Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50779.30-95 "Статистические методы. Приемочный контроль качества. Общие требования" (утв. постановлением Госстандарта России от 2 июня 1995 г. N 280)

 

Statistical methods. Acceptance sampling. General requirements

 

Дата введения - 1 июля 1996 г.

Введен впервые

 

Предисловие

 

1 Разработан и внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 125 "Стандартизация статистических методов управления качеством", Нижегородским научно-исследовательским центром контроля и диагностики технических систем (НИЦ КД)

 

2 Утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта России от 2 июня 1995 г. N 280

 

3 Введен впервые

 

4 Переиздание. Август 2004 г.

Введение

 

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации и нормативно-методическому обеспечению статистического приемочного контроля качества (СПК) совокупностей любой продукции, контролируемых и поставляемых в виде партий, потоков, масс и объемов. Документ распространяется на контроль качества продукции, проводимый поставщиком, изготовителем, потребителем и третьей стороной, в том числе при окончательном контроле, приемке, входном контроле, сертификации, инспекции и надзоре за соблюдением требований стандартов, а также при контроле в случае арбитражного или судебного рассмотрения дел. Стандарт может быть применен и в тех случаях, когда поставщики и потребители не являются юридическими лицами, например представляют подразделения предприятия.

Стандарт рассматривает процедуры контроля поставщика, потребителя, третьей стороны как единую систему согласованных планов и схем контроля. Она практически исключает спорные решения по результатам контроля, возможные из-за статистического характера процедур контроля и различных интересов сторон. Согласованность планов и схем контроля обеспечивается правилами и порядком назначения и согласования определенных исходных данных, необходимых для выбора конкретных пианов и схем. Система устанавливает максимально широкие нрава каждой из сторон по выбору планов и схем контроля, защищая при этом другие стороны от ошибочных решений.

Требования настоящего стандарта следует учитывать в общетехнических стандартах, содержащих схемы, планы и правила статистического приемочного контроля, в стандартах для групп однородной и конкретных видов продукции, в технических условиях, в стандартах предприятий и других документах, определяющих процедуры статистического приемочного контроля.

Стандарт исходит из того, что в соответствии с Законом о защите прав потребителя поставщики (изготовители) обязаны полно и достоверно информировать потребителей, общественность о качестве изготовляемой продукции, в связи с чем процедуры контроля рассматриваются как средства подтверждения или проверки (в зависимости от того, кто их проводит) верности информации о качестве продукции, предоставляемой поставщиком. На изготовителей (поставщиков) возлагается бремя доказывать методами контроля достоверность сообщаемой информации о качестве. Потребители и третьи стороны имеют право проверки верности этой информации, в том числе и верности результатов контроля изготовителя. Но при этом, в случаях возможности предъявления претензий к изготовителю (поставщику) или придания гласности результатам своего контроля, они должны доказывать неверность информации изготовителя (поставщика) о качестве продукции.

Учитывая, что в силу статистической природы контроля всегда возможны с некоторой вероятностью ошибочные решения, каждая сторона, проводящая контроль, должна защитить другие стороны от ошибочных решений, затрагивающих их интересы. Настоящий стандарт устанавливает требования к достоверности соответствующих решений, принимаемых по результатам контроля, позволяющие количественно реализовать сформулированные выше положения.

При оптовых поставках (закупках) продукции партии или другие совокупности продукции являются предметом правовых отношений между поставщиками, потребителями и третьими сторонами, определенных контрактами и законодательством. Недоброкачественные партии не должны быть поставлены потребителям, а при нарушении этого условия и обнаружении таких партий потребителем они могут быть, в частности, возвращены поставщику целиком. При этом необходимы четкие представления о том, какие партии являются недоброкачественными.

В стандарте используются групповые показатели качества, такие как, например, уровни несоответствий, являющиеся количественными показателями качества совокупностей продукции.

Требования к таким показателям становятся критериями качества партий и других совокупностей продукции, позволяющими построить четкие отношения между сторонами при оптовых поставках (закупках), в том числе и в части организации и методологии статистического приемочного контроля.

