). В целях принятия Тарифной политики СНГ ежегодно проводится Тарифная конференция государств - участников СНГ (далее - Тарифная конференция).

Ставки Тарифной политики СНГ, применяемые железнодорожными администрациями, основаны на единой базе. Уровень ставок является максимальным. Вместе с тем каждая администрация имеет возможность снижения и увеличения объявленного предельного тарифа, а также предоставления грузоотправителям льготных условий перевозок.

Железнодорожные администрации проводят работу по совершенствованию Тарифной политики СНГ, направленную на привлечение дополнительных объемов перевозок. В этих целях устанавливаются конкурентоспособные сквозные ставки на перевозки грузов, разрабатываются и реализуются программы по снижению себестоимости перевозок, используются средства государственных бюджетов для поддержки пассажирских перевозок, осуществляются поставки подвижного состава, развитие приграничной инфраструктуры и строительство объектов производственного назначения.

 

О Тарифной политике на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ на 2015 фрахтовый год

 

В период с 28 по 31 октября 2014 года в г. Тбилиси (Грузия) состоялась XXIII Тарифная конференция, где с участием представителей железнодорожных администраций была принята Тарифная политика железных дорог государств - участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении на 2015 фрахтовый год. В ее работе приняли участие все железнодорожные администрации государств - участников СНГ, Грузии, Латвийской Республики и Эстонской Республики, а также в качестве приглашенных присутствовали представители железных дорог Литовской Республики.

Принятая XXIII Тарифной конференцией Тарифная политика СНГ на 2015 фрахтовый год разработана в соответствии с основными принципами формирования и применения согласованной тарифной политики на перевозку грузов, определенных Концепцией в международном сообщении.

При принятии документа Тарифной конференцией были рассмотрены 24 предложения железнодорожных администраций, большая часть которых была согласована.

Приняты следующие дополнения и изменения к Тарифной политике СНГ на 2015 фрахтовый год, касающиеся:

правил начисления платы за перевозку груженого вагона, который используется под установку контрольной рамы, при перевозке негабаритных грузов;

правил начисления платы за перевозку негабаритных грузов разных наименований, допущенных к совместной перевозке по одной накладной, но имеющих одинаковую малую степень негабаритности;

определения массы сборной повагонной отправки, которая имеет негабаритный груз;

уточнения определения платы за перевозку по железным дорогам Республики Молдова в рефрижераторных вагонах, поданных взамен крытых вагонов, в вагонах-термосах и вагонах-ледниках;

уточнения определения платы за перевозку по железным дорогам Республики Молдова грузов боковой и нижней негабаритностей 6-й степени и сверхнегабаритных на 4-осных платформах и в полувагонах, на 4-, 6- и 8-осных транспортерах в составе грузовых поездов и с отдельным локомотивом, за перевозку всех грузов на транспортерах, имеющих 12 осей и более, а также на транспортерах сцепного типа с промежуточными платформами;

введения кодировки кодом Гармонизированной номенклатуры грузов (ГНГ) отдельного вагона без груза при проезде проводников грузоотправителя (грузополучателя);

уточнения в пункте 7 "Оформление перевозочных документов, исчисление провозных платежей" правила оформления железнодорожной накладной станции переотправки груза с водного, автомобильного, трубопроводного или авиационного транспорта на железнодорожный транспорт;

изменений, принятых в рамках единого и международного транзитных тарифов (ЕТТ и МТТ), в части изменения таблиц базовых ставок на перевозки груженых и порожних универсальных крупнотоннажных и среднетоннажных контейнеров по железным дорогам Эстонской Республики;

тарифных условий железнодорожных администраций - участниц Тарифного соглашения железнодорожных администраций (железных дорог) государств - участников Содружества Независимых Государств от 17 февраля 1993 года (далее - Тарифное соглашение).

Следует отметить, что в основном железнодорожными администрациями были сохранены тарифные условия 2014 года.

В связи с вступлением в силу с 1 июля 2015 года новой редакции отраслевого Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 года XXIII Тарифная конференция приняла решение внести соответствующие изменения в Тарифную политику СНГ начиная с 2016 года.

Тарифная политика, проводимая железнодорожными администрациями
государств - участников СНГ в 2014 году

 

Азербайджанская Республика

 

Тарифная политика закрытого акционерного общества "Азербайджанские железные дороги" (далее - ЗАО "АЖД") разрабатывается в соответствии с основными принципами формирования и применения согласованной Тарифной политики СНГ.

