1. Об Агентстве
Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) создана в январе 2004 г. на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон о страховании вкладов). В соответствии с данным законом в России создана система страхования средств вкладчиков - физических лиц, размещённых в кредитных организациях на основании договоров банковского счёта и банковского вклада (далее - система страхования вкладов или ССВ). Эта система предусматривает выплату вкладчикам банков, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций, страхового возмещения в размере, установленном Законом о страховании вкладов. Обеспечение функционирования системы страхования вкладов осуществляется Агентством.
С августа 2004 г. Агентство также осуществляет деятельность по управлению ликвидационными процедурами в банках - участниках ССВ, признанных несостоятельными (банкротами) или подлежащих ликвидации. В октябре 2008 г. на Агентство дополнительно возложены функции по предупреждению банкротства банков - участников ССВ (далее также - санация).
С начала 2014 г. Агентство выполняет ещё две функции - администрирование системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования (далее также - СГПН) и управление ликвидационными процедурами в негосударственных пенсионных фондах (далее также - НПФ), признанных несостоятельными (банкротами) или подлежащих ликвидации.
Кроме того, в декабре 2014 г. Агентству поручено осуществление мер по повышению капитализации социально и экономически значимых кредитных организаций.
2. Введение
Стратегия развития государственной корпорации "Агентства по страхованию вкладов" на период до 2020 года (далее также - Стратегия) определяет приоритеты деятельности Агентства по выполнению возложенных на него государством функций, включая эффективное функционирование и развитие системы страхования вкладов, системы гарантирования пенсионных накоплений, механизмов санации и ликвидации финансовых организаций, а также по совершенствованию ключевых бизнес-процессов в Агентстве, что является необходимым условием успешного выполнения указанных функций.
Стратегия базируется на положениях действующего законодательства, решениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Банка России. При разработке Стратегии учитывались законопроектные предложения, находящиеся на разных стадиях рассмотрения, международные стандарты в области страхования депозитов и урегулирования несостоятельности финансовых институтов, передовой зарубежный опыт.
При разработке Стратегии принималось во внимание потенциальное влияние на деятельность Агентства различных макроэкономических факторов, состояние регуляторной и институциональной среды, а также международные инициативы по совершенствованию национальных систем поддержания финансовой стабильности. Стратегия также содержит анализ ключевых рисков, которые могут влиять на деятельность Агентства, и меры по своевременному выявлению и реагированию на возникающие риски.
Основные предположения, заложенные в Стратегию, заключаются в постепенном преодолении кризисных явлений в российской экономике, что будет сопровождаться снижением уровня волатильности финансовых рынков, последовательным сокращением числа страховых случаев в ССВ и проектов по предупреждению банкротства банков. Этому должны способствовать антикризисные меры, реализуемые Правительством Российской Федерации и Банком России, в том числе с участием Агентства. При этом допускается возможность существенного числа банкротств банков и санационных проектов в первые годы планового периода, что будет сопряжено с высоким уровнем нагрузки на финансовые, кадровые и иные ресурсы Агентства и, соответственно, может потребовать внесения отдельных уточнений в Стратегию, главным образом на уровне операционных целей и задач.
По своему основному содержанию Стратегия на период до 2020 года нацелена на развитие новых и совершенствование имеющихся функций Агентства, на дальнейшее повышение надёжности и удобства услуг Агентства для их потребителей, в том числе путём предоставления максимально возможного числа услуг в электронном виде.
В рамках реализации Стратегии запланирован широкий комплекс мер по инновационному развитию Агентства, включая совершенствование информационно-технологической системы, расширение её функций, повышение эффективности и надёжности функционирования, диверсификацию каналов обмена информацией с акцентом на развитие дистанционного взаимодействия Агентства с потребителями его услуг и иными контрагентами.
Особое внимание в Стратегии уделено работе с проблемными активами в процессе санации и ликвидации банков, совершенствованию системы реализации таких активов. Одним из важнейших направлений деятельности Агентства в процессе санации и ликвидации финансовых организаций (в т.ч. - банков) станет поиск и возвращение их активов, неправомерно выведенных собственниками и менеджерами, а также содействие привлечению к уголовной и административной ответственности виновных лиц.
Выполнение Стратегии призвано обеспечить финансовую и организационную устойчивость Агентства за счёт выстраивания оптимальных механизмов финансирования его деятельности, повышения инвестиционной и операционной эффективности и сокращения расходов, развития частно-государственного партнерства при выполнении Агентством его основных функций. Будут совершенствоваться системы управления рисками и управления качеством оказываемых услуг, реализовываться стратегические инициативы, касающиеся всех ключевых направлений деятельности Агентства.
Агентство намерено принимать активное участие в совершенствовании нормативной правовой базы, регламентирующей его деятельность, включая разработку законопроектов, направленных на расширение функций Агентства, в том числе связанных с ликвидацией и санацией финансовых организаций, не являющихся кредитными, обеспечение большей защищённости клиентов финансовых организаций, повышение рыночной дисциплины участников финансового рынка, укрепление доверия населения к финансовой системе.
Важным элементом Стратегии является деятельность Агентства по информированию клиентов финансовых организаций о принципах и процедурах функционирования ССВ и СГПН, осуществлении мер по предупреждению банкротства и процедурах ликвидации финансовых организаций. Агентство будет продолжать активно взаимодействовать с законодательными и исполнительными органами власти, Банком России, вкладчиками и иными кредиторами проблемных и несостоятельных финансовых организаций, банковскими и потребительскими ассоциациями, средствами массовой информации, представителями экспертного сообщества и научных кругов, а также иными заинтересованными сторонами в целях повышения его роли в системе поддержания финансовой стабильности и формирования в обществе уверенности в эффективном выполнении Агентством возложенных на него функций. Важным направлением коммуникационной деятельности Агентства будет работа, нацеленная на повышение уровня финансовой грамотности населения.
Основываясь на международных стандартах, касающихся систем страхования депозитов (в октябре 2014 г. Международной ассоциацией страховщиков депозитов утверждена новая редакция "Основополагающих принципов для эффективных систем страхования депозитов"), режимов санации финансовых организаций (в октябре 2014 г. Совет по финансовой стабильности выпустил новую редакцию "Ключевых атрибутов эффективных режимов урегулирования несостоятельности финансовых институтов"), а также на многостороннем и двустороннем сотрудничестве с зарубежными страховщиками депозитов, Агентство будет внедрять в практику своей деятельности передовой международный опыт в указанных областях. Агентство намерено сохранить и укрепить свой международный авторитет как одного из наиболее опытных и эффективных страховщиков депозитов в мире.
В целях гармонизации законодательства стран - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Стратегия предусматривает комплекс мер по сближению норм национального законодательства и практики стран-участниц в сфере функционирования систем страхования вкладов населения, а также в осуществлении процедур финансового оздоровления и банкротства кредитных организаций (включая регулирование прав кредиторов, очередность удовлетворения требований и др.). При этом деятельность Агентства будет направлена на то, чтобы указанная гармонизация законодательства была ориентирована на максимально полное соответствие международным стандартам и правовым нормам, действующим в Российской Федерации.
3. Миссия, видение перспектив и ценности Агентства
3.1. Миссия
Миссией Агентства является эффективная защита прав и законных интересов вкладчиков и иных кредиторов проблемных и несостоятельных финансовых организаций, стимулирование финансовых организаций к ответственному ведению бизнеса, содействие поддержанию стабильности финансовой системы Российской Федерации.
Основными потребителями услуг (бенефициарами деятельности) Агентства являются:
- государство (общество в целом), заинтересованное в надёжной финансовой системе - источнике инвестиционных ресурсов для экономического развития;
- клиенты финансовых организаций (вкладчики и иные кредиторы);
- финансовые организации (банки - участники ССВ, негосударственные пенсионные фонды), заинтересованные в стабильной ресурсной базе.
Агентство обеспечивает:
- сохранность сбережений граждан в российских банках и гарантирование прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;
- надёжную защиту прав кредиторов при санации и ликвидации финансовых организаций;
- удобное и инновационное по форме оказание услуг потребителям (в том числе максимально возможно - в электронном виде);
- минимизацию ущерба, наносимого экономике и обществу прекращением функционирования финансовых организаций;
- информированность заинтересованных лиц о системе страхования вкладов и гарантирования пенсионных накоплений, процессах санации и ликвидации финансовых организаций;
- постоянную готовность эффективно осуществлять свои функции;
- ответственное и бережное управление ресурсами Агентства.
