Межгосударственный стандарт ГОСТ 33220-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2015 г. N 1122-ст)

 

Automobile roads of general use. Requirements for the level of maintenance

 

Дата введения - 1 декабря 2015 г.
с правом досрочного применения

Введен впервые

 

Предисловие

 

Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

 

1 Разработан Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российским дорожным научно-исследовательским институтом" (ФГБУ "РОСДОРНИИ") Министерства транспорта Российской Федерации

 

2 Внесен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"

 

3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 января 2015 г. N 74-П)

 

За принятие проголосовали:

 

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

Казахстан

Киргизия

Россия

Таджикистан

BY

КZ

KG

RU

TJ

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызстандарт

Росстандарт

Таджикстандарт

 

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2015 г. N 1122-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33220-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.

 

5 Введен впервые

1 Область применения

 

Настоящий стандарт устанавливает требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования (далее - дороги) для обеспечения безопасности дорожного движения.

2 Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 3634-99 Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия

ГОСТ 32758-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения

ГОСТ 32759-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные тумбы. Технические требования

ГОСТ 32825-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений

ГОСТ 32843-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Столбики сигнальные дорожные. Технические требования

ГОСТ 32865-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки переменной информации. Технические требования

ГОСТ 32866-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Световозвращатели дорожные. Технические требования

ГОСТ 32945-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования

ГОСТ 32947-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Опоры стационарного электрического освещения. Технические требования

ГОСТ 32948-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Опоры дорожных знаков. Технические требования

ГОСТ 32953-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования

ГОСТ 32964-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Искусственные неровности сборные. Технические требования. Методы контроля

ГОСТ 33078-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием

ГОСТ 33101-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения ровности

ГОСТ 33128-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования

ГОСТ 33151-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения

ГОСТ 33176-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования

ГОСТ 33178-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов

ГОСТ 33181-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания

ГОСТ 33382-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация

ГОСТ 33385-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные светофоры. Технические требования

 

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячным информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 дефект: Несоответствие транспортно-эксплуатационных показателей конструктивных элементов дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства требованиям настоящего стандарта.

3.2 момент обнаружения: Дата и время регистрации поступления информации о наличии дефекта уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность.

3.3 срок устранения дефекта: Время с момента обнаружения дефекта до его устранения.

 

Примечание - В случае если в государствах - участниках Соглашения предусмотрена оценка возмещения ущерба причиненного элементам обустройства автомобильных дорог в результате ДТП, срок устранения дефекта отсчитывают с момента ее завершения.

3.4 эксплуатационное состояние дороги: Состояние дороги, которое характеризуется транспортно-эксплуатационными показателями конструктивных элементов дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства, изменяющихся при ее эксплуатации, воздействии транспортных средств и метеорологических условий.

4 Общие положения

 

4.1 Требования к эксплуатационному состоянию дорог в соответствии с настоящим стандартом определяют по категориям дорог по ГОСТ 33382 или по уровням эксплуатационного состояния, установленным нормативными документами государств - участников Соглашения (за исключением 5 уровня).

 

Примечание - В национальных стандартах государств - участников Соглашения могут быть установлены более жесткие требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и срокам устранения выявленных дефектов.

4.2 В случаях выявления дефектов и повреждений дорог, создающих угрозу безопасности дорожного движения и которые невозможно устранить в предусмотренные настоящим стандартом сроки, вводят временные ограничения или прекращают движение в порядке, установленном в государствах - участниках Соглашения.

4.3 В случаях, когда для устранения дефекта по технологии проведения работ необходимы определенные погодно-климатические условия, срок устранения дефекта исчисляется с момента их наступления.

4.4 До устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию движения), таких как отдельные выбоины, проломы, колея, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца или решетки дождеприемника, а также до устранения массивных предметов участок дороги должен быть обозначен (огражден) соответствующими временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758 в сроки, установленные национальными стандартами государств - участников Соглашения.

Временные технические средства организации дорожного движения, установленные на период времени до устранения дефекта, должны быть демонтированы организацией, их установившей, одновременно с устранением причин их установки в течение 1 сут.

6 Требования к техническим средствам организации дорожного движения

 

6.1 Дорожные знаки

6.1.1 Дороги должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945 и национальным стандартам государств - участников Соглашения в соответствии с проектом (схемой) организации дорожного движения.

Знаки переменной информации должны соответствовать требованиям ГОСТ 32865 и быть установлены в соответствии с проектом (схемой) организации дорожного движения.

Опоры дорожных знаков должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948.

6.1.2 Лицевая поверхность дорожного знака не должна иметь загрязнений и снежных и ледяных образований, затрудняющих распознавание его символов или надписей, которые должны быть удалены в течение одних суток с момента обнаружения.

6.1.3 Установку отсутствующих знаков приоритета, предписывающих знаков и знаков особых предписаний осуществляют в течение 1 сут, остальных (кроме знаков индивидуального проектирования) - в течение 3 сут с момента обнаружения.

Знаки индивидуального проектирования восстанавливают в течение не более 30 сут после обнаружения их отсутствия.