Проводимая на ЗАО "АЖД" гибкая тарифная политика служит созданию применяемых условий и увеличению объема транзитных и экспортно-импортных грузов на железной дороге по сравнению с другими видами транспорта и альтернативными транспортными коридорами. При этом особое внимание уделяется соответствию тарифных решений, развитию конкуренции при перевозке транзитных грузов на железнодорожном транспорте, созданию особых условий для перевозки грузов по территории Азербайджанской Республики.

Учитывая, что Азербайджанская Республика является транзитным государством на стыке Европы и Азии, в ЗАО "АЖД" постоянно совершенствуется формирование льготных транзитных тарифов.

Для привлечения дополнительных транзитных грузов к перевозке по территории Азербайджанской Республики ЗАО "АЖД" применяет льготные тарифы на грузы, перевозимые по международному транспортному коридору Европа - Кавказ - Азия (ТРАСЕКА). Большая часть перевозок дороги осуществляется по этому маршруту.

Тарифная политика ЗАО "АЖД" предусматривает дифференциацию тарифов по видам сообщений, видам отправок, родам грузов и другим категориям перевозок с введением коэффициентов к базовым тарифам с учетом платежеспособности спроса на перевозки.

В целях создания благоприятных условий для перевозок ЗАО "АЖД" использует предусмотренную Тарифным соглашением возможность согласования сквозных ставок на перевозки грузов с участием железных дорог нескольких государств - участников СНГ.

Многие вопросы согласованной Тарифной политики СНГ реализуются в рамках двух- и многосторонних договоренностей железнодорожных администраций - участниц Тарифного соглашения.

В ЗАО "АЖД" создана Тарифная комиссия, основной обязанностью которой является увеличение объемов перевозки грузов и применение целенаправленных льгот и тарифов.

Республика Армения

 

В 2014 году закрытое акционерное общество "Южно-Кавказская железная дорога" (далее - ЗАО "ЮКЖД") выполнило основные бюджетные параметры, удовлетворило спрос на перевозки железнодорожным транспортом. Компанией проводится комплексная и последовательная работа по сохранению грузоперевозок.

Одним из факторов, способствующих выполнению бюджетных параметров и сохранению объемов перевозок, является применяемая железной дорогой тарифная политика ЗАО "ЮКЖД" на перевозки грузов железнодорожным транспортом, которая была введена с 1 июля 2009 года.

Тарифная политика ЗАО "ЮКЖД" основана на принципах Тарифной политики СНГ. Ставки тарифной политики ЗАО "ЮКЖД" не включают налог на добавленную стоимость, начисление которого производится согласно действующему законодательству Республики Армения.

Оплата провозных платежей осуществляется в национальной валюте Республики Армения - драмах.

ЗАО "ЮКЖД", используя право снижения тарифов, предусмотренное Тарифным соглашением, и право согласования сквозных ставок, в целях обеспечения конкурентоспособности перевозок и увеличения объема грузооборота на взаимовыгодных для всех сторон условиях, сохранения уровня плановых объемов перевозок и снижения рисков резкого увеличения цен на товары первой необходимости (хлеб, сахар, мука и т.д.) для населения Республики Армения, приняло решение при расчете провозной платы в международном сообщении применять понижающие коэффициенты к предельным уровням ставок.

Одним из важнейших направлений компании является продолжение взаимодействия с другими железнодорожными администрациями по установлению конкурентоспособных тарифов на перевозки грузов, в частности с АО "Грузинская железная дорога". В 2014 году, как и в предыдущие годы, между Республикой Арменией и Грузией осуществлялись перевозки контейнеров в составе ускоренных контейнерных поездов со сквозной тарифной ставкой.

В настоящее время уровень тарифных ставок на перевозки грузов во внутреннем сообщении регулируется исключительно спросом на железнодорожные перевозки и уровнем ставок на перевозку грузов альтернативными видами транспорта (автомобильным) и практически не зависит от покрытия фактических затрат на эксплуатацию железной дороги.

Республика Беларусь

 

В 2014 году Тарифная политика СНГ применялась Белорусской железной дорогой в соответствии с законодательством при перевозках грузов транзитом через территорию Республики Беларусь, за исключением транзитных перевозок в Республику Казахстан, Российскою Федерацию, включая Калининградскую область, а также порты и в обратном направлении.

В соответствии с Концепцией Белорусская железная дорога проводит целенаправленную работу по совершенствованию Тарифной политики СНГ, направленную на привлечение дополнительных и сохранение существующих объемов перевозок грузов.

По результатам работы за 2014 год объем транзитных перевозок грузов составил 35,7 млн тонн (102% к 2013 году).

Белорусская железная дорога постоянно совершенствует транзитные тарифы, в том числе с учетом логистических параметров и величины транспортной составляющей в цене грузов.