1 Область применения

 

Стандарт распространяется на:

- контроль поставщика (окончательный контроль, приемку, сертификацию продукции в форме заявления изготовителя);

- контроль потребителя (входной контроль, инспекционный контроль, эксплуатационный контроль, приемку продукции представителем потребителя);

- контроль третьей стороны (сертификацию продукции, инспекцию и надзор за соблюдением требований стандартов, контроль качества продукции, выполняемый при судебном и арбитражном рассмотрении дел, а также по заказу поставщика или потребителя).

Настоящий стандарт подлежит применению при:

- разработке государственных стандартов, устанавливающих правила, порядок, схемы и планы статистического приемочного контроля, в том числе дам целей сертификации;

- разработке технических условий, стандартов предприятий, инструкций, определяющих выборочные методы контроля и испытаний и правила приемки;

- разработке методик, правил, рекомендаций и программных средств для компьютеров в области статистического приемочного контроля качества;

- разработке инструкций для проведения СПК при рассмотрении в Государственном арбитраже или суде дел, касающихся качества продукции;

- разработке рекомендаций, правил и методик проведения СПК для государственных и общественных инспекций по качеству.

Требования настоящего стандарта также подлежат применению при составлении договоров на поставку в контрактных ситуациях.

2 Нормативные ссылки*

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 40.9001-88*(1) Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании

ГОСТ 40.9002-88*(1) Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже

ГОСТ 40.9003-88*(1) Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях

ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 15895-77*(2) Статистические методы управления качеством продукции. Термины и определения

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции, термины и определения

ГОСТ 18242-722*(3) Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку. Планы контроля*(4)

ГОСТ 20736-75*(5) Статистический приемочный контроль по количественному признаку. Планы контроля*(4)

3 Определения и обозначения

 

В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями.

Контроль третьей стороны - контроль продукции, проводимый третьей стороной для подтверждения или проверки правильности информации поставщика о качестве продукции и (или) результатов ее контроля.

Новые понятия и термины, использованные в настоящем стандарте, также приведены в приложении А. Некоторые известные термины (например, риски поставщика и потребителя) изложены в новых формулировках, продиктованных концепцией данного документа, и ограничены сферой его действия.

Обозначения:

q - групповой показатель качества;

NQL или - нормативное значение группового показателя качества;

- риск поставщика;

- риск потребителя;

- нормативное значение риска поставщика при контроле потребителя;

- нормативное значение риска потребителя при контроле поставщика;

, - уровни доверия, используемые при построении доверительных интервалов (множеств).

4 Общие требования

 

4.1 Статистический приемочный контроль качества продукции проводят в целях подтверждения или опровержения верности информации поставщика о соответствии качества контролируемых совокупностей продукции (в том числе жидкостей, сыпучих веществ, материалов и т.п.) установленным требованиям.

4.2 Система согласованных планов и схем контроля поставщика, потребителя и третьей стороны, определяемая настоящим стандартом, представляет собой совокупность порядка и правил назначения и согласования между заинтересованными сторонами исходных требований и выбора на их основе конкретных планов и схем контроля. При этом каждая сторона может выбирать планы и схемы контроля без согласования с другими сторонами и использовать различные планы и схемы контроля исходя из своих индивидуальных целей и возможностей, соблюдая лишь назначенные и (или) согласованные исходные требования.

Такими исходными требованиями, например, являются требования к групповым показателям качества, риски потребителя при контроле поставщика и риски поставщика при контроле потребителя. Перечень исходных требований и правила их назначения и согласования приведены в разделе 5.

 

Примечание - Установленные в стандарте порядок и правила назначения и согласования исходных требований обеспечивают воспроизводимость решений, принимаемых различными сторонами по результатам контроля продукции неизменного качества. В частности, если по результатам контроля поставщика принято положительное решение, то маловероятно получить отрицательное решение при контроле потребителя или третьей стороны. В этом смысле планы и схемы контроля, выбираемые в соответствии с настоящим стандартом, являются согласованными.

4.3 СПК может быть осуществлен:

- поставщиком (изготовителем) при окончательном контроле, приемке или сертификации продукции;

- потребителем при входном, инспекционном или эксплуатационном контроле, приемке и сертификации продукции;

- третьей стороной.

4.4 Требования к качеству совокупности продукции устанавливаются поставщиком в нормативной и (или) договорной документации либо по согласованию с потребителем, либо в одностороннем порядке.

Требования к качеству совокупности продукции следует задавать в виде соответствующих норм на групповые показатели качества, которые обозначаются NQL (normative quality level) или . Пояснение группового показателя дано в приложении А.