Агентство содействует:
- оказанию дисциплинирующего воздействия на финансовые организации, поощрению их разумного поведения и эффективного управления рисками;
- эффективной работе правоохранительных органов, в части установления и привлечения к ответственности лиц, виновных в хищении активов финансовых организаций и/или умышленном доведении организаций до банкротства;
- совершенствованию надзора за деятельностью финансовых организаций;
- повышению финансовой грамотности населения;
- созданию единого экономического пространства на территории стран - участников ЕАЭС.
3.2. Видение перспектив
Агентство стремится быть надёжной и высокоэффективной организацией, оказывающей услуги в удобной и современной форме, ответственным и авторитетным участником системы поддержания финансовой стабильности в Российской Федерации.
В рамках реализации Стратегии планируется усовершенствовать бизнес-процессы по всем направлениям деятельности Агентства, круг которых будет постепенно расширяться.
Предполагается существенная модернизация каналов и способов взаимодействия Агентства с потребителями его услуг и партнёрами. При этом особое внимание будет уделено развитию дистанционного взаимодействия Агентства с его контрагентами.
Намечено повысить прозрачность деятельности Агентства, усовершенствовать систему корпоративного управления, что позволит расширить возможности государства и общества в целом при оценке эффективности работы Агентства и постановке новых целей и задач.
Будет обеспечиваться постоянная готовность Агентства к расширению функций и полномочий, в том числе связанных с расширением круга объектов страховой (гарантийной) защиты, видов санируемых и ликвидируемых организаций. При этом деятельность Агентства по-прежнему будет строиться на принципах операционной независимости и минимизации финансовой поддержки со стороны государства.
Агентство намерено наращивать свою эффективность в качестве надёжного инструмента государства в осуществлении мер, направленных на модернизацию сектора финансовых услуг и российской экономики в целом. Реализация информационно-разъяснительных программ Агентства, осуществляемых в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами, призвана обеспечить расширение круга пользователей финансовых услуг путем повышения информированности о созданных государством механизмах защиты интересов их потребителей.
Достижение заявленных целей будет базироваться на постоянном повышении квалификации персонала, углублении его знаний, расширении набора навыков и компетенций, а также повышении вовлечённости работников Агентства в творческое решение стоящих перед ними задач. Агентство рассчитывает упрочить свои конкурентные преимущества на рынке трудовых ресурсов за счёт совершенствования системы оплаты труда, построенной на основе ключевых показателей эффективности деятельности каждого работника, расширения программ нематериального стимулирования, реализации принципа "постоянного обучения" специалистов.
Агентство намерено опираться на наилучшую мировую практику построения систем страхования депозитов, гарантирования пенсионных накоплений, защиты прав кредиторов проблемных и несостоятельных банков. Этому призвано способствовать расширение партнёрских связей с международными и иностранными организациями, имеющими аналогичный профиль деятельности. При этом особый акцент будет сделан на сотрудничество с партнерами из стран - членов ЕАЭС.
3.3. Ценности (основные принципы)
Агентство и его работники следуют семи основным принципам:
Эффективность |
Агентство обеспечивает эффективное выполнение всех возложенных на него функций, добиваясь максимальной результативности своей деятельности |
Надёжность |
Агентство гарантирует устойчивое и бесперебойное функционирование системы страхования банковских вкладов и системы гарантирования пенсионных накоплений граждан, процедур санации и ликвидации финансовых организаций |
Открытость |
Агентство прозрачно в осуществлении своей деятельности и открыто для предложений по её улучшению |
Инновационность |
Агентство активно внедряет и использует передовые методы и технологии, выдвигает и реализует инициативы, нацеленные на то, чтобы быть лидером в своей сфере деятельности |
Ответственность |
Агентство отвечает за качество и результаты своей работы, за выполнение всех задач, которые перед ним ставит государство и общество |
Добросовестность |
Агентство непредвзято и честно работает для поддержания финансовой стабильности в стране, эффективной защиты прав вкладчиков и иных контрагентов финансовых организаций |
Компетентность |
Агентство поддерживает высокий уровень профессионализма своего персонала, постоянно совершенствует знания и навыки своих работников |
4. Риски, связанные с реализацией Стратегии
Риски, возникающие во внешней и внутренней среде, оказывающие воздействие на Агентство, могут существенно влиять на выполнение Стратегии.
Можно выделить следующие риски, реализация которых способна снизить возможности Агентства по достижению поставленных целей и задач Стратегии:
Тип риска |
Наименование риска |
Описание риска |
Вероятность |
Последствия |
Уровень риска (итоговый индекс) |
Уровень риска |
Мероприятия по предупреждению рисков |
Регуляторные риски |
Неожиданные изменения полномочий Агентства и ключевых параметров ССВ |
Недостаточно проработанные решения, касающиеся полномочий Агентства и ключевых параметров ССВ (например, недостаточно подкрепленное ресурсами решение о новых объектах страхования или повышении размера страхового возмещения) |
Маловероятно (2) |
Существенные (4) |
8 |
Средний |
1. Контроль уровня риска (мониторинг законопроектной деятельности); 2. Обеспечение доступа максимального количества служащих к актуальной информации по законодательной деятельности и внутренним процессам, касающихся деятельности Агентства. |
Несвоевременная реакция на риски финансовых организаций |
Невозможность своевременно реагировать на риски финансовых организаций в связи с отсутствием адекватной информации |
Маловероятно (2) |
Существенные (4) |
8 |
Средний |
Контроль уровня риска (мониторинг и анализ деятельности кредитных организаций). |
|
Невозможность в полной мере удовлетворить требования кредиторов в рамках процедур банкротства финансовых организаций |
Несовершенство нормативной правовой базы и правоприменительной практики в части взыскания задолженности, привлечения к имущественной ответственности, реализации активов в рамках процедур банкротства финансовых организаций |
Вероятно (4) |
Существенные (4) |
16 |
Высокий |
Нормативно-технологический контроль: 1. Актуализация и совершенствование процессов Агентства в части управления процедурами банкротства финансовых организаций. 2. Совершенствование деятельности Агентства в части взыскания и реализации активов, привлечения к имущественной ответственности лиц, виновных в банкротстве финансовых организаций. |
|
Правовая неопределенность фиктивных вкладов |
Неадекватность нормативно-правового регулирования банковских операций задачам противодействия страховому мошенничеству, неэффективная правоохранительная практика |
Вероятно (4) |
Средние (3) |
12 |
Высокий |
1. Контроль управления риском (мониторинг законопроектной деятельности с учетом интересов Агентства при выработке норм законодательства и формировании правоприменительной практики в отношении случаев страхового мошенничества). 2. Технологический контроль (осуществление мер по восстановлению документов и электронных баз данных для формирования реестра обязательств). 3. Мероприятия по борьбе с мошенничеством (взаимодействие с правоохранительными и контрольно-надзорными органами). |
|
Макроэкономические риски |
Резкое увеличение объемов работы по санации и ликвидации финансовых организаций |
Нестабильность финансовой системы и резкое увеличение объемов работы по санации и ликвидации финансовых организаций, которое потребует от Агентства дополнительных финансовых ресурсов |
Возможно (3) |
Существенное (4) |
12 |
Высокий |
1. Разработка и реализация планов действий в чрезвычайных ситуациях (при увеличении объемов работы в части санации и ликвидации финансовых организаций). 2. Создание резервных мощностей обработки и хранения значительных массивов информации. 3. Перераспределение кадровых и организационных ресурсов в рамках структуры Агентства. 4. Привлечение необходимых дополнительных финансовых ресурсов от Банка России (при необходимости) |
Социальные риски |
Несоответствие параметров ССВ и СГПН потребностям общества |
Несоответствие параметров ССВ и СГПН потребностям общества (например, недовольство части клиентов финансовых организаций размером и охватом отдельных финансовых продуктов системами защиты Агентства) |
Маловероятно (2) |
Существенное (4) |
8 |
Средний |
1. Контроль управления риском (мониторинг и анализ потребностей общества в отношении параметров ССВ и СНПН); 2. Нормативно-технологический контроль: внесение в исполнительные и законодательные органы предложений по совершенствованию параметров ССВ и СГПН. |
Снижение доверия населения к российской финансовой системе |
Снижение доверия населения к российской финансовой системе (например, в связи с недовольством действиями Агентства, связанными с борьбой со страховым мошенничеством, недостаточным уровнем финансовой грамотности и информированности населения о ССВ и СГПН) |
Возможно (3) |
Существенное (4) |
12 |
Высокий |