В 2014 году на перевозки по конкретным маршрутам массовых грузов основной номенклатуры (нефти и нефтепродуктов, топлива дизельного, газойля, газов сжиженных, удобрений, черных металлов, злаков, угля каменного, руды и концентратов железных, брикетов из железной руды, чугуна и других грузов) были установлены фиксированные тарифные ставки, которые ниже ставок Тарифной политики СНГ в среднем на 30%.

На перевозки чугуна, кокса, метанола, газов сжиженных, нефтепродуктов, нефти сырой, лесоматериалов, глины, щебня, скоропортящихся грузов в рефрижераторном подвижном составе, масла рапсового, злаков, жмыхов, шрота, а также на перевозки приватных, арендованных вагонов в порожнем состоянии к ставкам Тарифной политики СНГ были установлены понижающие коэффициенты. Снижение составило от 15 до 60%.

Одним из важнейших направлений является работа с другими железнодорожными администрациями по установлению конкурентоспособных тарифов на перевозки грузов на приоритетных направлениях. Так, в целях привлечения объемов перевозки груженых крупнотоннажных контейнеров из Китая на собственном подвижном составе в составе контейнерного поезда длиной не менее чем из 57 условных вагонов по маршруту Достык (Республика Казахстан) - Брест (Республика Беларусь) Белорусской железной дорогой на паритетных условиях с российскими и казахстанскими железными дорогами была установлена единая тарифная ставка за контейнеро-километр.

Белорусская железная дорога большое внимание уделяет развитию контейнерных перевозок. В целях поддержания конкурентоспособных условий на перевозку грузов поездом комбинированного транспорта "Викинг" и контейнерным поездом "Зубр" тарифные ставки в 2014 году были сохранены на паритетных условиях с железнодорожными администрациями - участниками перевозок на уровне 2013 года. Объемы перевозок грузов поездами "Викинг" и "Зубр" в 20-футовом эквиваленте в 2014 году составили 49,6 тыс. контейнеров, или 102,1% к 2013 году.

Республика Казахстан

 

АО "НК "Казахстанские железные дороги" (далее - АО "НК "КТЖ") к действующим ставкам Тарифной политики СНГ в 2014 фрахтовом году были установлены следующие понижающие коэффициенты.

На перевозки оксида алюминия, отличного от искусственного корунда (глинозем - ГНГ 28182000), повагонными отправками по участку Дины Нурпеисовой - Болашак:

0,5 - в вагонах железных дорог (общий парк);

0,6 - в собственных (арендованных) вагонах;

0,5 - на перевозки алюминия (ГНГ 7601-7607, 7614 (кроме 76141)) из Таджикистана по участку Болашак - Дины Нурпеисовой вне зависимости от принадлежности подвижного состава;

0,7 - на перевозки грузов вне зависимости от принадлежности подвижного состава применяется коэффициент по направлениям:

Достык/Алтынколь - Болашак в универсальном подвижном составе;

Болашак - Достык, Алтынколь, Дины Нурпеисовой, Семиглавый Мар, Киргильда, Илецк в универсальном и специализированном подвижном составе.

В направлении Достык - Илецк I на приватных (собственных) платформах (швейцарских франков за контейнер):

груженый 20-футовый контейнер - 430;

груженый 40-футовый контейнер - 859;

порожний 20-футовый контейнер - 214;

порожний 40-футовый контейнер - 430.

В направлении Алтынколь - Илецк I на приватных (собственных) платформах (швейцарских франков за контейнер):

груженый 20-футовый контейнер - 396;

груженый 40-футовый контейнер - 790;

порожний 20-футовый контейнер - 198;

порожний 40-футовый контейнер - 395.

В направлении Достык - Илецк I на платформах железных дорог (швейцарских франков за контейнер):

груженый 20-футовый контейнер - 614;

груженый 40-футовый контейнер - 1 227;

порожний 20-футовый контейнер - 306;

порожний 40-футовый контейнер - 614.

В направлении Алтынколь - Илецк I на платформах железных дорог (швейцарских франков за контейнер):

груженый 20-футовый контейнер - 565;

груженый 40-футовый контейнер - 1 129;

порожний 20-футовый контейнер - 282;

порожний 40-футовый контейнер - 565.

На перевозки груженых и порожних собственных (арендованных) универсальных крупнотоннажных контейнеров на собственных (арендованных) платформах в направлении из третьих стран в третьи страны через пограничные переходы Достык и Алтынколь:

0,7 - по направлениям, кроме маршрутов через порт Актау;

0,5 - по маршруту через порт Актау и в обратном направлении.