При выпуске продукции без договора требования к групповым показателям качества следует устанавливать в технических условиях или других документах поставщика и рассматривать как гарантированную информацию поставщика о качестве выпускаемой продукции.

Система СПК, устанавливаемая настоящим стандартом, неприменима, если требования к групповым показателям качества совокупности продукции не установлены.

4.5 Основой организации СПК является его план, включающий в себя:

- правила и порядок формирования выборок определенных размеров одноступенчатых, многоступенчатых и последовательных процедур;

- правила обработки данных контроля и принятия решений по результатам контроля выборок.

Стороны могут применять схемы СПК, представляющие собой совокупности планов контроля различной степени жесткости (например, усиленные, нормальные, ослабленные) и правил переключения на них в зависимости от дополнительной информации, получаемой к моменту проведения контроля, например в виде результатов контроля предыдущих партий.

 

Примечание - Использование схем СПК не означает, что каждая партия продукции перестает рассматриваться как изолированная. Решения, принимаемые по результатам контроля в схемах СПК, как и в отдельных планах, относятся к определенным ("изолированным") партиям.

 

Результаты контроля предыдущих партий являются основой для изменения (корректировки) степени доверия и соответственно рисков потребителя и влияют на принимаемые решения опосредованно через изменение исходных данных.

4.6 Для принятия решений о соответствии или несоответствии совокупности продукции требованиям к ее качеству (далее - принятие решений) используется следующая информация:

- исходные данные - требования к качеству продукции и достоверности принимаемых решений;

- данные выборочного контроля, полученные при контроле определенным образом отобранных единиц или элементов (частей, проб) продукции;

- дополнительная информация. Дополнительная информация используется, как правило, при назначении исходных требований и данных для выбора планов и схем контроля. Пояснение понятия "дополнительная информация" дано в приложении А.

4.7 СПК, осуществляемый поставщиком (контроль поставщика), трактуется как средство доказательства потребителю (его представителям) и (или) третьей стороне верности информации о качестве совокупности продукции.

4.8 СПК, осуществляемый потребителем (контроль потребителя), в случае возможности предъявления по результатам контроля претензий к поставщику или публикации результатов контроля трактуется как средство доказательства неверности информации поставщика о соответствии совокупности продукции требованиям к ее качеству.

4.9 Трактовка СПК, осуществляемого третьей стороной, зависит от целей контроля.

Если контроль проводится в интересах поставщика, то СПК рассматривается как средство доказательства верности информации о соответствии продукции требованиям к ее качеству.

Если контроль проводится в интересах потребителя или в интересах самой третьей стороны (сертификация продукции, надзор или контроль качества продукции и т.д. с возможностью предъявления претензий к поставщику или публикации результатов контроля), то СПК рассматривается как средство доказательства неверности информации о соответствии продукции требованиям к ее качеству.

4.10 Применяемые планы и схемы СПК должны иметь характеристики достоверности в соответствии с требованиями, установленными в разделе 7.

4.11 Планы СПК характеризуются рисками потребителя, поставщика или соответствующими уровнями доверия.

Риски потребителя и поставщика являются характеристиками достоверности решений, принимаемых по результатам СПК (далее - достоверность СПК). Указанные характеристики определяют вероятности правильных (верных) и ошибочных решений, принимаемых по результатам СПК.

Схемы СПК характеризуются средними по схеме рисками потребителя или средними по схеме рисками поставщика.

Уровни доверия и риски поставщика и потребителя следует пересчитывать друг в друга по правилам раздела 5.

Пояснения достоверности СПК, рисков поставщика и потребителя, уровней доверия, а также средних по схеме рисков поставщика и потребителя даны в приложении А.

4.12 Выбор конкретных планов и (или) схем СПК осуществляет сторона, организующая контроль, без согласования с кем-либо, при этом она должна обеспечить заданную достоверность решений, затрагивающих интересы другой стороны, а именно:

- при контроле поставщика должно быть обеспечено заданное (нормативное) значение риска потребителя;

- при контроле потребителя должно быть обеспечено заданное (нормативное) значение риска поставщика.

 

Примечания

1 Третья сторона в соответствии с 4.9 организует контроль по правилам либо поставщика, либо потребителя, обеспечивая соответственно заданные значения рисков потребителя или поставщика.