1. Контроль управления риском, в том числе репутационным (мониторинг и анализ обращений и жалоб со стороны населения, осуществление претензионной работы с населением) 2. Участие в реализации программ по повышению финансовой грамотности населения. Осуществление постоянного взаимодействия со СМИ. |
|
Технологические риски |
Неспособность Агентства быстро реагировать на новые задачи |
Неспособность Агентства быстро реагировать на новые задачи, наличие естественного временного разрыва, необходимого для создания и внедрения новых регламентов бизнес-процессов и программного обеспечения |
Возможно (3) |
Существенное (4) |
12 |
Высокий |
1. Нормативно-технологический контроль: мониторинг и анализ тенденции и инициатив, исходящих от Правительства Российской Федерации, Банка России, Федерального Собрания Российской Федерации, своих контрагентов. 2. Разработка и реализация планов действий при экстраординарных ситуациях. 3. Создание резервов мощностей информационных систем. 4. Формирование кадрового резерва и активная работа с ним. |
Недостаточный уровень технологической готовности |
Недостаточный уровень технологической готовности к резкому увеличению объёмов выполняемых задач |
Возможно (3) |
Существенное (4) |
12 |
Высокий |
Совершенствование и модернизация информационных систем (на основании Стратегии развития информационных технологий в Агентстве). |
|
Организационно-кадровые риски |
Неэффективное выполнение решений органов управления |
Неэффективное выполнение решений органов управления Агентства (например, в связи с "разрывами" в управленческой цепи от Совета директоров Агентства до органов управления ДЗО и/или недостаточно полная и оперативная координация действий ответственных лиц) |
Маловероятно (2) |
Существенное (4) |
8 |
Средний |
Контроль полноты и своевременности выполнения управленческих решений. |
Несоответствие кадровых ресурсов объему и характеру решаемых им задач |
Качественное и количественное несоответствие кадровых ресурсов Агентства объему и характеру решаемых им задач |
Возможно (3) |
Существенное (4) |
12 |
Высокий |
Осуществление комплекса мер по повышению квалификации персонала, работе с кадровым резервом, увязыванию системы материальных и нематериальных стимулов с достижением поставленных целей и задач. |
|
Финансовые риски |
Недостаточность и/или неэффективное управление финансовыми ресурсами |
Недостаточность фонда обязательного страхования вкладов и фонда гарантирования пенсионных накоплений. Снижение возможностей самофинансирования ССВ и СГПН |
Маловероятно (2) |
Существенное (4) |
8 |
Средний |
1. Обеспечение взаимодействия с Банком России по вопросам оперативного привлечения необходимых средств. 2. Совершенствование процессов управления финансовыми ресурсами. |
Кредитный риск |
Риск невыполнения контрагентами Агентства своих обязательств, возникающий при выплате страхового и гарантийного возмещения, взаимодействии с санируемыми финансовыми организациями, инвесторами, участвующими в их финансовом оздоровлении, и иными лицами |
Маловероятно (2) |
Существенные (4) |
8 |
Средний |
Совершенствование системы сбора и анализа информации о контрагентах Агентства, использование эффективных механизмов обеспечения выполнения ими своих обязательств перед Агентством. |
|
Риск страхового мошенничества |
Риск увеличения страховой ответственности в преддверии банкротства банка (например, в результате дробления вкладов или искусственного перевода незастрахованных обязательств банков в застрахованные) |
Возможно (3) |
Средние (3) |
9 |
Средний |
Мероприятия по борьбе с мошенничеством (взаимодействие с правоохранительными и контрольно-надзорными органами) в части разработки и совершенствования мер реагирования на случаи страхового мошенничества. |
Описанные риски визуализированы на представленной ниже карте стратегических рисков.
"Рис. 1. Карта стратегических рисков"
5. Основные итоги выполнения Стратегии развития Агентства на период до 2015 года
В результате выполнения стратегии развития в период с 2011 по 2015 год Агентство стало эффективной организацией, соответствующей мировым стандартам систем защиты депозитов, ответственным и авторитетным участником системы поддержания финансовой стабильности в Российской Федерации.
5.1. Страхование вкладов
В 2011-2015 гг. произошло 180 страховых случаев. Агентством выплачено страховое возмещение 1580 тыс. вкладчиков на общую сумму 597 млрд руб. При этом средний срок начала выплат составил 12,7 календарного дня с даты наступления страхового случая.
Усовершенствована система анализа страховых рисков и оценки достаточности фонда обязательного страхования вкладов, оценка вероятностей банкротства банков - участников ССВ стала проводиться на основе трех моделей (эконометрической, облигационной, рейтинговой).
Улучшены процедуры обратной связи Агентства с вкладчиками. Для учёта их мнений о качестве организации выплаты страхового возмещения проводится регулярный анализ обращений на горячую линию и на сайт Агентства.
С целью сокращения времени обслуживания вкладчиков, у которых сумма вкладов превышает сумму страхового возмещения, внедрён принцип "одного обращения" в банк-агент для одновременного получения страховки и регистрации требований кредиторов по остаткам, превышающим страховые выплаты.
Для изучения соответствия параметров ССВ потребностям общества проводились регулярные социологические исследования инвестиционного поведения населения и его информированности о системе страхования вкладов, включающие в себя количественный и качественный анализ.
На официальном сайте Агентства реализован сервис поиска подразделений банка - участника ССВ с визуализацией на географической карте.
В рамках подготовки к созданию процессингового центра по страховым выплатам разработана автоматизированная система, позволяющая обеспечить выплату страхового возмещения одновременно через подразделения нескольких банков-агентов путем предоставления им удаленного доступа к учетной системе Агентства в режиме реального времени.
Руководствуясь целями повышения финансовой устойчивости ССВ, Агентство приняло участие в подготовке законодательных предложений, предусматривающих введение системы дифференцированных страховых взносов в Фонд обязательного страхования вкладов. Кроме того, Агентство участвовало в законотворческой работе, связанной с распространением гарантий ССВ на средства индивидуальных предпринимателей, номинальные счета опекунов и попечителей, а также счета эскроу (для расчётов по сделкам купли-продажи недвижимого имущества).
В рамках международного сотрудничества представители Агентства осуществляли руководство целым рядом международных исследовательских проектов с целью обобщения наилучшей мировой практики и выработки практических рекомендаций по её внедрению национальными системами страхования вкладов различных стран. Международная ассоциация страховщиков депозитов (МАСД)* признала Агентство лучшим страховщиком депозитов в мире по итогам работы в 2013 году за достижения в урегулировании несостоятельности банков и выплате страхового возмещения и лучшим страховщиком депозитов 2015 года.
5.2. Предупреждение банкротства (санация) банков
Начаты процедуры предупреждения банкротства (далее также - санация) в отношении 48 банков. В 19 кредитных организациях процедуры санации завершены.
Всего (нарастающим итогом) на цели санации банков Агентством фактически направлено 1365,85 млрд руб., из них 1099,17 млрд руб. - за счёт кредитов Банка России, 258,93 млрд руб. - за счёт средств имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства, 7,75 млрд руб. - за счёт средств Фонда.
Проведены диагностика и реинжиниринг бизнес-процессов санации банков. Усовершенствован порядок привлечения инвесторов к участию в предупреждении банкротства банков; утверждена Методика оценки представителями Банка России и государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" достаточности имущества банка для осуществления урегулирования его обязательств, что позволило усовершенствовать механизм передачи имущества и обязательств из проблемного банка в финансово устойчивый банк.
В результате работы с активами, приобретёнными в ходе санации банков, на счета Агентства поступило 74,8 млрд руб. Проводятся мероприятия по улучшению качества этих активов.
Агентство активно участвовало в подготовке принятого в 2014 году федерального закона, предусматривающего включение механизма санации банков в общую систему мер по предупреждению банкротства финансовых организаций. Вследствие этого указанный механизм санации, носивший ранее временный характер, стал постоянно действующим.
5.3. Ликвидация банков
Проводились процедуры ликвидации в 448 кредитных организациях. Из них в 230 они завершены, в 218 - продолжаются.
Проведён реинжиниринг бизнес-процессов ликвидации банков. В целях повышения результативности и оперативности работы по расчётам с кредиторами банков-банкротов внесены существенные изменения и дополнения во внутренние регулятивные документы Агентства.
Проверены обстоятельства банкротства в 243 банках, в 154 из них выявлены признаки преднамеренного банкротства. Возбуждено 311 уголовных дел, в том числе 153 - по фактам хищения денежных средств и имущества кредитных организаций, а также злоупотреблений их руководителей. По 39 уголовным делам вынесены обвинительные приговоры.
Агентством разработана методика организации работы в ликвидируемых банках при применении механизма передачи активов и обязательств действующему банку.
На выплаты кредиторам направлено 123 млрд руб. Средний процент удовлетворения требований кредиторов в банках составил 34,5% (по 1-й очереди - 70,7%, 2-й - 21,5%, 3-й - 15,8%).