0,7 - на перевозки грузов вне зависимости от принадлежности подвижного состава по направлениям:

Достык/Алтынколь - Болашак (в универсальном подвижном составе);

Болашак - Достык/Алтынколь, Дины Нурпеисовой, Семиглавый Мар, Киргильда, Илецк (в универсальном и специализированном подвижном составе).

На перевозки в период с 11 июня по 31 декабря 2014 года:

0,5 - алюминия (ГНГ 76011000) повагонными отправками вне зависимости от принадлежности по участку Оазис - Дины Нурпеисовой направлением из Республики Таджикистан;

0,5 - оксида алюминия, отличного от искусственного корунда (глинозем - ГНГ 28182000), повагонными отправками вне зависимости от принадлежности по участку Дины Нурпеисовой - Оазис направлением в Республику Таджикистан.

На перевозки в период с 4 августа 2014 года в направлении Достык - Илецк на приватных (собственных) платформах (швейцарских франков за контейнер):

груженый универсальный 45-футовый контейнер - 1 031;

груженый рефрижераторный 45-футовый контейнер - 1 160.

На перевозки в период с 4 августа 2014 года в направлении Достык - Илецк на платформах железных дорог (швейцарских франков за контейнер):

груженый универсальный 45-футовый контейнер - 1 472;

груженый рефрижераторный 45-футовый контейнер - 1 656.

На перевозки в период с 4 августа 2014 года в направлении Алтынколь - Илецк на приватных (собственных) платформах (швейцарских франков за контейнер):

груженый универсальный 45-футовый контейнер - 948;

груженый рефрижераторный 45-футовый контейнер - 1 067.

На перевозки в период с 4 августа 2014 года в направлении Алтынколь - Илецк на платформах железных дорог (швейцарских франков за контейнер):

груженый универсальный 45-футовый контейнер - 1 355;

груженый рефрижераторный 45-футовый контейнер - 1 524.

На период с 21 августа по 31 декабря 2014 года установлена специальная ставка в размере 18 швейцарских франков за тонну на перевозки руд и концентратов железных, включая обожженный пирит (ГНГ 2601), повагонными отправками на груженый рейс в собственном или арендованном подвижном составе со станций российских железных дорог назначением в Китайскую Народную Республику через межгосударственные стыковые пункты с Китайской Народной Республикой Достык и Алтынколь;

0,8 - на перевозки свежей плодоовощной продукции (ГНГ 0701-0709, 0803-0809, 12129100) со станций таджикских железных дорог в крытых собственных (арендованных) вагонах принадлежности (собственности) Республики Казахстан.

На перевозки грузов (кроме опасных) в приватных (собственных) контейнерах на приватных (собственных) платформах в груженом состоянии в составе контейнерных поездов в Китайскую Народную Республику через Достык и Алтынколь в направлении государств, железные дороги которых являются участниками Тарифного соглашения, и в обратном направлении установлены специальные ставки.

В направлении Достык - Семиглавый Мар на приватных (собственных) платформах (швейцарских франков за контейнер):

20-футовый контейнер - 430;

40-футовый контейнер - 859;

в направлении Алтынколь - Семиглавый Мар на приватных (собственных) платформах (швейцарских франков за контейнер):

20-футовый контейнер - 396;

40-футовый контейнер - 790.

На период с 1 сентября по 31 декабря 2014 года:

0,8 - на перевозки хлопка (ГНГ 140420, 5201-5203) повагонными отправками вне зависимости от принадлежности подвижного состава по всем транзитным направлениям казахстанских железных дорог;

0,8 - на перевозки удобрений (ГНГ 3102-3105) из Республики Узбекистан вне зависимости от вида отправки, принадлежности и типа подвижного состава по всем транзитным направлениям казахстанских железных дорог к ставкам, рассчитанным в соответствии с правилами тарифной политики АО "НК "КТЖ".

На период с 21 октября по 31 декабря 2014 года:

0,5 - на перевозки оксида алюминия, отличного от искусственного корунда (глинозем - ГНГ 28182000), по участкам Семиглавый Мар (экспортная) - Сары-Агач (экспортная), Киргильда (экспортная) - Сары-Агач (экспортная), Локоть (экспортная) - Сары-Агач (экспортная) назначением в Республику Таджикистан повагонными отправками вне зависимости от принадлежности подвижного состава.

На период с 17 ноября по 31 декабря 2014 года:

0,74 - на перевозки груженых приватных (собственных) рефрижераторных 45-футовых контейнеров вне зависимости от вида и принадлежности подвижного состава по участкам Достык/Алтынколь - Илецк.