2 Данный подход позволяет каждой стороне выбирать наиболее приемлемые для нее планы и схемы контроля, адаптируя их к имеющимся условиям таким образом, чтобы максимально сократить затраты на контроль. Однако это не ущемляет интересы другой стороны, которые защищены ограничениями на соответствующие риски. Кроме того, подход обеспечивает воспроизводимость решений, принимаемых при повторных процедурах контроля, осуществляемых разными сторонами.

 

Общие требования к достоверности СПК, а также порядок и правила назначения рисков потребителя при контроле поставщика установлены в разделе 5.

4.13 Потребители имеют право изменять нормативные значения рисков и средних по схеме рисков потребителя при контроле поставщика или соответствующих уровней доверия в диапазонах, указанных в настоящем стандарте, в зависимости от степени их доверия к информации поставщика о качестве продукции. При высокой степени доверия они могут увеличивать риски вплоть до величин, означающих переход к приемке продукции без проведения контроля поставщиком.

 

Примечание - В данной системе потребителя защищает не малое значение риска потребителя, а право самому назначать риск потребителя.

4.14 В случае выпуска продукции без контракта нормативное значение риска потребителя при контроле поставщика устанавливает орган, выдавший сертификат на продукцию или систему качества. Данный орган может изменять установленное им значение по результатам надзора за продукцией.

4.15 При выпуске продукции без контракта поставщик, не имеющий сертификата на продукцию или систему качества, устанавливает степень доверия (нормативное значение риска потребителя при контроле поставщика) самостоятельно, если иное не установлено законодательством или правительственными нормами, указывая данное значение в документах системы качества, а также в документах, сопровождающих продукцию.

4.16 В случае проведения СПК при арбитражном или судебном рассмотрении спора между изготовителем (поставщиком) и потребителем выбор плана и схемы контроля осуществляет сторона, обратившаяся в арбитраж или суд, при этом другая сторона должна быть защищена от возможных ошибочных решений установлением ограничений на значения соответствующих рисков или уровней доверия.

При проведении СПК третьей стороной по решению суда в случаях, определяющих ответственность поставщика (изготовителя) за выпуск продукции, не соответствующей требованиям стандартов или договора на поставку, должны быть выполнены ограничения на риск поставщика.

4.17 В случае, когда окончательный контроль, приемка у изготовителя осуществляются с помощью непрерывного статистического приемочного контроля (продукция поступает на контроль поштучно способом "поток"), потребитель или инспектирующие органы могут при проверке правильности окончательного контроля, приемки формировать продукцию в партии любого размера. Претензии поставщику (изготовителю) на эти партии следует предъявлять в случае, если по результатам СПК принято решение о несоответствии сформированной партии требованиям к групповому показателю качества. Выборка должна быть извлечена после того, как партия сформирована. Планы СПК, применяемые сторонами, должны удовлетворять 4.8, 4.9, 4.12.

5 Выбор планов и схем статистического приемочного контроля качества и требования к достоверности контроля

 

5.1 Выбираемые планы и схемы СПК должны соответствовать требованиям к их достоверности. Требования к достоверности планов контроля могут быть заданы в одном из двух видов:

а) ограничения на риск потребителя при контроле поставщика (в виде нормативного значения риска потребителя ) и ограничения на риск поставщика при контроле потребителя (в виде нормативного значения риска поставщика );

б) ограничения на уровни доверия (, ) при использовании поставщиком и потребителем в правилах принятия решений доверительных границ (интервалов, множеств) на групповые показатели качества продукции.

5.2 Планы и схемы СПК, удовлетворяющие ограничениям на соответствующие риски или уровни доверия при использовании в правилах принятия решений доверительных границ (интервалов, множеств), являются допустимыми для контроля. Пояснение допустимых планов дано в приложении А.

5.3 В случае требований 5.1а) поставщик выбирает план СПК исходя из своих собственных целей, критериев оптимальности и возможностей, выполняя обязательное требование - ограничение на риск потребителя.

Аналогично потребитель выбирает планы СПК исходя из своих собственных целей, критериев оптимальности и возможностей, выполняя обязательное требование - ограничение на риск поставщика.