6.1.4 Дорожные знаки (далее - знаки) и знаки переменной информации (далее - ЗПИ) на дорогах всех категорий и уровней эксплуатационного состояния не должны иметь дефектов:

а) отслоение более 25% площади любого элемента изображения знака и электромеханического ЗПИ (каймы либо другого символа, однострочной надписи) или повреждение более 25% площади их изображения, вызванное любыми причинами;

б) снижение более удельного коэффициента световозвращения для знаков и коэффициента яркости для знаков и ЗПИ менее нормативных значений;

в) снижение средней яркости и освещенности менее нормативных значений для знаков;

г) наличие более 20% неработающих светоизлучающих диодов любого элемента ЗПИ.

Дефекты, перечисленные в а) устраняют в течение 3 сут, в б) - г) - в течение 5 сут с момента обнаружения. Срок устранения всех дефектов для знаков приоритета, предписывающих знаков и знаков особых предписаний - 1 сут, для знаков индивидуального проектирования и ЗПИ - 30 сут.

6.2 Дорожная разметка

6.2.1 На дорогу должна быть нанесена дорожная разметка по ГОСТ 32953 и национальным стандартам государств - участников Соглашения в соответствии с проектом (схемой) организации дорожного движения, утвержденным в установленном порядке.

6.2.2 Дорожная разметка не должна иметь дефектов:

- разрушение или износ по площади, превышающие значения по ГОСТ 32953;

- снижение значений коэффициента яркости, удельного коэффициента световозвращения и удельного коэффициента светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении ниже установленных ГОСТ 32953.

Срок устранения дефектов не более 30 сут с момента обнаружения.

6.3 Дорожные светофоры

6.3.1 Дорожные светофоры должны соответствовать требованиям ГОСТ 33385, их размещение и режим работы - требованиям национальных стандартов государств - участников Соглашения.

6.3.2 Эксплуатационные требования для дорожных светофоров и их сигналов для дорог по уровням эксплуатационного состояния должны соответствовать требованиям национальных стандартов государств - участников Соглашения.

Дорожные светофоры и их сигналы для дорог по категориям не должны иметь дефектов, указанных в таблице 4, снижающих видимость их сигналов и не обеспечивающих безопасность дорожного движения.

 

Таблица 4 - Дефекты дорожных светофоров, сигналов и сроки их устранения

 

Вид дефекта

Категория дороги

Срок устранения, сут, не более

Выход из строя одного источника света или светодиодного модуля

Для всех категорий

1

Повреждения электромонтажной схемы в корпусе светофора или электрического кабеля

2

Разрушение отражателя, отслоение от поверхности рассеивателя более 25% площади нанесенного на него символа, разрушение (отсутствие) козырька или рассеивателя, загрязнение более 20% площади рассеивателя, вызванные любыми причинами

5

Выход из строя болев 20% светоизлучающих диодов одного сигнального модуля светофора, снижение осевой силы света более 30%.

Сигналы светофора по четкости различимости в ночное время не соответствуют установленным требованиям*

7

Отключение светофорного объекта, аварийный переход в режим "желтое мигание", не стандартное сочетание сигналов светофора

1

Одновременное включение сигналов светофора, разрешающих движение в конфликтных направлениях в результате отказа в работе устройства, управляющее работой дорожных светофоров.

Отключение красных сигналов одного направления (основных и дублирующих), регулирующих движение транспортных средств или пешеходов

1

Отказ в работе табло вызывного пешеходного

3

* ГОСТ 33385.

6.4 Дорожные ограждения

6.4.1 Дорожные ограждения для автомобилей должны соответствовать требованиям ГОСТ 33128 и быть установлены по национальным стандартам государств - участников Соглашения.

6.4.2 Дорожные ограждения не должны иметь дефектов, указанных в таблице 5, снижающих их удерживающую способность.

 

Таблица 5 - Дефекты дорожных ограждений и сроки их устранения

 

Вид дефекта

Уровень эксплуатационного состояния

Категория дороги

Срок устранения, сут

Отсутствие секции балок, стоек.

Провисание троса удерживающего ограждения более чем 0,6 см на 1 м шага стоек.

Обрыв проволоки троса

1

-

2

Наличие у элемента железобетонного ограждения раскрытой сетки трещин, сколов бетона до арматуры

2

IA, IБ

3 (2)

Отсутствие 50% и более крепежных элементов в соединении балок между собой

-

IB, II

5 (3)

Отсутствие хотя бы одного крепежного элемента в одном из узлов крепления* или имеется разрыв сварного шва

3

III

7 (5)

Отсутствие более 25% крепежных элементов на участке ограждения длиной не более 20 м

4, 5

IV

10 (7)

Повреждение или отсутствие элементов дорожного ограждения для пешеходов

-

Для всех категорий

5

* Узел крепления - Крепление балки к компенсатору (консоли), компенсатора (консоли) к стойки, стойки к закладной детали мостового сооружения.

 

Примечание - В скобках указаны сроки устранения дефектов на мостовых сооружениях по ГОСТ 33178 для категорий дорог.