Кыргызская Республика

 

Государственное предприятие "Национальная компания "Кыргызская железная дорога" применяет тарифы на железнодорожные перевозки грузов в экспортно-импортном сообщении в соответствии с Концепцией.

По результатам работы 2014 года отправление грузов составило 1 493,7 тыс. тонн, или 109,8% к уровню 2013 года, грузооборот выполнен в объеме 1 010 млн тонно-километров, или 100,8% к 2013 году.

В отношении тарифов на пассажирские перевозки в международном сообщении вопросы государственного регулирования остаются без изменения. Исключение составляет перевозка участников и инвалидов Великой Отечественной войны и граждан, приравненным к этой категории, - с 1 января 2010 года установлена ежемесячная денежная компенсация.

Государственное предприятие "Национальная компания "Кыргызская железная дорога" проводит постоянную работу с железнодорожными администрациями соседних государств по вопросам привлечения грузов и стимулирования транспортно-экономических связей.

 

Республика Молдова

 

Государственное предприятие "Железная дорога Молдовы" свою тарифную политику проводит строго в рамках Тарифного соглашения, постоянно ее совершенствуя и направляя на обеспечение конкурентоспособности перевозок грузов в международном сообщении.

В целях сохранения традиционных грузопотоков и привлечения дополнительных объемов перевозок грузов, следуемых по территории Республики Молдова, были установлены понижающие коэффициенты к ставкам Тарифной политики СНГ на 2014 год.

На перевозку транзитом по территориям Республики Молдова и Украины таких грузов, как уголь, окатыши, руда, минеральные удобрения, кокс, газы сжиженные, мазут, были согласованы сквозные тарифы.

Российская Федерация

 

С учетом требований Всемирной торговой организации Тарифная политика СНГ в части, касающейся открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), с 2014 года содержит только базовые ставки транзитных тарифов и не включает понижающие индексы и специальные ставки.

В соответствии с пунктом 1.8 Тарифной политики СНГ на 2014 фрахтовый год специальные тарифные условия на транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам установлены решением правления ОАО "РЖД", информация о них размещена на официальном сайте ОАО "РЖД". Данные решения правления ОАО "РЖД" формируют уровень транзитных тарифов по российским железным дорогам в 2014 году на уровне ставок 2013 года. Так, на 2014 фрахтовый год были установлены конкурентные сквозные тарифы на перевозки следующих грузов:

нефти сырой из Республики Казахстан со станций Кульсары и Махамбет в направлении пограничных пунктов пропуска с Украиной при условии выполнения гарантированного объема перевозок не менее 4 млн тонн;

хлопка из Республики Узбекистан через пограничные пункты пропуска Украины;

лома черных металлов из Республики Казахстан назначением в Республику Молдова;

глинозема и алюминия из Республики Таджикистан и в обратном направлении;

грузов в контейнерах из Китайской Народной Республики в Западную Европу через российские пограничные пункты пропуска Забайкальск, Гродеково, Наушки и казахстанский пограничный пункт пропуска Достык в контейнерах в составе контейнерных поездов.

Установлены пониженные тарифы на транзитные перевозки цветных металлов, угля, минеральных удобрений, нефти и нефтепродуктов, сахара-сырца в собственных зерновозах, а также на перевозки грузов в контейнерах.

В соответствии с Тарифным соглашением ОАО "РЖД" проводит работу по совершенствованию Тарифной политики СНГ, направленную на сохранение существующих и привлечение дополнительных объемов перевозок грузов.

В Тарифную политику СНГ на 2014 фрахтовый год внесены следующие дополнения:

уточнены правила исчисления платы за перевозку проводников грузоотправителя (грузополучателя) в отдельном вагоне;

уточнены правила начисления платы за перевозку опасных грузов в приватном (собственном) подвижном составе и приватных контейнерах;

уточнен расчет плат за перевозку порожних транспортеров независимо от принадлежности;

актуализированы правила определения платы за перевозку грузов с перевозочными приспособлениями, в том числе съемным оборудованием.

Республика Таджикистан

 

При формировании тарифов на перевозки грузов в международном сообщении ГУП "Таджикская железная дорога" руководствуется Концепцией.

В 2014 году в Тарифной политике СНГ были установлены понижающие коэффициенты на экспортно-импортные перевозки по ГУП "Таджикская железная дорога" на следующие грузы:

все грузы, прибывающие в Республику Таджикистан в адрес предприятий железнодорожного транспорта, - 0,5 (50%);

свежие и замороженные фрукты и овощи в рефрижераторном подвижном составе - 0,5 (50%); в крытых вагонах - 0,7 (30%);

глинозем - 0,9 (10%);

алюминий - 0,9 (10%).