Данные правила иллюстрирует рисунок 1, где показаны оперативные характеристики различных планов контроля. Поставщик может выбирать любой план из тех, оперативные характеристики которых проходят не выше, чем расположена точка с координатами (NQL; ). В свою очередь, потребитель может выбрать любой план из тех, оперативные характеристики которых проходят не ниже точки с координатами [NQL; (1 - )].

ОПЕРАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОПУСТИМЫХ ПЛАНОВ КОНТРОЛЯ

"Рисунок 1 - Оперативные характеристики допустимых планов контроля поставщика (I) и потребителя (II)"

 

Примеры проведения СПК - в приложении Г.

Третья сторона действует в зависимости от целей контроля в соответствии с 4.9.

 

Примечание - При проведении СПК потребителем или третьей стороной для своих внутренних целей без предъявления претензий к поставщику и придания гласности результатам контроля допускается не принимать во внимание ограничение на риск поставщика.

5.4 В случае требований 5.1б) стороны выбирают планы исходя из своих собственных целей, возможностей и критериев оптимальности, соблюдая следующие правила принятия решений.

5.4.1 При контроле поставщика:

- решение о соответствии совокупности продукции требованиям к ее качеству (далее - решение о соответствии) принимают, если доверительный интервал (односторонний или двусторонний) или доверительное множество включены в интервал (множество) требуемых значений групповых показателей качества;

- решение о несоответствии совокупности продукции требованиям к ее качеству (далее - решение о несоответствии) принимают, если хотя бы одна точка доверительного интервала (множества) находится вне интервала (множества) требуемых значений групповых показателей качества.

 

Примечание - Требуемые значения групповых показателей качества определяются их нормативными значениями.

 

5.4.2 При контроле потребителя:

- решение о соответствии принимают, если хотя бы одна точка доверительного интервала (множества) оказывается внутри требований к групповому показателю качества;

- решение о несоответствии принимают, если все точки доверительного интервала (множества) оказываются вне требований к групповому показателю качества.

Правила принятия решений иллюстрируют рисунки 2, 3.

На рисунке 2 представлены правила, соответствующие двусторонним требованиям к групповому показателю качества; на рисунке 3 - правила, соответствующие групповому показателю в виде процента несоответствующих единиц продукции, - пример односторонних требований.

 

Контроль поставщика

 

ПРАВИЛА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ КОНТРОЛЕ ПОСТАВЩИКА И ПОТРЕБИТЕЛЯ

"Рисунок 2 - Правила принятия решений при контроле поставщика и контроле потребителя для двусторонних требований к групповому показателю качества"

 

Примечание - При наличии нескольких потребителей рекомендуется назначать общего представителя потребителей для установления единого значения .

 

Контроль поставщика

 

ПРАВИЛА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ КОНТРОЛЕ

"Рисунок 3 - Правила принятия решений при контроле поставщика и контроле потребителя для односторонних требований к групповому показателю качества"

5.5 Применение правил принятия решений, описанных в 5.4, обеспечивает при контроле поставщика риск потребителя = 1 - , где - уровень доверия, используемый при построении доверительного интервала (множества) по результатам контроля поставщика, и при контроле потребителя - риск поставщика = 1 - , где - уровень доверия, соответственно используемый при обработке данных контроля потребителя.

 

Примечание - Процедуры СПК, использующие ограничения на соответствующие риски, и процедуры СПК, использующие ограничения на уровни доверия, математически эквивалентны, и их выбор определяется только удобствами для пользователей. Стороны могут выбирать любой вид процедуры контроля без согласования с кем-либо.

5.6 Нормативные значения риска потребителя при контроле поставщика устанавливаются потребителем из диапазона [0,1; . . . ; 1,0] в зависимости от степени доверия к информации поставщика о качестве продукции. Чем выше доверие, тем большее значение может установить потребитель. Верхнее значение = 1 соответствует приемке без контроля поставщика, по доверию. Рекомендации по установлению и таблицы рекомендуемых значений даны в приложении Б.

В противном случае поставщик должен проводить контроль продукции дифференцированно в соответствии со значениями рисков, установленными конкретными потребителями.

5.7 Нормативное значение риска поставщика при контроле потребителя, третьей стороны должно быть установлено в стандартах и (или) договорах из ряда 0,01; 0,05; 0,10 и изменению в процессе проведения потребителем процедур контроля не подлежит. Если значения специально для данной продукции не указаны, то следует использовать = 0,05.

