Письмо Минфина России от 17 февраля 2016 г. N 03-04-09/8848
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2016 N 55 в связи с запросом о проверке конституционности закона и по вопросам, относящимся к своей компетенции, в части обложения налогом на доходы физических лиц ежемесячных денежных выплат, производимых ветерану боевых действий, сообщает следующее.
Статья 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Статьей 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены ежемесячные денежные выплаты, производимые ветеранам боевых действий.
Исчерпывающий перечень доходов, подлежащих освобождению от обложения налогом на доходы физических лиц, установлен статьей 217 Кодекса, и, по мнению Минфина России, не содержит оснований для освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц указанных доходов.
Статьями 19 и 57 Конституции Российской Федерации закреплены принципы всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы с соответствующего объекта налогообложения.
Таким образом, само по себе удержание налога на доходы физических лиц с доходов ветеранов боевых действий в виде ежемесячных денежных выплат, производимых в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", не может рассматриваться как нарушающее конституционные права гражданина.
В соответствии со статьей 34.2 Кодекса Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Обязанность по предоставлению разъяснений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, закрепленная в статье 34.2 Кодекса, не может рассматриваться как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку разъяснения Минфина России не содержат правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в них.
Кроме того, согласно пункту 6 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации являются органами, устанавливающими и выплачивающими ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий.
При этом территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не являются плательщиками налога на доходы физических лиц, а в силу положений статьи 226 Кодекса признаются налоговыми агентами в отношении выплачиваемых ими доходов и обязаны выполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьями 226 и 230 Кодекса.
Более того, Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, не является органом государственной власти, ответственным за соблюдение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
|
Ю.И. Зубарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом о ветеранах установлены ежемесячные денежные выплаты ветеранам боевых действий.
Исчерпывающий перечень доходов, освобождаемых от НДФЛ, установлен НК РФ. По мнению Минфина России, он не содержит оснований для освобождения от НДФЛ указанных доходов.
Само по себе удержание НДФЛ с доходов ветеранов боевых действий в виде данных ежемесячных денежных выплат не может рассматриваться как нарушение конституционных прав гражданина.
Разъяснено, что территориальные органы ПФР устанавливают и выплачивают ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий. При этом они признаются налоговыми агентами в отношении выплачиваемых ими доходов.
Письмо Минфина России от 17 февраля 2016 г. N 03-04-09/8848
Текст письма официально опубликован не был