Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 5 марта 2014 г. N 01/2478-14-32 "Об организации работы по реализации постановления Главного государственного санитарного Российской Федерации от 16.09.2013 г. N 43"

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет "Пояснения к изменениям N 1 ОСПОРБ-99/2010 и изменениям N 2 СПОРО-2002".

 

Пояснения к изменениям N 1 ОСПОРБ-99/2010 и изменениям N 2 СПОРО-2002

 

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.09.2013 г. N 43 "О внесении изменений в отдельные санитарные правила, устанавливающие требования в области радиационной безопасности" (далее - Изменения) внесены изменения в ОСПОРБ-99/2010, зарегистрированные Минюстом России 05.11.2013 г., регистрационный номер 30309.

При применении положений ОСПОРБ-99/2010 в надзорной практике необходимо использовать их с учетом внесенных Изменений, наиболее значимыми из которых являются следующие.

Пунктом 3 Изменений уточнен порядок освобождения работ, с использованием техногенных источников ионизирующего излучения и радиоактивных отходов от контроля и учета.

В новой редакции ОСПОРБ-99/2010:

П. 1.7.1. определены параметры материалов, изделий и устройств, которые освобождаются от контроля и учета без оформления санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ). При этом не требуется обращения в органы Роспотребнадзора и проведение каких-либо дополнительных исследований.

В п. 1.7.2. установлены параметры материалов, изделий, электрофизических устройств, которые освобождаются только от контроля (без освобождения от учета) после оформления СЭЗ о соответствии условий работы с ними санитарным правилам, в СЭЗ делается соответствующая запись. Основанием для выдачи такого СЭЗ является экспертное заключение о соответствии требованиям п. 1.7.2. ОСПОРБ-99/2010 или требованиям п. 1.4 НРБ-99/2009.

Поэтому одновременно следует учитывать, что в соответствии с п. 1.4 НРБ-99/2009, от радиационного контроля освобождаются также закрытые радионуклидные источники, на которые не распространяется действие НРБ-99/2009. К ним относятся источники, активность которых не превышает минимально значимую активность (МЗА) для данного радионуклида.

Указанные источники подлежат учету.

Пунктом 4 Изменений уточнены критерии деятельности в области использования техногенных ИИИ и (или) обращения с радиоактивными отходами (РАО) не требующие оформления специального разрешения (лицензии) на её осуществление.

В новой редакции ОСПОРБ-99/2010:

П. 1.8.1. установлено, что не требуется получения лицензии на право осуществления деятельности в области использования техногенных генерирующих ИИИ, если в организации, имеется лицензия на медицинскую деятельность, в части выполнения работ по рентгенологии, а генерирующие ИИИ используются исключительно для медицинской диагностики и/или лечения пациентов.

При этом следует уточнить, что организации, осуществляющие проектирование, конструирование, производство, размещение, техническое обслуживание установок медицинского назначения, генерирующих ионизирующее излучение, проектирование средств радиационной защиты должны иметь лицензию на право осуществления деятельности с использованием генерирующих ИИИ, т.к. они не имеют лицензии на медицинскую деятельность (в части выполнения работ по рентгенологии).

В части освобождения от лицензирования обращения с радионуклидными ИИИ в Изменениях впервые появляются термин минимально-лицензируемой активности (МЛА) радионуклида и соответствующее вновь введенное приложение 6 "Активности радионуклидов в закрытых радионуклидных источниках, при превышении которых на обращение с источника необходима лицензия (минимально лицензируемая активность - МЛА)".

Вводится понятие "Регистрации" закрытых радионуклидных ИИИ, если активность техногенного радионуклида в ИИИ превышает МЗА, но не превышает МЛА, источники подлежат регистрации, обращение с ними допускается при наличии СЭЗ о соответствии условий работы с ними санитарным правилам или об освобождении от контроля.