Также в течение 2014 года были предоставлены скидки на экспорт:

кварцевого песка - 0,8 (20%);

алюминия - 0,5 (50%).

Дополнительные скидки ко всем действующим коэффициентам на экспортные перевозки отдельных видов сельскохозяйственной продукции в рефрижераторном и крытом подвижном составе предоставлялись по сезону.

За 2014 год объем перевозок железнодорожной администрацией Республики Таджикистан в целом снизился по сравнению с 2013 годом и составил: грузооборот - 391 млн тонно-километров нетто (меньше на 3,2%), погрузка грузов - 620,4 тыс. тонн (на 1,5%), транзитные перевозки - 1 735,7 тыс. тонн (на 8,6%), экспортные перевозки - 516 тыс. тонн (на 3,9%), импортные перевозки - 4 348,1 тыс. тонн (больше на 6,1% к 2013 году).

Экспорт алюминия из Республики Таджикистан за 2014 год снизился по сравнению с 2013 годом на 59,7 тыс. тонн, хлопка-волокна - на 5,6 тыс. тонн. Импорт глинозема снизился на 137,2 тыс. тонн.

Одной из немаловажных причин снижения объема перевозки является переориентация экспортно-импортных перевозок на автомобильный транспорт.

В общей структуре перевозок за 2014 год 7,6% занимает экспорт, 63,9% - импорт, 25,5% - транзит.

За указанный период отремонтировано капитальным ремонтом 74 вагона, деповским - 972 вагона, текущим ремонтом - 292 вагона.

Туркменистан

 

Министерство железнодорожного транспорта Туркменистана, являясь участником Тарифного соглашения, при осуществлении расчетов за перевозки грузов по территории Туркменистана в международном сообщении руководствуется положениями Тарифной политики СНГ.

В целях создания благоприятных условий для клиентов, пользующихся услугами по перевозке грузов, Министерством железнодорожного транспорта создаются благоприятные условия для доставки грузов по более коротким маршрутам, устанавливаются льготные тарифы в виде предоставления скидок.

В 2014 году в целях сохранения и привлечения дополнительных объемов грузов к действующим ставкам Тарифной политики СНГ на 2014 фрахтовый год были предоставлены следующие понижающие коэффициенты.

Для глинозема (ГНГ 2818) повагонными отправками парка собственного и железных дорог:

в размере 0,5 на транзитных участках Туркменбаши - Разъезд 161, Сарахс - Разъезд 161, Серхетяка - Разъезд 161;

в размере 0,55 - через порт Туркменбаши до станции Зергер с дальнейшим вывозом автомобильным транспортом (участок Туркменбаши - Зергер).

Для алюминия (ГНГ 7601) повагонными отправками парка собственного и железных дорог:

в размере 0,5 на транзитных участках Разъезд 161 - Туркменбаши, Разъезд 161 - Сарахс, Разъезд 161 - Серхетяка;

в размере 0,55 - погрузки с автомобильного транспорта по станции Зергер с вывозом через порт Туркменбаши (участок Зергер - Туркменбаши).

На перевозку всех видов грузов (за исключением глинозема (ГНГ 2818), алюминия (ГНГ 7601)) парком собственного подвижного состава и парком железных дорог, всеми типами подвижного состава и контейнерными (в том числе специализированными) отправками - в размере 0,7 на транзитных участках Серхетяка - Серхетабад, Серхетяка - Туркменбаши, Серхетяка - Разъезд 161, Серхетяка - Сарахс и обратно по указанным направлениям.

На транзитные перевозки по территории Туркменистана со станций отправления Республики Узбекистан - в размере 0,7 для таких грузов, как хлопок-волокно (ГНГ 5201, 5203), пшеница (ГНГ 1001), удобрения минеральные (ГНГ 3102-3105).

Республика Узбекистан

 

В целях привлечения объемов перевозок грузов по ГАЖК "Узбекские железные дороги" в международном сообщении за 2014 год были предоставлены скидки на перевозки отдельных грузов:

транзита зерновых грузов, глинозема, алюминия, нефти, нефтепродуктов, металлопроката, фоссырья, фосмуки, кокса;

экспорта консервированной и свежезамороженной плодовоовощной продукции, металлопроката, цемента, минеральных удобрений, химических грузов;

импорта лома черных металлов, нефти, сахара-сырца.

Сквозные ставки в 2014 году по ГАЖК "Узбекские железные дороги" не применялись.

Перевозки грузов в международном сообщении (транзит, экспорт, импорт) по территории Республики Узбекистан освобождены от налога на добавленную стоимость.