5.8 При контроле последовательности партий продукции могут быть применены схемы СПК, использующие правила переключения на планы различной жесткости, которым соответствуют различные риски.

5.8.1 Выбор схемы осуществляет сторона, организующая СПК, выполняя при этом ограничения на средний по схеме риск другой стороны.

5.8.2 Минимальное значение среднего по схеме риска потребителя при контроле поставщика = 0,1.

Потребитель может повысить значение среднего по схеме риска потребителя при контроле поставщика в зависимости от степени доверия к информации поставщика о качестве продукции вплоть до значения = 1, соответствующего приемке без контроля поставщика, по доверию потребителя.

5.8.3 Применение схем СПК потребителем при входном контроле допускается, если продукция поступает к нему от одного изготовителя в той же последовательности, в которой была изготовлена и проконтролирована поставщиком. Если на входной контроль потребителя поступает продукция в другой последовательности или от разных поставщиков (изготовителей), то потребитель должен осуществлять контроль одиночных партий, не объединяя их в контролируемую последовательность с использованием схем контроля.

6 Нормативное и методическое обеспечение статистического приемочного контроля качества

 

6.1 Конкретные схемы и планы СПК на определенный вид продукции, группы показателей или отдельные показатели качества продукции должны быть включены в программы - методики контроля качества продукции (далее - методики контроля) - односторонние документы соответственно изготовителя (поставщика), потребителя или третьей стороны.

Методики контроля должны иметь статус стандартов предприятий (фирм, организаций, обществ, ассоциаций). Допускается включать методики контроля в технические условия.

При заключении договоров на поставку изготовитель (поставщик) должен указать ссылку на соответствующую методику контроля. По требованию потребителя изготовитель (поставщик) обязан ознакомить потребителя с методикой контроля или приложить ее к договору. Аналогично потребитель или третья сторона при предъявлении поставщику претензий к качеству продукции обязаны по требованию поставщика предоставить ему методики контроля.

При наличии методик контроля, имеющих статус международных, межгосударственных или государственных стандартов, при их прямом применении для выбора планов и схем контроля необходимо в договорах или технических условиях указывать ссылки на эти стандарты.

6.2 Стороны должны вести протоколы контроля, в которых необходимо указывать используемые для конкретных партий или периодов времени планы и схемы контроля, а также полученные результаты. Поставщик обязан хранить указанные протоколы в течение сроков, оговоренных в контракте (договоре). Допускается хранение протоколов контроля на магнитных носителях.

Поставщик обязан предоставлять протоколы контроля потребителю по его требованию, а при контроле обязательных требований международных или государственных стандартов - органам государственного надзора и соответствующим сертификационным центрам.

6.3 Нормативно-методической базой для системы согласованных планов и схем контроля поставщика, потребителя и третьей стороны являются:

- настоящий государственный стандарт;

- международные, межгосударственные, государственные стандарты, включающие в себя каталоги типовых планов и схем СПК для диапазона значений рисков и (или) уровней доверия, соответствующих требованиям раздела 5;

- международные, межгосударственные, государственные стандарты, устанавливающие методы контроля, измерений, испытаний, анализа, а также правила приемки для групп однородной продукции или отдельных ее видов, а также групп или отдельных показателей качества;

- стандарты предприятий (методики контроля) и разделы технических условий, включающих в себя требования к статистическому приемочному контролю, позволяющие планирующей стороне по определенным исходным данным выбирать и анализировать схемы и планы контроля;

- универсальные и типовые сертификационные программные средства (пакеты прикладных программ, диалоговые, экспертные системы и т.п.) для компьютеров, позволяющие получать оптимальные и допустимые схемы и планы контроля.

7 Требования к нормативным и методическим документам на статистический приемочный контроль качества

 

7.1 Документы на СПК должны предусматривать установление количественных характеристик достоверности для всех планов и схем СПК, определяемых данными документами.

7.2 Обязательными (минимально необходимыми) характеристиками достоверности, подлежащими количественному определению при установлении планов контроля в документах на СПК, являются:

- уровни доверия, используемые для построения доверительных границ, интервалов (множеств)

или:

- риск потребителя при контроле поставщика;

- риск поставщика при контроле потребителя.