Разработаны механизмы, регламентирующие погашение требований кредиторов путём предоставления отступного, передачи активов и обязательств кредитных организаций в ходе конкурсного производства (ликвидации), передачи учредителям (участникам) ликвидируемой кредитной организации имущества, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами.
С участием Агентства подготовлены и приняты законопроектные предложения по совершенствованию ликвидационных процедур в части консолидации в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" норм законодательных актов, ранее отдельно регламентировавших процедуры ликвидации (банкротства) кредитных организаций и иных субъектов хозяйственной деятельности.
Агентство активизировало деятельность (в том числе в иностранных юрисдикциях) по розыску и возвращению активов кредитных организаций, выведенных их бывшими собственниками или руководителями, что способствует повышению уровня удовлетворения требований кредиторов.
5.4. Коммуникационная стратегия
Введён в эксплуатацию новый сайт Агентства, предоставляющий пользователям доступ к новым сервисам, в том числе к унифицированной поисковой системе по банкам - участникам системы страхования вкладов. На сайте созданы дополнительные сервисы: "звонок с сайта", "телефон доверия", а также видеопортал, где размещаются комментарии и интервью руководителей Агентства. На Интернет-форуме сайта Banki.ru организована постоянно действующая консультационная площадка Агентства. Началась работа по созданию Интернет-портала по реализации имущества ликвидируемых финансовых организаций и имущества, приобретенного в ходе процедур предупреждения банкротства кредитных организаций.
На сайте Агентства регулярно публикуются отчёты о деятельности по итогам каждого квартала.
Для эффективного взаимодействия с вкладчиками и иными кредиторами банков действуют представительства Агентства в 7 федеральных округах.
В целях совершенствования обратной связи с потребителями финансовых услуг создан Общественный совет по взаимодействию с кредиторами финансовых организаций.
5.5. Финансовая стратегия
Обеспечено бесперебойное и полное финансирование всех направлений деятельности Агентства.
Советом директоров Агентства усовершенствованы подходы к диверсификации инвестиционного портфеля Агентства. В целях поддержания баланса между доходностью и надёжностью инструментов для инвестирования временно свободных средств уточнена инвестиционная декларация Агентства.
Закупки товаров, работ, услуг для нужд Агентства осуществляются на основе конкурентных процедур. В целях совершенствования и повышения прозрачности закупочной деятельности в приоритетном порядке используется электронная форма закупок.
Оптимизировано управление закупками дочерних и зависимых организаций Агентства, расширилось участие субъектов малого и среднего предпринимательства в поставках товаров и оказании услуг Агентству.
В целях централизации финансового контроля, повышения финансовой дисциплины и оперативности управления средствами в Агентстве создан Комитет по управлению ликвидностью (Казначейство) Агентства, на который возложены контрольно-ревизионные функции в отношении движения денежных средств Агентства и его дочерних и зависимых организаций (ДЗО), а также их целевого и эффективного использования.
5.6. Корпоративное управление
Осуществлён переход Агентства на электронный документооборот.
Внедрена система защиты персональных данных информационной системы Агентства.
Усовершенствована и унифицирована система корпоративного управления в дочерних банках, иных дочерних и зависимых организациях Агентства.
В целях совершенствования системы управления и бизнес-процессов проведена структурно-функциональная модернизация Агентства.
Сформирована целостная система ключевых показателей эффективности деятельности (КПЭ) Агентства, а также КПЭ его дочерних и зависимых организаций, унифицированных с системой КПЭ Агентства.
Разработана и утверждена стратегия развития информационной инфраструктуры Агентства на среднесрочную перспективу.
5.7. Стратегия управления персоналом
В целях ориентации работников на достижение стратегических целей и задач Агентством проведено исследование вовлечённости персонала в его деятельность. По результатам исследования определены направления повышения заинтересованности работников.
Осуществлялась деятельность по реализации мер, направленных на совершенствование и актуализацию знаний и навыков работников Агентства, приобретение ими новых компетенций, связанных с расширением их функционала (краткосрочные и долгосрочные программы повышения квалификации и переподготовки; образовательные программы различной протяжённости и формата и т.п.).
Оптимизированы мотивационные модели развития персонала, основывающиеся на системе КПЭ.
6. Стратегические цели Агентства на период с 2016 по 2020 год
Представленная карта отражает стратегические цели Агентства, отвечающие интересам основных потребителей его услуг:
- государства (общества в целом);
- клиентов финансовых организаций (далее также - ФО) (вкладчиков и иных кредиторов);
- самих ФО (банков - участников ССВ, НПФ).
"Рис. 2. Карта стратегических целей"
Устойчивость ССВ и СГПН
Надёжное функционирование ССВ и СГПН будет обеспечиваться за счёт своевременного выявления рисков, угрожающих стабильности ССВ, а также СГПН, их всесторонней оценки и адекватного реагирования на возникающие угрозы. Повышению устойчивости ССВ будет способствовать введение системы дифференцированных по уровню риска взносов банков в фонд обязательного страхования вкладов. Особое внимание будет уделяться дальнейшему совершенствованию форм и методов выявления действий, направленных на неправомерное получение страхового возмещения (в том числе неправомерного "дробления" вкладов).
Содействие поддержанию стабильности финансовой системы
Агентство продолжит участвовать в планировании и осуществлении мер по предупреждению банкротства социально и экономически значимых финансовых организаций, стимулировать ответственное поведение их владельцев и руководителей, а также минимизировать риски безответственного поведения их клиентов (так называемые "моральные риски") и тем самым способствовать укреплению доверия населения к российской финансовой системе.
Большое значение будет придаваться повышению эффективности и результативности работы с активами в ходе санации и ликвидации банков, в том числе формированию методологической базы и стандартов процедур реализации таких активов.
В соответствии с наилучшей мировой практикой Агентство намерено активно применять механизмы реструктуризации финансовых организаций, содействующие сохранению ключевых функций финансовых организаций и минимизации ущерба, наносимого хозяйствующим субъектам и гражданам.
Эффективное удаление с рынка нежизнеспособных финансовых организаций
В качестве корпоративного ликвидатора Агентство будет стремиться управлять процедурами конкурсного производства и ликвидации финансовых организаций в интересах их кредиторов, основываясь на рыночных принципах формирования конкурсной массы, строго соблюдая требования законодательства и обеспечивая, насколько это возможно, сохранение жизнеспособного бизнеса ликвидируемых финансовых организаций.
При этом Агентство будет стремиться к совершенствованию процедур оспаривания сомнительных сделок, совершённых прежними руководителями финансовых организаций, а также добиваться неотвратимости наказания (как уголовного, так и гражданско-правового) за противоправные действия, выявленные в ходе осуществления ликвидационных процедур.
Уверенность клиентов финансовых организаций в надёжной защите их сбережений
Стабильное и эффективное функционирование ССВ и СГПН будет базироваться на обеспечении адекватного уровня защиты, предоставляемой бенефициарам указанных систем, полном и своевременном информировании кредиторов об их правах и процедурах удовлетворения их требований. Надёжность предоставляемой клиентам финансовых организаций защиты будет реализовываться за счёт обеспечения наличия у Агентства достаточных ресурсов для выплаты страхового (гарантийного) возмещения и эффективных бизнес-процессов. Агентство продолжит активно использовать различные каналы информационного взаимодействия с населением, банковским сообществом, средствами массовой информации в целях разъяснения механизмов защиты сбережений потребителей финансовых услуг.
Агентство, максимально полно и своевременно информируя правоохранительные органы о выявленных им в ходе выполнения своих функций признаках противоправных действий со стороны собственников и работников финансовых организаций, намерено также оказывать активное и всестороннее (информационно-аналитическое, методическое) содействие органам предварительного расследования в их борьбе с преступлениями в финансовой сфере.
Соответствие параметров ССВ и СГПН потребностям общества
ССВ и СГПН должны учитывать ожидания потребителей для того, чтобы оставаться эффективными инструментами защиты их накоплений.
Для поддержания соответствия параметров ССВ и СГПН ожиданиям общества Агентство будет продолжать мониторинг макроэкономических показателей, уровня доходов граждан, а также тенденций в инвестиционно-сберегательном поведении населения России. Для этого Агентство намерено использовать весь комплекс методов экономических и социологических исследований.
Опираясь на результаты таких исследований, Агентство будет инициировать изменения, учитывающие как потребности общества, так и возможности ССВ и СГПН. При этом Агентство будет исходить из того, что размер страхового (гарантийного) возмещения должен, в первую очередь, соответствовать потребностям массового потребителя финансовых услуг, быть адекватным текущему уровню доходов населения и экономического развития страны, а также финансовым возможностям ССВ и СГПН.