Украина

 

Железные дороги Украины руководствуются мерами регулирования тарифов в международном сообщении только при перевозках транзитных грузов. Тарифы на перевозки транзитных грузов по территории Украины установлены Тарифной политикой СНГ.

При формировании и установлении тарифов на перевозки транзитных грузов железные дороги Украины руководствуются основными принципами, определенными Концепцией, при этом также учитываются:

мониторинг основных ценообразующих факторов;

себестоимость перевозки железнодорожным транспортом;

уровень тарифов, который сложился в предыдущий фрахтовый год;

уровень тарифов на перевозки грузов во внутреннем сообщении;

динамика объемов перевозок отдельных родов грузов;

конъюнктура международного транспортного рынка и уровень тарифов на железных дорогах, которые составляют конкуренцию украинским железным дорогам;

уровень мировых цен на продукцию, которая перевозится железными дорогами;

доля транспортной составляющей в цене продукции;

другие факторы, которые существенно влияют на конкурентоспособность перевозок через территорию Украины.

В 2014 году транзитом по территории Украины было перевезено 29,5 млн тонн, что на 13,3% меньше, чем в 2013 году. Грузооборот составил 30,6 млрд тонно-километров и уменьшился на 9,7%. Среднее расстояние перевозок увеличилось до 1 038 километров, или на 4,2%.

В общем грузообороте удельный вес транзитных перевозок составил 14,5%, в общем объеме перевозок грузов - 7,6%. При этом 96% украинского транзита формировалось в государствах - участниках СНГ, в частности: в Республике Беларусь - 11%, в Республике Казахстан - 8%, в Республике Молдова - 4% и в Российской Федерации - 72%.

Основную номенклатуру в структуре перевозок транзитных грузов составляют руда железная и марганцевая - 28,7%, нефть и нефтепродукты - 24,7%, каменный уголь - 16,9%.

Одним из важнейших направлений является развитие контейнерных перевозок. В течение 2014 года перевозки в составе контейнерных поездов составляют 35% общего объема перевозимых контейнеров по территории Украины.

В 2014 году железными дорогами Украины были установлены льготные тарифы на перевозки угля каменного, руды железной, кокса, светлых и темных нефтепродуктов, газов сжиженных, черных металлов, чугуна, серы, минеральных удобрений и контейнеров.

В соответствии с законодательством железные дороги Украины осуществляют перевозки льготных категорий пассажиров. Так, в 2014 году за перевозку пассажиров были предоставлены льготы в размере 36,1 млн долларов США, из них получена компенсация в размере 10,3 млн долларов США, что составляет 28%. Задолженность бюджета перед железными дорогами Украины составила за 2014 год 25,8 млн долларов США.

В 2014 году железными дорогами Украины в дополнительное обустройство железнодорожных пунктов пропуска (пунктов перехода) через государственную границу с государствами - участниками СНГ вложено 204 тыс. долларов США собственных средств, а именно: на украинско-российской границе - 5,5 тыс. долларов США, украинско-белорусской - 103 тыс. долларов США, украинско-молдавской - 95,4 тыс. долларов США.

 

* * *

 

Данные железнодорожных администраций государств - участников СНГ о грузообороте и иных показателях приведены в таблицах 1 и 2.

 

Таблица 1

 

Справка о грузообороте железнодорожных администраций государств - участников СНГ

 

(млрд тонно-километров)

Железнодорожные администрации государств - участников СНГ

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Азербайджан

8,21

7,96

7,37

Армения

0,87

0,85

0,79

Беларусь

48,5

43,82

44,98

Казахстан

235,8

231,25

216,52

Кыргызстан

0,92

1

1,01

Молдова

0,94

1,24

1,18

Россия

2 222,39

2 196,22

2 298,56

Таджикистан

0,56

0,4

0,39

Туркменистан

10,68

12,42

13,33

Узбекистан

22,69

22,92

22,93

Украина

237,72

224,43

211,23

 

Таблица 2

 

Сведения о среднесуточном пробеге, времени оборота и статической нагрузке грузовых вагонов

 

Железнодорожные администрации государств - участников СНГ

Среднесуточный пробег грузового вагона (км)

Среднее время оборота грузового вагона (сутки)

Статическая нагрузка вагона (т/вагон)