7.3 При использовании схем СПК для каждого из планов и каждой из схем должны быть установлены соответствующие риски, а также средние по схеме риски. Для правил принятия решений, основанных на доверительных границах (интервалах, множествах), должны быть установлены уровни доверия для каждого из планов, а также средние по схеме риски.

7.4 Рекомендуется приводить оперативную характеристику плана или схемы контроля как наиболее полную характеристику их достоверности. Остальные характеристики схем и планов контроля, такие как, например, предел среднего выходного уровня дефектности, средние объемы контроля и другие, можно определять по усмотрению владельца документа или по согласованию сторон при заключении контракта.

7.5 Государственные стандарты на СПК, содержащие таблицы (каталоги) планов и схем контроля, должны включать в себя соответствующие им оперативные характеристики или позволять определять риски потребителя при контроле поставщика и риски поставщика при контроле потребителя для соответствующих нормативных значений группового показателя качества.

Государственные стандарты в области прикладной статистики должны содержать правила построения доверительных интервалов (множеств) с указанием уровней доверия в соответствии с приложением Б.

7.6 По требованию любой из сторон, участвующих в контрактных отношениях, документы на СПК, не являющиеся государственными стандартами, могут быть подвергнуты экспертизе специализированными организациями, имеющими аккредитацию национального органа по сертификации, с целью проверить правильность определения достоверности планов и схем контроля, устанавливаемых данными документами.

Экспертиза документов на СПК предусматривает проверку правильности определения характеристик достоверности планов и схем контроля, в том числе правил принятия решений.

Экспертиза документов на СПК в специализированных организациях необходима, если данные документы используются для обязательной сертификации и надзора за выполнением обязательных требований к качеству продукции, а также в случаях судебного рассмотрения дел, касающихся качества продукции.

В остальных случаях необходимость экспертизы документов на СПК в специализированных организациях определяется условиями контракта (договора на поставку) или односторонним решением любого участника контрактных отношений.

7.7 Документ на СПК не требует экспертизы на достоверность, если он использует планы и схемы контроля из других документов, прошедших экспертизу, или из международных, межгосударственных, государственных стандартов, или если планы и схемы контроля получены с помощью сертифицированных программных средств с указанием всех необходимых характеристик достоверности и ссылок на соответствующие документы и программные средства.

8 Требования к сертификации программных средств в области статистического приемочного контроля качества

 

8.1 Сертификацию программных средств (ПС) - пакетов прикладных программ, диалоговых и экспертных систем, решающих задачи планирования и анализа СПК, проводят для проверки соответствия ПС требованиям настоящего и других государственных стандартов. В частности, программные средства должны позволять определять риски потребителя при контроле поставщика и риски поставщика при контроле потребителя для соответствующих нормативных значений групповых показателей качества продукции.

В процессе сертификации осуществляют проверку правильности и оценку точности алгоритмов и их программных реализаций при расчете характеристик достоверности планов и схем контроля.

8.2 Программные средства, предназначенные для автоматизированного выбора планов и схем контроля и анализа их характеристик, в случае их тиражирования и распространения, подлежат сертификации в специализированных сертификационных центрах, имеющих аккредитацию национального органа по сертификации. Применение несертифицированных ПС допускается, если это указано в контракте, договоре на поставку.

8.3 При разработке и (или) экспертизе стандартов предприятий, методик контроля при выборе планов и схем СПК допускается использовать для этих целей соответствующие сертифицированные программные средства, которые должны выполнять расчеты в соответствии с 7.2.

_______________________________

*(1) С 31.08.2001 г. действует ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

*(2) С 01.07.2001 г. действуют ГОСТ Р 50779.10-2000 и ГОСТ Р 50779.11-2000.

*(3) С 01.07.2000 г. действует ГОСТ Р 50779.71-99.

*(4) Настоящий стандарт допускает возможность использования указанных государственных стандартов в рамках системы согласованных планов и схем контроля поставщика, потребителя и третьей стороны, ограничивая сферу их применения в соответствии с приложением Д.

*(5) С 01.07.2001 г. действует ГОСТ Р 50779.74-99.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50779.30-95 "Статистические методы. Приемочный контроль качества. Общие требования" (утв. постановлением Госстандарта России от 2 июня 1995 г. N 280)


Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта России, Москва, 2004 г.


Дата введения - 1 июля 1996 г.