6.5 Столбики сигнальные и тумбы дорожные

6.5.1 Дорожные сигнальные столбики и дорожные тумбы должны соответствовать требованиям ГОСТ 32843, дорожные тумбы - ГОСТ 32759 и быть установлены по ГОСТ 33151 и национальным стандартам государств - участников Соглашения.

6.5.2 Поврежденные или отсутствующие сигнальные столбики должны быть восстановлены или заменены на новые в течение 10 сут с момента обнаружения. Восстановление вертикальной дорожной разметки производят в течение 14 сут с момента обнаружения.

6.5.3 Замену неработающих источников света в тумбах с искусственным освещением осуществляют в течение 1 сут с момента обнаружения.

6.6 Световозвращатели дорожные

6.6.1 Дорожные световозвращатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 32866 и быть установлены по ГОСТ 33151 и национальным стандартам государств - участников Соглашения.

6.6.2 На участках дорог без стационарного искусственного освещения не допускается отсутствие трех подряд световозвращателей (световозвращающих элементов) Отсутствующие световозвращатели (световозвращающие элементы) должны быть восстановлены в течение 14 сут с момента обнаружения.

6.7 Искусственные неровности

6.7.1 Искусственные неровности сборные должны соответствовать требованиям ГОСТ 32964 и быть установлены по ГОСТ 33151 и национальным стандартам государств - участников Соглашения.

6.7.2 Искусственные неровности не должны иметь дефектов, указанных в таблице 6, нарушающих целостность их конструкции.

 

Таблица 6 - Дефекты искусственных неровностей сборных и сроки их устранения

 

Вид дефекта

Уровень эксплуатационного состояния

Категория дороги

Срок устранения*, сут, не более

Отсутствие отдельного элемента, выступающие более чем на 2 см над поверхностью неровности или открытые элементы крепежа

2

II

3

Отсутствие двух и более крепежных элементов на один элемент искусственной неровности

3, 4

III, IV

5

* Срок устранения для дорог по уровням эксплуатационного состояния определяют по национальным стандартам государств - участников Соглашения.

7 Требования к искусственному освещению

 

7.1 Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части дорог и применение искусственного освещения должны соответствовать требованиям ГОСТ 33176.

7.2 Опоры искусственного освещения должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947.

7.3 В населенных пунктах количество действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должно составлять не менее 50% общего числа установленных светильников при соблюдении требований 7.1.

7.4 Количество действующих светильников на пересечениях дорог в одном и в разных уровнях, на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств и пешеходных переходах в одном уровне должно составлять не менее 80% общего числа установленных светильников при соблюдении требований 7.1.

7.5 Искусственное освещение на дорогах по категориям не должно иметь дефектов, указанных в таблице 7. Эксплуатационное состояние искусственного освещения на дорогах по уровням эксплуатационного состояния должно соответствовать требованиям национальных стандартов государств - участников Соглашения.

 

Таблица 7 - Дефекты искусственного освещения и сроки их устранения

 

Вид дефекта

Категория дороги

Срок устранения, сут

Доля неработающих светильников на участках дорог вне населенных пунктов составляет более 5% их общего числа

IA, IБ

3

Два и более неработающих светильника расположены один за другим

IB, II

5

Неработающий светильник на пересечении, съезде (въезде) транспортной развязки, на остановочном пункте маршрутных транспортных средств и пешеходном переходе в одном уровне

III, IV

7

Отказ в работе наружных осветительных установок, связанный с обрывом электрических проводов или повреждением опор

Для всех категорий

2

8 Требования к тоннелям

 

8.1 Электрическое освещение, системы оповещения, автоматизированные системы управления движением, а также системы управления комплексом инженерной защиты от несанкционированного доступа в притоннельные сооружения, обнаружения и извещения о пожаре, противодымной защиты и автоматизированного пожаротушения должны быть в работоспособном состоянии и соответствовать национальным (государственным) нормам государств - участников Соглашения.

Устранение неисправностей осуществляют в порядке, установленном в государствах - участниках Соглашения.

9 Требования к системам сигнализации на железнодорожных переездах

 

9.1 Системы сигнализации на железнодорожных переездах не должны иметь неисправностей, влияющих на безопасность проезда транспортных средств с разрешенной скоростью, а также на их зрительное и слуховое восприятие и соответствовать национальным (государственным) нормам государств - участников Соглашения.

Устранение неисправностей осуществляют в порядке, установленном в государствах - участниках Соглашения.

10 Требования к эксплуатационному состоянию в зимний период

 

10.1 Состояние покрытия проезжей части дорог, обочин, тротуаров, пешеходных дорожек, заездных карманов, посадочных площадок, площадок отдыха и стоянок и съездов к ним в зимний период, а также сроки ликвидации зимней скользкости должны соответствовать национальным стандартам государств - участников Соглашения.

10.2 Формирование снежных валов перед железнодорожным переездом в зоне треугольника видимости вне обочины, перед пересечениями в одном уровне, пешеходными переходами и остановочными пунктами маршрутных транспортных средств на обочинах дорог, на разделительной полосе осуществляют в соответствии с требованиями ГОСТ 33181.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Межгосударственный стандарт ГОСТ 33220-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2015 г. N 1122-ст)


Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2016 г.


Дата введения - 1 декабря 2015 г. с правом досрочного применения