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Азербайджан

158,7

164,9

147,4

4,56

4,29

4,53

55,48

56,3

57,73

Армения

141,7

157,9

162,3

3,2

3

2,89

59

58

58,6

Беларусь

138,4

141,7

141

4,21

4,14

4,16

54,85

55,39

56,19

Казахстан

230,8

253,5

259,5

6,63

5,97

5,76

63,42

63,16

63,53

Кыргызстан

77

61

74

3,04

3,58

3,66

40,89

47,85

55,08

Молдова

37,7

39,2

38,1

8,12

7,84

8,08

56,44

56,62

60,19

Россия

177,8

166,4

177,2

15,49

16,92

17

60,77

60,98

61,21

Таджикистан

54,7

52,1

56,6

2,29

2,21

2,05

58,5

59,2

60,6

Туркменистан

73,4

102,4

97,1

13,63

10,66

11,29

57,12

52,52

60,39

Узбекистан

73

75,5

77,4

6,13

5,08

4,5

53,81

51,44

51,14

Украина

143,8

111,7

102,7

6,15

7,55

8,66

63,56

64,13

64,33

Об эксплуатационной работе на сети железных дорог в 2014 году

 

В 2014 году на сети железных дорог государств - участников СНГ сохранилась тенденция превышения объемов перевозок относительно принятых обязательств.

План погрузки выполнен большинством железнодорожных администраций и в целом по сети составил 100%.

Железнодорожные администрации Азербайджанской Республики (больше на 8,7%), Республики Армения (на 10,8%), Республики Беларусь (на 1,5%), Кыргызской Республики (на 35,4%), Республики Молдова (на 6,8%) и Российской Федерации (на 0,6%) обеспечили увеличение погрузки грузов.

Обязательства по погрузке грузов не выполнили в полном объеме железнодорожные администрации Республики Казахстан (меньше на 4,7%), Республики Узбекистан (на 0,6%) и Украины (на 1,5%).

Оборот общего грузового вагона составил 15,04 суток и замедлен к нормативу на 0,27 суток.

Сокращено общее количество отцепок грузовых вагонов при сдаче на межгосударственных стыковых пунктах на 2 128 случаев, или на 3% к уровню 2013 года.

Количество отцепок грузовых вагонов увеличилось на железных дорогах Азербайджанской Республики (больше на 82%), Республики Беларусь (на 72%), Кыргызской Республики (на 13%), Республики Таджикистан (на 18%) и Туркменистана (на 60%).

Из общего числа отцепок:

по коммерческим причинам увеличились у железных дорог Республики Беларусь (больше в 4,7 раза), Кыргызской Республики (в 3,3 раза), Республики Таджикистан (на 6%), Туркменистана (на 82%) и Украины (на 9%);

таможенным причинам - у железных дорог Кыргызской Республики (на 85%) и Туркменистана (на 43%);

техническим причинам - у железных дорог Республики Казахстан (на 41%), Республики Таджикистан (на 10%) и Туркменистана (на 81%).

Наряду с определенными положительными моментами имеют место недоработки в организации эксплуатационной работы в международном сообщении, выполнении обязательств перед пользователями услуг железных дорог, а также в соблюдении нормативных документов, регламентирующих совместное использование грузовых вагонов и контейнеров. В частности, продолжаются нарушения Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств в части несогласованной погрузки грузовых вагонов в направлении не к железнодорожной администрации-собственнице. Не прекращаются случаи использования под погрузку собственных и арендованных грузовых вагонов без согласия собственника (арендатора).

Об эксплуатационной работе сети железных дорог в I квартале 2015 года

 

В I квартале 2015 года выполнены принятые обязательства по погрузке грузов железнодорожными администрациями Азербайджанской Республики (больше на 13,2%), Республики Казахстан (на 3,1%), Кыргызской Республики (на 6,2%), Российской Федерации (на 0,5%), Республики Таджикистан (на 5,6%), Туркменистана (на 34,4%) и Украины (на 5,3%).

Обязательства по погрузке выполнены не в полном объеме железнодорожными администрациями Республики Армения (меньше на 22,3%), Республики Беларусь (на 0,7%), Республики Молдова (на 25,7%), Республики Узбекистан (на 1,2%). По сравнению с аналогичным периодом 2014 года в целом по сети железных дорог погрузка сократилась на 6%.

Количество отцепленных вагонов при сдаче на межгосударственных стыковых пунктах в целом по сети железных дорог увеличилось на 1 058 вагонов, или на 6% к аналогичному периоду 2014 года.

Количество отцепленных грузовых вагонов увеличилось на железных дорогах Республики Беларусь (больше на 17%), Республики Таджикистан (на 5%) и Украины (на 7%) к аналогичному периоду прошлого года.

 

Совет по железнодорожному транспорту
государств - участников Содружества,
Исполнительный комитет СНГ

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Экономического совета СНГ от 10 декабря 2015 г. "О ходе выполнения Решения Совета глав правительств СНГ о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 года и о Тарифной политике железных дорог государств - участников СНГ на 2015 фрахтовый год"


Текст решения официально опубликован не был