Письмо Минфина России от 20 августа 2013 г. N 02-13-10/33964
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение о порядке финансового обеспечения расходов бюджетных и автономных учреждений, связанных с выплатами ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, компенсации педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также расходов на стипендиальное обеспечение студентов, и сообщает.
Разъяснения о порядке финансового обеспечения расходов бюджетных и автономных учреждений, связанных с выплатами ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам данных учреждений в целях обеспечения их книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями были изложены в письме Министерства финансов Российской Федерации от 19 июня 2013 г. N 02-13-10/23009 (прилагается).
По вопросу правомерности отнесения к публичным обязательствам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) иных выплат, осуществляемых в случаях, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами сотрудникам бюджетных или автономных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных бюджетных или автономных учреждений), а также предоставления обучающимся стипендий, сообщаем.
Особенности осуществления полномочий исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) по осуществлению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме (далее - переданные полномочия) бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными бюджетными учреждениями) определены Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).
Так, положениями пункта 5 статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что исполнение переданных полномочий бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными бюджетными учреждениями) осуществляется в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования).
Аналогичные нормы предусмотрены также Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", в отношении автономных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных автономных учреждений).
Таким образом, основания для отнесения к публичным обязательствам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) отдельных выплат, осуществляемых в случаях, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами сотрудникам учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений), а также предоставления обучающимся стипендий должны быть определены порядком, установленным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией).
По мнению Департамента, учитывая, что выплаты сотрудникам, работающим в учреждениях субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждениях), из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), осуществляются в качестве дополнительных мер социальной поддержки данных сотрудников, в рамках исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), указанные выплаты могут учитываться в составе нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, либо для финансового обеспечения вышеуказанных выплат учреждению может быть предоставлена субсидия на иные цели (целевая субсидия), в случае принятия решения о необходимости осуществления санкционирования оплаты денежных обязательств по указанным выплатам.
При этом исходя из общих подходов к формированию предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, источником финансового обеспечения расходов федерального бюджетного или автономного учреждения, связанных с выплатами сотрудникам учреждения, осуществляемых в случаях, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами в качестве дополнительных мер социальной поддержки, а также оплатой стипендий (за исключением социальных стипендий, подлежащих отнесению к публичным обязательствам) является целевая субсидия, предоставляемая учреждению из федерального бюджета в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно положениям пункта 4 статьи 21 Кодекса, применяемым при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2013 году, целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
Перечень и коды целевых статей и (или) видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение.
Так, в рамках ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2013 год (приложение 7 к Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон) и распределения бюджетных ассигнований бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2013 год по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов, согласно соответствующим приложениям к федеральным законам о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждены целевые статьи и виды расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (Пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования).
Правила применения указанных целевых статей и видов расходов определены Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н (далее - Указания на 2013 год).
Обязанность применения видов расходов, установленных на федеральном уровне, для получателей межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, имеющих целевое назначение, Указаниями на 2013 год не установлена.
Учитывая изложенное, виды расходов, задействованные в Законе и определенные Указаниями на 2013 год, не являются в 2013 году обязательными (едиными) для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем сообщаем, что согласно подпункту 3.3.1. "Общие положения" пункта 3.3. "Виды расходов" раздела III. "Классификация расходов бюджетов" Указаний на 2013 год отдельные виды расходов содержащихся в подпункте 3.3.2 "Перечень и правила применения видов расходов, задействованных в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов", в силу их универсальности, могут быть использованы в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах, бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов. В этой связи финансовый орган субъекта Российской Федерации вправе принять решение о применении при формировании, утверждении и исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда видов расходов аналогичных утвержденным Указаниями на 2013 год.
Статьей 8 Кодекса установлено, что к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету субъекта Российской Федерации и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов.
Таким образом, порядок применения целевых статей (за исключением порядка применения целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение) и видов расходов при формировании и исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда 2013 года регламентируется соответствующим актом финансового органа субъекта Российской Федерации.
Приложение: на 2 л.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.