Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 марта 2016 г. N Д28и-751
Департамент развития контрактной системы рассмотрел обращение, по вопросу реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной, системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
По вопросу N 1.
В настоящее время вопрос применения постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" прорабатывается с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В связи с этим позиция по данному вопросу будет направлена после соответствующего согласования.
По вопросу N 2.
В соответствии с частью 3 статьи 80 Закона N 44-ФЗ в случае, если возникает потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. N 1765-р "Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера", закупки таких товаров, работ, услуг осуществляются в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае осуществления закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера), и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. При этом заказчик вправе заключить в соответствии с указанным пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Одновременно обращаем внимание, что в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. N ВАС-9962/13 указано, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.
По вопросу N 3.
Позиция Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" дана в совместном письме от 28 августа 2015 г. N 23275-ЕЕ/Д28и, N АЦ/45739/15, которое размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru в разделе "нормативные правовые акты по контрактной системе".
По вопросу N 4.
В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 390-Ф3) в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - постановление N 196) установлено, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Указанное постановление действовало до 1 января 2016 года.
При этом сообщаем, что Минэкономразвития России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2015 г. N ИШ-П13-71пр подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий продление действия положений постановления N 196 на 2016 год.
При этом до принятия Правительством Российской Федерации указанного постановления Правительства Российской Федерации правомерно удерживать сумму неустойки (штрафа, пени) из оплаты по муниципальным контрактам в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнения принятых обязательств (просрочки и (или) ненадлежащего исполнения).
По вопросу N 5.
В соответствии с Указанием Банка России от 11 января 2015 г. N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" (далее - Указание Банка России) с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
Согласно части 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В целях применения Указания Банка России Правительством Российской Федерации принято постановление от 8 января 2015 г. N 1340 "О применении с 1 января 2016 г. ключевой ставки Банка России", в соответствии с которым к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 года вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства РФ следует читать как "8 декабря 2015 г."
При этом положениями части 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ не предусмотрено использование иного, кроме использования ставки рефинансирования Банка России.
Таким образом, при расчете неустойки, как для заключенных, так и для заключаемых контрактов, в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" используется ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, значение которой с 1 января 2016 года приравнивается к значению ключевой ставки Банка России.
Также сообщаем, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой и банковской деятельности.
В связи с этим, по дополнительным вопросам, касающимся применения с 1 января 2016 года ключевой ставки Банка России, необходимо обращаться в Минфин России.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России указанной компетенцией не наделено.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Контрактная система предусматривает возможность совершать закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Речь идет, в частности, о приобретении товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при оказании экстренной или неотложной медпомощи, в т. ч. при заключении контракта с иностранной организацией на лечение гражданина за рубежом. Условие - такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
ВАС РФ в своем определении от 30 июля 2013 г. N ВАС-9962/13 указал, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта данным способом (в связи с чем применение иных методов нецелесообразно) должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.
Даны разъяснения по вопросу применения ставки рефинансирования ЦБ РФ и ключевой ставки.
Указано, что Закон о контрактной системе предусматривает использование только ставки рефинансирования.
При расчете неустойки используется ставка рефинансирования, значение которой с 1 января 2016 г. приравнивается к значению ключевой ставки.
По вопросам применения последней необходимо обращаться в Минфин России.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 марта 2016 г. N Д28и-751
Текст письма официально опубликован не был