Письмо Минфина России от 5 июля 2013 г. N 02-06-10/25945
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращения по вопросу осуществления органами Федерального казначейства платежей, учтенных в доходах федерального бюджета в составе невыясненных поступлений, по коду классификации доходов федерального бюджета 100 1 17 01010 01 6000 180 "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет", уточнений по истечении трех лет их учета в доход федерального бюджета на код классификации доходов федерального бюджета 100 1 17 05010 01 6000 180 "Прочие неналоговые доходы федерального бюджета", и сообщает следующее.
В соответствии с положениями абзаца первого статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являются бюджетными правоотношениями, регулирование которых осуществляется Бюджетным кодексом.
Согласно статье 2 Бюджетного кодекса бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из положений Бюджетного кодекса, принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 Бюджетного кодекса.
Главой 6 Бюджетного кодекса установлены общие положения о доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые предусматривают, в том числе что:
доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах (статья 39 Бюджетного кодекса);
органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет органа Федерального казначейства, открытый на балансовом счете 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (далее - счет органа Федерального казначейства) (абзац второй пункта 1 статьи 40 Бюджетного кодекса).
Указанный порядок утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Порядок).
При этом положения Порядка также определяют случаи, когда платежи плательщиков учитываются в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе невыясненных поступлений с отражением по обособленному коду доходов.
Так, в соответствии с положениями пунктов 11, 13 Порядка по коду классификации доходов федерального бюджета 100 1 17 01010 01 60000 180 "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет" учитываются, в том числе:
уплачиваемые налогоплательщиками суммы налогов, подлежащие распределению в соответствии с бюджетным законодательством в полном объеме либо частично в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты (в случае если в полях соответствующих расчетных документов не указана необходимая для распределения органами Федерального казначейства в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты информация);
уплачиваемые плательщиками страховых взносов суммы страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - страховые взносы) (в случае если в полях соответствующих расчетных документов не указана необходимая для распределения органами Федерального казначейства в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации информация).
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком либо в случаях, установленных Налоговым кодексом, участником консолидированной группы налогоплательщиков, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 45 Налогового кодекса, в том числе:
с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления;
со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиков страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ, в том числе:
со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации).
Федеральным казначейством предлагается по истечении определенного промежутка времени денежные средства, поступление которых не идентифицированы по виду доходов, учитываемые в соответствии с положениями Порядка по коду классификации доходов федерального бюджета 100 1 17 01010 01 60000 180 "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет", в том числе суммы налогов, суммы страховых взносов, не являющихся источниками формирования доходов федерального бюджета, признавать прочими неналоговыми доходами федерального бюджета.
При этом законодательством Российской Федерации (бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о страховых взносах) возможность осуществления указанных операций не предусмотрена.
Необходимо также отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. В связи с чем положения гражданского законодательства определяющие сроки исковой давности, приобретательской давности могут применяться к бюджетным правоотношениям в случае если это будет предусмотрено бюджетным законодательством.
В случае принятия решений соответствующих администраторов поступлений в бюджет, с отражением указанной операции по соответствующему коду классификации доходов бюджетов, для поступлений, источником которых являются прочие неналоговые доходы федерального бюджета, бюджетный учет осуществляется в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н).
Согласно Инструкции N 157н суммы невыясненных поступлений прошлых отчетных периодов, списанных заключительными оборотами на финансовый результат прошлых отчетных периодов, но подлежащих уточнению в следующем финансовом году отражаются в бюджетном учете на забалансовом счете 19 "Невыясненные поступления бюджета прошлых лет".
В связи с изложенным, указанное предложение Федерального казначейства предусматривает внесение изменений, в том числе в бюджетное законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство Российской Федерации о страховых взносах.
При поступлении в Министерство финансов Российской Федерации предложений по внесению изменений в законодательные акты Российской Федерации Департамент сообщает о готовности принятия участия в их рассмотрении.
При этом при подготовке Законопроектов необходимо также осуществить необходимые расчеты финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений.
Директор Департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфином России установлен Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему и их распределения между бюджетами.
Положения порядка также определяют случаи, когда платежи учитываются в доходах бюджетов бюджетной системы в составе невыясненных поступлений с отражением по обособленному коду доходов.
Разъяснено, какие платежи учитываются по коду классификации доходов федерального бюджета 100 1 17 01010 01 60000 180 "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет".
Также сообщается, с какого момента обязанность по уплате налога, страховых взносов считается исполненной.
Разъяснено, что суммы невыясненных поступлений прошлых отчетных периодов, списанных заключительными оборотами на финансовый результат прошлых отчетных периодов, но подлежащих уточнению в следующем финансовом году, отражаются в бюджетном учете на забалансовом счете 19 "Невыясненные поступления бюджета прошлых лет".
Письмо Минфина России от 5 июля 2013 г. N 02-06-10/25945
Текст письма официально опубликован не был