Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Письмо Федеральной налоговой службы от 19 мая 2016 г. N СД-4-3/8904 "О документах, подтверждающих данные налогового учета"

 

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о представлении разъяснений по вопросам применения электронной подписи при формировании первичных документов, служащих подтверждением данных налогового учета, и сообщает следующее.

В соответствии с положениями статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 313 Кодекса налоговый учет, на основании которого налогоплательщики исчисляют налоговую базу по прибыли, представляет собой систему обобщения информации на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом.

При этом в соответствии со статьей 313 Кодекса данные налогового учета должны быть документально подтверждены, в частности, первичными учетными документами (включая справку бухгалтера).

Статьей 9 Федерального "закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом форма первичного учетного документа должна содержать обязательные реквизиты, указанные в части 2 статьи 9 Закона 402-ФЗ.

К числу обязательных реквизитов первичного документа Закон N 402-ФЗ относит подпись (подписи) лиц, совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Первичный учетный документ, составленный в виде электронного документа, подписывается электронной подписью (часть 5 статьи 9 Закона 402-ФЗ).

Виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета, устанавливаются федеральными стандартами бухгалтерского учета (пункт 4 части 3 статьи 21 Закона 402-ФЗ).

По мнению Минфина России (письмо от 05,05.2015 N 07-01-06/25701) до принятия соответствующего федерального стандарта бухгалтерского учета, организация может в целях бухгалтерского учета и налогообложения использовать при оформлении первичных учетных документов в электронном виде любой предусмотренный Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ) вид электронной подписи.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи (часть 2 статьи 6 Закона N 63-ФЗ).

Таким образом при организации электронного документооборота между хозяйствующими субъектами могут примениться виды электронных подписей в соответствии с Законом N 63-ФЗ.

При этом электронный документооборот с применением простой и (или) усиленной неквалифицированной электронной подписи может быть организован хозяйствующими субъектами при наличии между ними юридически действительного соглашения.

В целях подтверждения расходов по налогу на прибыль аутентичность электронного первичного документа, подписанного простой и (или) усиленной неквалифицированной электронной подписью, должна быть обеспечена наличием в соответствующем соглашением между контрагентами порядка проверки электронных подписей.

Одновременно ФНС России сообщает, что налоговое законодательство предъявляет требование по применению квалифицированной электронной подписи для электронных счетов-фактур и при электронном взаимодействии с налоговыми органами (пункт 6 статьи 169 Кодекса).

 

Государственный советник РФ
3-го класса

Д.С. Сатин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Даны разъяснения по вопросам применения электронной подписи при формировании первичных документов, служащих подтверждением данных налогового учета.

Так, указано, что виды используемых электронных подписей устанавливаются федеральными стандартами бухгалтерского учета.

Ранее Минфин России в своем письме от 5 мая 2015 г. N 07-01-06/25701 указал, что до принятия соответствующего стандарта организация вправе использовать любой вид, предусмотренный Законом об электронной подписи.

Информация, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Электронный документооборот с применением простой и (или) усиленной неквалифицированной электронной подписи может быть организован хозяйствующими субъектами при наличии между ними юридически действительного соглашения.

Для подтверждения расходов по налогу на прибыль аутентичность электронного первичного документа, подписанного простой и (или) усиленной неквалифицированной электронной подписью, должна быть обеспечена наличием в соответствующем соглашении между контрагентами порядка проверки электронных подписей.

Налоговое законодательство предъявляет требование по применению квалифицированной электронной подписи для электронных счетов-фактур и при электронном взаимодействии с налоговыми органами.


Письмо Федеральной налоговой службы от 19 мая 2016 г. N СД-4-3/8904 "О документах, подтверждающих данные налогового учета"


Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 31 мая - 6 июня 2016 г. N 20, в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 10 июня 2016 г. N 22, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 22 ноября 2016 г. N 23-24