Удобство услуг Агентства для потребителей
Агентство будет стремиться обеспечивать максимальное удобство услуг, оказываемых вкладчикам и другим кредиторам проблемных и ликвидируемых финансовых организаций, иным потребителям своих услуг, наиболее широко и разнообразно используя возможности современных информационных технологий, предоставляя заинтересованным лицам своевременную и полную информацию о регламентах и процедурах Агентства. Планируется продолжить работу, направленную на упрощение процедур и сокращение сроков выплаты страхового (гарантийного) возмещения вкладчикам.
Агентство планирует существенно модернизировать взаимодействие с потребителями своих услуг, сделав акцент на всестороннее развитие дистанционного взаимодействия.
Стабильная долгосрочная ресурсная база ФО
Важнейшими целями ССВ, определёнными Законом о страховании вкладов, являются укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации. Аналогичные цели преследует и СГПН. Достижение этих целей предполагает обеспечение эффективной защиты прав и законных интересов вкладчиков и иных кредиторов ликвидируемых и санируемых финансовых организаций, повышение информированности населения о существующих механизмах защиты их сбережений.
Кроме того, реализуя государственную программу мер по повышению капитализации банков, Агентство будет способствовать увеличению ресурсной базы кредитных организаций в целях наращивания объёмов кредитования предприятий реального сектора экономики в наиболее важных инновационных отраслях, включая нацеленные на повышение уровня импортозамещения.
Финансовая независимость ССВ и СГПН от средств налогоплательщиков
Агентство приложит максимальные усилия к тому, чтобы основными источниками финансирования ССВ и СГПН были регулярные взносы финансовых организаций - участников, а также к тому, чтобы меры по предупреждению их банкротства финансировались главным образом за счёт внебюджетных источников на условиях обеспечения возвратности предоставляемого финансирования. Важным направлением работы будет повышение инвестиционной и операционной эффективности, а также снижение издержек.
Прозрачность деятельности Агентства
Агентство будет осуществлять свою деятельность, максимально открыто, своевременно и полно информируя все заинтересованные стороны о своей работе. Для обеспечения подотчётности Агентства оно будет широко использовать современные каналы раскрытия информации, включая информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", различные средства массовой информации и иные коммуникационные возможности. Агентство будет публиковать годовые отчёты, детально отражающие результаты его деятельности, а также пресс-релизы и иные информационные материалы, разъясняющие подходы и процедуры, используемые Агентством в целях выполнения всех функций, возложенных на него государством.
Содействие гармонизации законодательства стран Евразийского экономического союза в сфере страхования вкладов, финансового оздоровления и банкротства кредитных организаций
В связи с созданием Евразийского экономического союза (ЕАЭС), предусматривающего гармонизацию требований к созданию и функционированию систем страхования вкладов населения, процедур финансового оздоровления и банкротства кредитных организаций, порядка, процедуры и условий ликвидации профессиональных участников страхового рынка, порядка, процедуры и условий ликвидации или реорганизации профессиональных участников рынка ценных бумаг, Агентство будет в тесном взаимодействии с соответствующими органами и организациями стран - участниц ЕАЭС предпринимать меры к сближению норм национального законодательства на основе правовых норм, действующих в Российской Федерации, и современных международных стандартов, включая "Основополагающие принципы для эффективных систем страхования депозитов" МАСД и "Ключевые атрибуты эффективных режимов урегулирования несостоятельности финансовых институтов" Совета по финансовой стабильности (FSB).
7. Стратегические задачи Агентства
Достижение стратегических целей Агентства будет обеспечиваться решением десяти стратегических задач, касающихся:
- совершенствования бизнес-процессов и внутренних процедур;
- повышения качества управления финансовыми ресурсами;
- развития Агентства как целостной организации, активно внедряющей современные модели управления, передовые технологии и инновации.
"Рис. 3. Карта стратегических задач"
Важной особенностью стратегических задач является то, что каждая из них может иметь разное содержание в зависимости от того, достижению какой стратегической цели она служит**.
Эффективный риск-менеджмент
Для устойчивого функционирования Агентства необходимо своевременное выявление и эффективное реагирование на возникающие риски. Агентство будет осуществлять постоянный анализ изменений внешней и внутренней среды, предпринимать оперативные меры для своевременного выявления рисков, их минимизации или устранения. Особое внимание будет уделяться оценке и прогнозированию достаточности фонда обязательного страхования вкладов и фонда гарантирования пенсионных накоплений, обеспечению постоянного наличия у Агентства финансовых возможностей для своевременной и полной выплаты страхового возмещения вкладчикам банков и гарантийного возмещения лицам, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования.
Мероприятия по минимизации рисков будут способствовать внедрению системы управления качеством услуг Агентства, призванной улучшить регламентацию основных бизнес-процессов, контроль за достижением целей и выполнением задач Агентства в сфере страхования вкладов, гарантирования пенсионных накоплений, санации и ликвидации финансовых организаций.
Обеспечение непрерывности функционирования
Бесперебойное функционирование ССВ и СГПН, механизмов санации и ликвидации финансовых организаций способствует поддержанию устойчивости российской финансовой системы, повышению доверия к государственным институтам, обеспечивающим финансовую стабильность. Для обеспечения непрерывности выполнения своих функций Агентство обладает необходимыми для этого ресурсами, обеспечивающими непрерывность и отказоустойчивость инфраструктуры Агентства. Оно будет стремиться обеспечивать свою финансовую независимость от средств налогоплательщиков, повышая эффективность использования собственных средств, разрабатывая и совершенствуя механизмы привлечения (в случае необходимости) внешних ресурсов (финансовых, технологических, интеллектуальных). Агентство будет поддерживать свою готовность к резким изменениям числа и масштаба страховых (гарантийных) случаев, проектов по санации и ликвидации финансовых организаций, опираясь на все предусмотренные законодательством финансовые возможности обеспечения непрерывности своей деятельности.
Соответствие инструментария потребностям заинтересованных сторон
Агентство продолжит постоянно изучать потребности основных групп потребителей его услуг, отслеживать тенденции в развитии систем защиты депозитов и пенсионных накоплений, механизмов санации и ликвидации финансовых организаций за рубежом, оперативно внедряя передовые методы работы в свою практику. Агентство, в частности, будет постоянно оценивать, в какой мере размер и сроки выплаты страхового (гарантийного) возмещения соответствуют социальным и экономическим условиям в стране и в случае необходимости принимать меры по корректировке параметров ССВ и СГПН. Особое внимание будет уделяться дальнейшему повышению удобства услуг Агентства для потребителей, применению наиболее современных форм взаимодействия с ними (включая дистанционное взаимодействие в электронной форме, в том числе в режиме "online").
Эффективная система управления
В целях эффективного осуществления возложенных на него функций и полномочий Агентство будет последовательно совершенствовать свою систему корпоративного управления, стремясь обеспечивать своевременное принятие обоснованных решений, рациональное использование ресурсов, ориентацию на эффективное выполнение поставленных задач. Агентство намерено и в дальнейшем использовать наиболее современные подходы к организации корпоративного управления, внедрять передовые модели и технологии в этой сфере. Будет обеспечиваться строгое соблюдение требований законодательства о предупреждении коррупционных проявлений и конфликта интересов, стандартов этичного поведения. Финансовая деятельность Агентства будет проверяться независимыми аудиторскими компаниями, а также собственной службой внутреннего аудита. Будут постоянно совершенствоваться система ключевых показателей эффективности деятельности (КПЭ) Агентства, а также его дочерних и зависимых обществ, система управления рисками и система управления качеством услуг Агентства. Будут снижаться расходы и повышаться операционная эффективность деятельности Агентства.
Эффективные внешние коммуникации
Выполняя публичные функции, Агентство развивает внешние связи, обеспечивая широкое информационное освещение своей деятельности, учёт мнений и интересов всех заинтересованных сторон. Решение данной задачи, в частности, направлено на обеспечение прозрачности деятельности Агентства, достижение адекватного уровня информированности клиентов финансовых организаций и общества в целом о работе Агентства.
Агентство планирует активно обсуждать свою деятельность со всеми заинтересованными сторонами, участвовать в разработке и экспертизе законопроектов и иных нормативных правовых актов, касающихся его деятельности, в подготовке и экспертизе международных документов по вопросам страхования вкладов, гарантирования пенсионных накоплений, санации и ликвидации банков и иных финансовых организаций (включая законопроекты, иные нормативные правовые акты и международные документы ЕАЭС). Важной задачей Агентства будет эффективное взаимодействие с общественными объединениями, действующими в финансовой сфере (в том числе саморегулируемыми организациями), а также правоохранительными органами всех уровней в целях повышения дисциплинирующего воздействия на поведение собственников и руководителей финансовых организаций, в том числе путем привлечения к ответственности лиц, чьи действия нанесли ущерб интересам финансовых организаций и их кредиторов.
