В соответствии с письмом Минтруда России от 11 октября 2013 г. N 14-3/10/2-6136 Минэкономразвития России рассмотрело проект приказов Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по патентоведению", "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе" (далее - проекты актов) и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) порядок применения профессиональных стандартов устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно пункту 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (далее - Правила), профессиональные стандарты применяются:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
В соответствии с положениями статьи 57 ТК РФ, если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать, помимо прочего, и положениям профессиональных стандартов.
Согласно статье 143 ТК РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов, а также тарифные системы оплаты труда работникам производятся с учетом (помимо прочего) положений профессиональных стандартов.
Обращаем внимание, что нормы статей 57, 143 и 330.2 ТК РФ в части применения профессиональных стандартов носят диспозитивный характер, предоставляя работодателю право выбора между применением единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и положениями профессиональных стандартов.
Исходя из анализа упомянутых статей ТК РФ и Правил, профессиональный стандарт также не содержит каких-либо квалификационных требований к работнику или работодателю, согласно статье 195.1 ТК РФ представляя собой лишь характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
В соответствии с пунктом 3(1) Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правил подготовки актов), проекты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ и оказанию услуг, в области порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации, в области оценки соответствия и в области безопасности процессов производства, подлежат оценке регулирующего воздействия.
Пунктом 10 Правил подготовки актов предусмотрено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия. Положениями законодательства Российской Федерации предусмотрены случаи обязательного применения профессиональных стандартов (при формировании кадровой политики, управления персоналом, других вопросов в области трудового права и образованиях), в связи с чем профессиональные стандарты подпадают под критерии нормативных правовых актов и подлежат представлению на государственную регистрацию в Минюст России.
В то же время профессиональные стандарты не устанавливают каких-либо обязательных требований ни в одной из сфер, указанных в пункте 3(1) Правил подготовки актов. В связи с этим в отношении проектов приказов Минтруда России, утверждающих профессиональные стандарты (в том числе и проектов актов), проведение оценки регулирующего воздействия не требуется.
|
О.В. Фомичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 17 октября 2013 г. N 22405-ОФ/Д26и "По проектам приказов Минтруда России"
Текст письма официально опубликован не был