Определен единственный вид РАО (отработавшие закрытые радионуклидные источники), на право осуществления деятельности в области обращения с которыми лицензия не требуется. Обращение с этим видом РАО допускается только при наличии СЭЗ о соответствии условий работы с ними санитарным правилам.

Пунктом 5 Изменений конкретизированы критерии номинальной рабочей нагрузки стоматологических рентгенодиагностических аппаратов, при которых допускается их использование в жилых зданиях.

При этом "номинальной рабочей нагрузкой" принимается рабочая нагрузка, установленная для каждого типа аппаратов в санитарных правилах по рентгенодиагностике. Административное уменьшение числа проводимых исследований на аппаратах не может служить основанием для уменьшения величины их "номинальной рабочей нагрузки". В проекте новых санитарных правил по рентгенодиагностике планируется для всех цифровых рентгеностоматологических аппаратов для прицельных снимков установить номинальную рабочую нагрузку 40 , а для всех стоматологических аппаратов для панорамных снимков и всех стоматологических рентгеновских компьютерных томографов - 200 .

Пунктом 9 Изменений введено количественное определение понятия используемого и ранее: "отсутствие снимаемого поверхностного радиоактивного загрязнения" поверхности материалов, изделий, транспортных средств и помещений, предназначенных для использования в хозяйственной деятельности. При уровнях меньше 0,4 для бета-излучающих радионуклидов и 0,04 для альфа-излучающих радионуклидов, считается, что радиоактивное загрязнение отсутствует. При этом следует учитывать, что поверхностное радиоактивное загрязнение 0,4 соответствует 12 частиц/(), а 0,04 - 1,2 частиц/().

Пунктами 10, 11 и 13 Изменений система критериев отнесения отходов к радиоактивным приведена в соответствие с Федеральными законами и постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2012 г. N 1069. Соответственно, изменены критерии допуска материалов, сырья и изделий к неограниченному по радиационной безопасности использованию в хозяйственной деятельности.

Впервые Изменениями вводится приложение 5 к ОСПОРБ 99/2010 "Предельные значения удельной и объемной активностей радионуклидов в отходах для отнесения их к радиоактивным отходам".

В приложении 5 приведены предельные значения удельной активности для твердых и жидких отходов и объемной активности для газообразных отходов для отнесения их к РАО. Предельные значения удельных активностей для отнесения твердых отходов к РАО не изменились (МЗУА). Предельные значения объемных активностей для отнесения газообразных отходов к РАО возвращены к значениям, принятым в старых ОСПОРБ-99 , но оговорено, что они относятся к давлению в 1 атм. Предельные значения удельных активностей для отнесения жидких отходов к РАО полностью изменились и, в основном, соответствуют величине 100 уровней вмешательства для питьевой воды.

В критериях для твердых и жидких отходов исключено выделение трансурановых радионуклидов из числа альфа-излучающих радионуклидов, и на все альфа-излучающие радионуклиды распространены более жесткие требования, которые ранее применялись только для трансурановых радионуклидов.

Введена новая категория РАО - это РАО содержащие природные радионуклиды. Определены условия, по которым отходы с повышенным содержанием природных радионуклидов относятся к РАО. При этом предполагается, что радионуклиды , и в отходах находятся в радиоактивном равновесии со своими дочерними радионуклидами.

По установленным критериям, твердые отходы с эффективной удельной активностью более 10 Бк/г, обращение с которыми ранее должно было производиться как с низкоактивными РАО, теперь напрямую относятся к твердым очень низко активным РАО. Жидкие отходы, эффективная удельная активность которых превышает 0,13 Бк/г, относятся к жидким низкоактивным РАО.

Для твердых радиоактивных отходов введена дополнительная категория очень низко активные РАО, которая заменила старую категорию низкоактивных РАО. Старая категория среднеактивных РАО разделена на две: низкоактивные РАО и среднеактивные РАО. Категория высокоактивных РАО осталась без изменений.