Эффективная автоматизация бизнес-процессов
В значительной степени эффективность деятельности Агентства базируется на высоком уровне автоматизации ключевых бизнес-процессов, использовании наиболее современного программного обеспечения, технических средств и каналов коммуникаций, позволяющих оперативно и результативно решать как имеющиеся, так и вновь возникающие задачи. Агентство планирует продолжить комплекс мер в сфере инноваций, автоматизации и технологической модернизации, призванных повысить устойчивость и качество работы Агентства (в том числе удобство, мобильность и оперативность оказания Агентством услуг для всех типов их потребителей).
Существенное расширение взаимодействия Агентства с потребителями его услуг преимущественно в электронной форме, при обеспечении адекватного уровня информационной безопасности станет важным трендом развития Агентства в предстоящие годы.
Максимизация достаточности и ликвидности ресурсов Агентства при приемлемом уровне рисков
Стабильное функционирование Агентства базируется на поддержании достаточного уровня его финансовой устойчивости при приемлемых уровнях рисков. Агентство будет уделять особое внимание оценке достаточности фондов обязательного страхования вкладов и гарантирования пенсионных накоплений, а также других средств Агентства (в том числе с использованием специализированных моделей финансового анализа), эффективному размещению временно свободных средств на основе современных методов прогнозирования и оценки рисков. При решении данной задачи Агентство планирует поддерживать в состоянии готовности предусмотренные законодательством механизмы привлечения в случае необходимости экстренного финансирования, прежде всего, кредитов Банка России.
Эффективное управление средствами
Агентство уделяет большое внимание вопросам эффективного использования имеющихся в его распоряжении ресурсов. Оно будет и в дальнейшем придерживаться обоснованно консервативной политики инвестирования временно свободных денежных средств (в том числе средств фондов обязательного страхования вкладов и гарантирования пенсионных накоплений), обеспечивающей оптимальное соотношение надежности и доходности их размещения, вести тщательный анализ рисков и осуществлять необходимые меры по их минимизации. Агентство также будет обеспечивать эффективное использование и максимально достижимую возвратность средств, направляемых на предупреждение банкротств банков (уделяя особое внимание механизмам обеспечения исполнения обязательств получателями финансовых средств от Агентства), добиваться возможно высокого уровня удовлетворения требований кредиторов ликвидируемых финансовых организаций, в том числе за счёт повышения результативности работы по реализации их активов. Продолжатся меры, направленные на повышение операционной эффективности и рациональное расходование ресурсов Агентства.
Высокая операционная готовность и эффективность персонала
Достижение стоящих перед Агентством целей требует постоянной операционной готовности его работников. Агентство будет стремиться обеспечивать высокий уровень профессионализма персонала, постоянное повышение его квалификации, обучение знаниям и навыкам выполнения смежных задач. Важным будет оптимальное распределение (и в случае необходимости - перераспределение) персонала по организационной структуре Агентства, эффективное формирование кадрового резерва. Агентство намерено поддерживать адекватный уровень мотивации труда работников, их нацеленность на достижение поставленных целей и ответственность за свои действия, вовлечённость в выработку наиболее эффективных управленческих решений.
Соответствие функций, процессов и структуры Агентства лучшим мировым практикам
Агентство стремится быть в числе лидеров мирового сообщества страховщиков депозитов***. Агентство будет продолжать активно участвовать в изучении и распространении передового мирового опыта, разработке международных стандартов и процедур в сферах своей деятельности, осуществлять интенсивный информационный обмен с зарубежными организациями, выполняющими аналогичные функции. Будут предприниматься усилия для гармонизации механизмов страхования вкладов, санации и ликвидации финансовых организаций в рамках ЕАЭС в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, основываясь на правовых нормах, действующих в Российской Федерации, и международных стандартах, одобренных Советом по финансовой стабильности (Основополагающие принципы для эффективных систем страхования депозитов, Ключевые атрибуты эффективных режимов урегулирования несостоятельности финансовых институтов и др.).
8. Стратегии развития Агентства по направлениям
Для удобства планирования Стратегия разделена на восемь стратегий по направлениям, являющимся разделами единой общей Стратегии развития Агентства.
При этом стратегии развития функций страхования вкладов, гарантирования пенсионных накоплений, санации и ликвидации финансовых организаций являются базовыми, а остальные четыре стратегии - коммуникационная, финансовая, стратегия корпоративного управления и стратегия управления персоналом - являются стратегиями, обеспечивающими выполнение базовых функций.
Стратегия развития функций страхования вкладов определяет основные направления развития системы страхования вкладов, ориентируясь на потребности общества, имеющийся потенциал ССВ и лучший зарубежный опыт в данной области.
Стратегия развития функций гарантирования пенсионных накоплений предусматривает комплекс мер, направленных на обеспечение эффективной защиты прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, повышение доверия общества к негосударственным пенсионным фондам.
Стратегия развития функций санации финансовых организаций определяет шаги, необходимые для повышения результативности процедур предупреждения банкротства финансовых организаций, включая эффективность использования и возвратность средств, направленных на санацию.
Стратегия развития функций ликвидации финансовых организаций содержит основные направления совершенствования процедур конкурсного производства и ликвидации в финансовых организациях (банках, негосударственных пенсионных фондах, страховых организациях), в том числе с целью максимизации удовлетворения требований их кредиторов, оказания дисциплинирующего воздействия на поведение руководителей и контролирующих лиц финансовых организаций.
Коммуникационная стратегия содержит задачи, выполнение которых позволит повысить уровень информированности потребителей финансовых услуг и других заинтересованных сторон о деятельности Агентства, увеличить её прозрачность. Наряду с этим данная стратегия направлена на повышение доверия общества к российской финансовой системе, ССВ и СГПН, рост уровня финансовой грамотности населения нашей страны.
Финансовая стратегия направлена на повышение эффективности использования финансовых ресурсов Агентства, что особенно важно для обеспечения непрерывности функционирования и сохранения операционной независимости Агентства.
Стратегия корпоративного управления предусматривает повышение эффективности деятельности органов управления Агентства, его внутренних бизнес-процессов, обеспечение большей прозрачности деятельности Агентства и его постоянной готовности к изменениям внешней среды.
Стратегия управления персоналом определяет комплекс мер, направленных на последовательное и системное повышение квалификации персонала Агентства, стимулирование его на ответственное и результативное выполнение своих обязанностей, увеличение заинтересованности в достижении стоящих перед Агентством целей и задач.
8.1. Стратегия развития функции страхования вкладов
8.2. Стратегия развития функций гарантирования пенсионных накоплений
8.3. Стратегия развития функций санации финансовых организаций
8.4. Стратегия развития функций ликвидации финансовых организаций
Стратегические цели |
Стратегические задачи |
Операционные цели |
Операционные задачи |
Эффективное удаление из системы нежизнеспособных финансовых организаций (1) |
Эффективная система управления |
Систематизация и унификация работы по управлению процедурами конкурсного производства и ликвидации в ФО разных видов |
Постоянная актуализация системы планирования процедур конкурсного производства и ликвидации ФО, а также контроля выполнения планов (в т.ч. реагирование на отклонения от планов) Показатель достижения стратегической цели (ключевой показатель эффективности) в части развития функций ликвидации ФО: завершение до конца 2020 года процедур конкурсного производства (ликвидации) в 75 финансовых организациях. |
Актуализация организационно-методологических подходов к выявлению обстоятельств банкротства ФО | |||
Обеспечение доступа всех занятых в процедурах конкурсного производства и ликвидации работников Агентства и ФО к актуальным редакциям порядков, методик, иных внутренних регулятивных документов Агентства и шаблонов документов | |||
Содействие повышению раскрываемости преступлений, выявляемых Агентством при ликвидации ФО и обеспечение неотвратимости наказания за их совершение |
Осуществление тесного взаимодействия с правоохранительными и судебными органами в целях борьбы с преступлениями в финансовой сфере |
||
Максимизация удовлетворения требований кредиторов и сокращение сроков расчёта с ними |
Наиболее полное удовлетворение требований кредиторов в возможно короткие сроки (при этом приоритет будет отдаваться максимально полному удовлетворению требований кредиторов, а не срокам расчётов с ними) |
||
Эффективная система истребования, управления и реализации активов ликвидируемых ФО (максимизация выручки от реализации активов и сокращение затрат на их реализацию) с учетом необходимости минимизации негативного влияния этой деятельности на рыночную конъюнктуру Примерный перечень ключевых мероприятий: - взыскание задолженности во внесудебном и судебном порядке; - обращение взыскания на заложенное имущество в судебном и внесудебном порядке; - принятие имущества в счёт частичного или полного прекращения обязательств (другие права требования, движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги); - реструктуризация задолженности; - замещение активов в процедуре банкротства должников; - сохранение активов (размещение движимого имущества на складах и охраняемых площадках, изъятие, сохранение и восстановление правоустанавливающих документов на имущество ликвидируемых ФО); - улучшение рыночных характеристик активов; - оценка активов в соответствии с требованиями закона о банкротстве; - реализация активов в соответствии с требованиями закона о банкротстве При этом предполагается снижение показателя, рассчитываемого как отношение расходов на реализацию активов к выручке на 5-10%. | |||
Изучение возможностей развития практики применения мирового соглашения при расчётах с кредиторами ФО | |||
Эффективное осуществление претензионно-исковой работы | |||
Осуществление взаимодействия с Банком России, ФССП России, ФНС России по урегулированию вопросов, возникающих в ходе проведения процедур конкурсного производства и ликвидации ФО | |||
Сокращение сроков проведения ликвидационных процедур |
Осуществление взаимодействия с Банком России, ФССП России, ФНС России по урегулированию вопросов, возникающих в ходе проведения процедур конкурсного производства и ликвидации ФО |
||
Эффективное управление средствами |
Оптимизация бизнес-процессов конкурсного производства и ликвидации ФО |
Расширение круга работ (услуг), целесообразных для передачи на аутсорсинг |
|
Применение упрощённой процедуры перехода из процедуры ликвидации в банкротство | |||
Применение поэтапной инвентаризации имущества | |||
Обеспечение непрерывности функционирования |
Оперативность и мобильность/гибкость в перераспределении и привлечении кадровых ресурсов |
Формирование базы потенциальных работников для сопровождения процедур конкурсного производства и ликвидации в региональных ФО |
|
Эффективная автоматизация бизнес-процессов |
Повышение уровня автоматизации бизнес-процессов, связанных с конкурсным производством и ликвидацией ФО |
Развитие программно-аппаратного комплекса оперативного обеспечения ликвидационных процедур |
|
Формирование централизованного хранилища данных ликвидируемых ФО и обеспечение доступа к максимальному объему информации ликвидируемых ФО | |||
Автоматизация бизнес-процессов продажи и управления активами ликвидируемых ФО | |||
Эффективный риск-менеджмент |
Мониторинг рисков в целях эффективного выполнения функций ликвидации финансовых организаций |
Идентификация рисков, влияющих на достижение целей и задач конкурсного производства и ликвидации финансовых организаций |
|
Качественное и количественное оценивание рисков, влияющих на достижение целей и задач конкурсного производства и ликвидации финансовых организаций | |||
Обеспечение информацией о рисках, влияющих на достижение целей и задач конкурсного производства и ликвидации финансовых организаций, при принятии управленческих решений органами управления Агентства | |||
Разработка и внедрение мероприятий по предупреждению рисков, влияющих на достижение целей и задач конкурсного производства и ликвидации финансовых организаций | |||
Мониторинг мероприятий по предупреждению рисков, влияющих на достижение целей и задач конкурсного производства и ликвидации финансовых организаций | |||
Удобство услуг Агентства для потребителей (2) |
Соответствие инструментария потребностям заинтересованных сторон |
Повышение удобства и оперативности информационного и операционного взаимодействия с кредиторами ликвидируемых ФО, а также приобретателями имущества ликвидируемых ФО |
Осуществление взаимодействия с кредиторами ликвидируемых ФО в электронной форме |
Осуществление взаимодействия с приобретателями имущества ликвидируемых ФО в электронной форме | |||
Содействие гармонизация законодательства стран ЕАЭС (3) |
Соответствие функций, процессов, структуры лучшим мировым практикам |
Содействие унификации основных параметров ликвидационных процедур зарубежных стран - участниц ЕАЭС в целях их максимально полного соответствия российским правовым нормам и международным стандартам |
Обобщение, систематизация и анализ действующих норм, правил и механизмов ликвидации/банкротства ФО в странах - участницах ЕАЭС |
Определение модельных (гармонизированных) параметров процедур банкротства и ликвидации ФО | |||
Осуществление взаимодействия с органами, управляющими процедурами конкурсного производства и ликвидации ФО, из стран - участниц ЕАЭС, выработка и реализация мер по гармонизации процедур конкурсного производства и ликвидации ФО |
8.5. Коммуникационная стратегия
8.6. Финансовая стратегия
8.7. Стратегия корпоративного управления
Стратегические цели |
Стратегические задачи |
Операционные цели |
Операционные задачи |
Устойчивость ССВ и СГПН (1) |
Эффективная система управления |
Постоянная готовность к возможному изменению набора функций и к действиям в кризисных ситуациях |
Совершенствование механизмов оперативного взаимодействия с Советом директоров Агентства по ключевым стратегическим вопросам |
Оптимизация системы горизонтального взаимодействия между подразделениями, позволяющей оперативно формировать целевые рабочие группы для решения межподразделенческих задач | |||
Высокий уровень вовлечённости и ответственности персонала |
Совершенствование системы ключевых показателей эффективности (КПЭ) Агентства, а также его ДЗО в целях повышения мотивации персонала и его ориентированности на достижение стратегических целей |
||
Постоянная актуализация внутренней нормативной базы Агентства, регламентирующей стандарты качества оказываемых услуг и контроль их соблюдения | |||
Эффективное функционирование системы управленческой отчётности - на уровне Агентства и каждого подразделения | |||
Оптимальное использование ресурсов |
Эффективное и оперативное перераспределение ресурсов (кадровых, информационно-технологических, технических и др.) между подразделениями (при необходимости) |
||
Эффективная внутренняя нормативная база Агентства |
Мониторинг законодательных изменений и оперативное реагирование на них |
||
Эффективная система управления качеством |
Формирование и использование системы управления качеством в Агентстве |
||
Эффективный риск-менеджмент |
Содействие достижению стратегических и операционных целей Агентства путем поддержания эффективного корпоративного управления |
Идентификация рисков, влияющих на достижение целей и задач эффективного корпоративного управления |
|
Качественное и количественное оценивание рисков, влияющих на достижение целей и задач эффективного корпоративного управления | |||
Обеспечение информацией о рисках, влияющих на достижение целей и задач эффективного корпоративного управления, при принятии управленческих решений органами управления Агентства | |||
Разработка и внедрение мероприятий по предупреждению рисков, влияющих на достижение целей и задач эффективного корпоративного управления | |||
Мониторинг мероприятий по предупреждению рисков, влияющих на достижение целей и задач эффективного корпоративного управления | |||
Обеспечение соблюдения антикоррупционного законодательства |
Осуществление постоянной профилактической работы, направленной на предотвращение коррупционных явлений |
||
Повышение эффективности механизмов выявления коррупционных рисков | |||
Повышение эффективности механизмов минимизации коррупционных рисков (в т.ч. путём использования межподразделенческих/сводных рабочих групп в целях усиления контроля за ходом ликвидационных и санационных проектов, а также процедур управления и реализации активов ликвидируемых и санируемых банков) | |||
Соответствие функций, процессов, структуры лучшим мировым практикам |
Применение наилучшего международного опыта корпоративного управления |
Обобщение и анализ наилучшего мирового опыта корпоративного управления, его применение в деятельности Агентства |
|
Эффективная регламентация бизнес-процессов для обеспечения решения стратегических задач и достижения стратегических целей | |||
Эффективная система принятия управленческих решений, обеспечивающих достижение стратегических целей с минимально возможными затратами | |||
Эффективная автоматизация бизнес-процессов |
Повышение уровня автоматизации бизнес-процессов в целях оптимизации системы корпоративного управления |