Для жидких РАО сохранились, как и ранее 3 категории, границы которых не изменилась, за исключением трития, для которого границы отнесения ко всем классам РАО снижены на 3 порядка.

Отработавшие закрытые радионуклидные источники, не подлежащие дальнейшему использованию, рассматриваются как отдельная категория радиоактивных отходов, обращение с которыми не требует оформления лицензии, но допускается только при наличии СЭЗ о соответствии условий работы с РАО санитарным правилам.

В отличие от ранее действующего положения, запрещающего захоронение жидких РАО, допускается возможность захоронения жидких низкоактивных и среднеактивных РАО в недрах в пределах горного отвода, в границах которого такие жидкие РАО должны быть локализованы, но исключительно в пунктах глубинного захоронения РАО, сооруженных и эксплуатируемых до 15 июля 2011 г.

Установлены более четкие дозовые ограничения на обращение с РАО. Годовая эффективная доза облучения критической группы населения при всех видах обращения с РАО до их захоронения не должна превышать 0,1 мЗв, а после их захоронения - 0,01 мЗв.

Допуск к неограниченному использованию в хозяйственной деятельности по радиационной безопасности твердых материалов, сырья и изделий остался без изменений, а для жидкостей введены новые критерии. Не вводится никаких ограничений на использование в хозяйственной деятельности любых жидкостей (кроме питьевой воды) при удельной активности техногенного радионуклида в них менее 0,1 от предельного значения удельной активности данного радионуклида для жидких отходов, приведенного в приложении 5. Допускается ограниченное использование в хозяйственной деятельности жидкостей, сумма отношений удельных активностей техногенных радионуклидов в которых к их предельным значениям для жидких отходов, приведенным в приложении 5 превышает 0,1, но не превышает 1.

Ограничения в видах использования таких жидкостей устанавливаются СЭЗ, в котором указывается разрешенный вид использования и ограничения на использование, обеспечивающие индивидуальные годовые эффективные дозы облучения за счет данного вида использования не более 10 мкЗв.

Номера приложений N 1-4 к ОСПОРБ-99/2010 сохраняются, далее по номеру идут введенные Изменениями:

- приложение 5 "Предельные значения удельной и объемной активностей радионуклидов в отходах для отнесения их к радиоактивным отходам";

- приложение 6 "Активности радионуклидов в закрытых радионуклидных источниках, при превышении которых на обращение с источника необходима лицензия (минимально лицензируемая активность - МЛА)".

Следующие далее справочные приложения к ОСПОРБ-99/2010 не регистрируются Минюстом России, поэтому их номера изменяются соответственно: N 5 на N 7 "Множители и приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц и их наименования";

N 6 на N 8 "Соотношения между единицами СИ и внесистемными единицами активности и характеристик поля излучения";

N 7 на N 9 "Нормативные ссылки";

N 8 на N 10 "Термины и определения".

Тем же постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации утверждено продление срока действия СП 2.6.6.1168-02 "Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002)" до 1 января 2018 года и изменение N 2 к ним, которое содержит пункты, аналогичных изменениям внесённым в ОСПОРБ-99/2010, в также устанавливает (п. 9) требование о предоставления технического паспорта отработавшего закрытого радионуклидного источника при передаче его на захоронение.

Во всех изменениях в ОСПОРБ-99/2010 и СПОРО-2002 допустимые и контрольные уровни ионизирующего излучения выражены в терминах мощности амбиентного эквивалента дозы. Это величина, которую измеряют практически все современные дозиметры, ее следует считать приемлемой для целей обеспечения радиационной безопасности оценкой мощности эффективной дозы и сравнивать непосредственно с нормируемыми величинами.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 5 марта 2014 г. N 01/2478-14-32 "Об организации работы по реализации постановления Главного государственного санитарного Российской Федерации от 16.09.2013 г. N 43"


Текст письма официально опубликован не был