Своевременное выявление и удовлетворение потребностей Агентства в автоматизации процессов (электронный документооборот, внутренние коммуникации, регулярное анкетирование работников и т.д.) |
|
Прозрачность деятельности Агентства (2) |
Эффективный риск-менеджмент |
Минимизация коррупционных рисков |
Обнародование сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера работников Агентства и их родственников на официальном сайте Агентства |
Расширение механизмов общественного аудита деятельности Агентства (в т.ч. закупочной) | |||
Содействие поддержанию стабильности банковского сектора и иных секторов финансового рынка (3) |
Эффективная система управления |
Возможность ситуационной настройки системы корпоративного управления для решения задач антикризисного характера |
Принятие кадровых решений с учётом предпочтительности кандидатов на замещение вакантных должностей, обладающих полифункциональными возможностями/широким функционалом |
Повышение гибкости управленческой системы |
Формирование подвижной структуры уровней принятия решений, переключение которой в различные режимы функционирования осуществляется приказом Генерального директора/решением Правления Агентства |
||
Оптимизация архитектуры принятия стратегических решений |
Соответствие принципов формирования и деятельности органов управления Агентства передовой практике корпоративного управления (Основополагающие принципы Международной ассоциации страховщиков депозитов) |
8.8. Стратегия управления персоналом
Стратегические цели |
Стратегические задачи |
Операционные цели |
Операционные задачи |
Все стратегические цели |
Эффективная система управления |
Наличие системы постоянного повышения квалификации персонала |
Использование модели lifelong-learning - наличие разнообразных программ переподготовки и повышения квалификации персонала, обеспечивающих стабильный рост профессионализма, актуализацию знаний и расширение набора компетенций работников всех уровней |
Обеспечение эффективного доступа персонала к накопленному опыту в сфере деятельности Агентства (через внутренние и внешние семинары, обучающие курсы, корпоративный сайт, совместные с иными организациями мероприятия по обмену опытом, обучающие командировки) | |||
Обеспечение наличия в Агентстве достаточного числа работников, соответствующих квалификационным требованиям, установленным законодательством (в том числе для осуществления функций, предусмотренных Законом о банкротстве) | |||
Эффективная система мотивации и повышения вовлечённости персонала |
Оперативная актуализация системы КПЭ при изменении круга функций и полномочий Агентства в целом, его подразделений и отдельных работников в частности |
||
Наличие эффективного механизма мотивации, стимулирующего внедрение передовых технологий и инноваций | |||
Применение грейдированной системы оплаты труда | |||
Активное использование нематериального стимулирования персонала Агентства, включая поощрение занятий спортом, творчеством | |||
Высокая операционная готовность и эффективность персонала |
Повышение универсальности использования персонала |
Развитие функциональных возможностей работников |
|
Оптимизация организационных возможностей перераспределения персонала (в рамках Агентства в целом и отдельных направлений его деятельности, в частности) | |||
Обеспечение непрерывности функционирования |
Готовность Агентства к скачкообразному изменению потребности в персонале |
Мониторинг рынка персонала и подбор квалифицированных кадров для работы в Агентстве, в т.ч. в санируемых и ликвидируемых ФО |
|
Формирование кадрового резерва (в т.ч. из выпускников профильных высших учебных заведений) | |||
Эффективная автоматизация бизнес-процессов |
Повышение уровня автоматизации бизнес-процессов в целях оптимизации системы управления персоналом |
Автоматизация ключевых процессов, связанных с управлением персоналом Агентства (подбор, расстановка, кадровое планирование, мотивация, увольнение и пр.) |
|
Эффективный риск-менеджмент |
Содействие достижению стратегических и операционных целей Агентства путем поддержания эффективного управления персоналом |
Идентификация рисков, влияющих на достижение целей и задач эффективного управления персоналом |
|
Качественное и количественное оценивание рисков, влияющих на достижение целей и задач эффективного управления персоналом | |||
Обеспечение информацией о рисках, влияющих на достижение целей и задач эффективного управления персоналом, при принятии управленческих решений органами управления Агентства | |||
Разработка и внедрение мероприятий по предупреждению рисков, влияющих на достижение целей и задач эффективного управления персоналом | |||
Мониторинг мероприятий по предупреждению рисков, влияющих на достижение целей и задач эффективного управления персоналом |
9. Порядок реализации Стратегии
Достижение целей и решение задач, изложенных в настоящей Стратегии, будут обеспечиваться посредством подготовки и выполнения утверждаемых Правлением Агентства Долгосрочной программы развития Агентства (на пять лет), содержащей перечень конкретных мероприятий по реализации Стратегии с указанием ответственных структурных подразделений, сроков выполнения и прогнозируемых объёмов финансирования, а также годовых планов мероприятий по реализации Стратегии, уточняющих, в частности, суммы финансирования в соответствии с утверждаемыми Советом директоров Агентства сметами расходов Агентства на каждый планируемый год.
10. Оценка ожидаемого эффекта от реализации Стратегии
Устойчивость деятельности
Успешная реализация Стратегии позволит повысить эффективность и надёжность исполнения Агентством возложенных на него функций и задач. Расширение доступного Агентству инструментария работы позволит минимизировать необходимость обращения к средствам налогоплательщиков, что снизит издержки и риски государства при урегулировании проблем в финансовом секторе.
Современный уровень взаимодействия с контрагентами
Будет существенно модернизирована информационно-технологическая система Агентства, расширены её функции, повышены эффективность и надёжность функционирования. Это позволит диверсифицировать каналы взаимодействия и обмена информацией с потребителями услуг и иными партнёрами Агентства с акцентом на развитие дистанционного взаимодействия.
Готовность к изменениям
Будет поддерживаться на высоком уровне готовность Агентства к изменениям внешней среды. Более совершенные бизнес-процессы, высокая степень их автоматизации дадут возможность обеспечить оперативное и эффективное реагирование Агентства на возникающие проблемы и новые задачи. Усовершенствование системы управления рисками позволит своевременно корректировать деятельность Агентства, обеспечивая его постоянную готовность к возможному изменению ситуации (в том числе экстремальному), круга функций и полномочий.
Прозрачность
Решение поставленных в Стратегии задач позволит обеспечить большую прозрачность Агентства для государства, общества, потребителей финансовых услуг, финансовых организаций, других заинтересованных сторон, что будет служить укреплению доверия к ССВ, СГПН, финансовой системе в целом.
Информированность
Особое внимание в Стратегии уделено повышению уровня информированности основных потребителей услуг Агентства о его целях и задачах, функциях и принципах работы. Реализация запланированных стратегических инициатив позволит в будущем более эффективно реагировать на угрозу возникновения "кризисов доверия", снизить риск социального напряжения, которое может возникать по причине недостаточного понимания механизмов функционирования системы страхования вкладов, гарантирования пенсионных накоплений, процедур санации и ликвидации финансовых организаций.
Человеческий капитал
Успешная реализация задач развития персонала, совершенствование системы его мотивации, неразрывно увязанной с результатами деятельности, обеспечат достижение поставленных стратегических целей с максимальной эффективностью. Повышение уровня знаний и навыков работников, их вовлечённости в процесс выработки и реализации управленческих решений создаст дополнительные возможности для инновационного развития Агентства, внедрения в практику наиболее эффективных процедур и бизнес-процессов.
11. Контроль реализации Стратегии
Контроль за выполнением Стратегии будет осуществляться на основе ключевых показателей эффективности деятельности Агентства (КПЭ). Состав, конкретное содержание, целевые и пороговые значения КПЭ будут определяться, как правило, на ежегодной основе. Примерные КПЭ Агентства приведены в приложении к Стратегии.
Текущий контроль за выполнением Стратегии будет осуществляться Правлением Агентства. В рамках этой деятельности Правление будет ежегодно оценивать степень выполнения годовых планов мероприятий по реализации Стратегии, а также соответствие достигнутых значений КПЭ их установленным значениям.
Результаты этих оценок будут ежегодно докладываться Комитету по стратегии, кадрам и вознаграждениям при Совете директоров Агентства, а также отражаться в годовых отчётах Агентства, утверждаемых Советом директоров Агентства.
______________________________
* Международная ассоциация страховщиков депозитов (International Association of Deposit Insurers, IADI) - международная организация, участниками которой являются организации - страховщики депозитов из 77 стран мира (в том числе Агентство). Представители Агентства входят в состав руководящих органов, постоянно действующих комитетов и комиссий IADI.
** Например, "эффективное управление средствами" с целью обеспечения "устойчивости ССВ и СГПН" означает, в первую очередь, эффективное размещение временно свободных средств фонда обязательного страхования вкладов и фонда гарантирования пенсионных накоплений; для цели "содействия поддержанию стабильности финансовой системы" - эффективное использование и обеспечение возвратности средств, направленных на санацию финансовых организаций; для цели "эффективного удаления из системы нежизнеспособных финансовых организаций" - максимизацию конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов в процессе конкурсного производства и т.п.
*** В 2013 году Агентство было удостоено награды МАСД как лучший страховщик депозитов года - "За достижения в урегулировании несостоятельности банков и выплате страхового возмещения", а в 2014 году удостоено благодарности "За выдающийся вклад в укрепление МАСД и достижение её стратегических целей и задач".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стратегия развития государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на период до 2020 года (утв. решением Совета директоров Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" от 14 декабря 2015 г. (протокол N 17, раздел V))
Текст документа официально опубликован не был