Определение Конституционного Суда РФ от 7 июля 2016 г. N 1428-О "По жалобе граждан Анохиной Анастасии Владимировны, Бадова Дениса Владимировича и других на нарушение их конституционных прав положениями пункта 1 части 4 статьи 6, части 1 статьи 7 и части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Оспаривался ряд норм, касающихся порядка проведения публичных мероприятий (собраний, митингов и т. п.).

В числе прочего, положения запрещают тем, кто участвует в подобных мероприятиях, скрывать свое лицо (в т. ч. использовать маски, средства маскировки).

За нарушение порядка проведения этих мероприятий КоАП РФ предусматривает ответственность.

По мнению заявителей, нормы являются неопределенными. Из-за этого на практике они обязывают предварительно уведомлять о проведении мероприятия в специально отведенном месте при том, что численность участников менее 100 человек (кроме одиночного пикетирования и собрания).

Кроме того, положения позволяют привлекать к ответственности участников за сокрытие своего лица по формальным основаниям.

Так, в деле заявителей факт того, что они (как участники акции-пикета "День молчания") заклеили себе рты скотчем, органы власти расценили как средство маскировки, предназначенное для сокрытия лиц.

Отклоняя такие доводы, КС РФ подчеркнул следующее.

Нормы не препятствуют проводить без уведомления в специально отведенных местах подобные мероприятия любой формы (вида), если количество участников не превышает предел, установленный регионом (который не может быть менее 100 человек).

Относительно запрета на сокрытие лиц участниками.

Такой запрет распространяется на все формы (виды) публичных мероприятий, независимо от места их проведения, численности участников, преследуемых целей и т. д. Он введен в интересах безопасности.

Вместе с тем при квалификации тех или иных действий участников надо обращать внимание на их мотивы и цели, используемые способы и средства, наступившие последствия, их влияние на безопасность.

Так, сокрытие участником своего лица (его части) не всегда связанно с намерениями затруднить установление личности.

Кроме того, нормы не препятствуют гражданам использовать предметы (вещи), объективно имеющие своим следствием сокрытие лица, если это обусловлено погодными (шарфы, капюшоны и т. п.), медицинскими (бинты, респираторы и т.д.) или иными подобными причинами.

Также участники мероприятий могут размещать на своих лицах отдельные элементы наглядной агитации (наносить рисунки, наклеивать аппликации и т. п.).

Таким образом, указанная ответственность за сокрытие лица невозможна без установления вины, которая не предполагает сугубо формального подхода. Т. е. субъекты (органы, должностные лица) административной юрисдикции обязаны выяснять все обстоятельства, тем более если это действие не повлекло за собой существенных препятствий для идентификации личности участника.


Определение Конституционного Суда РФ от 7 июля 2016 г. N 1428-О "По жалобе граждан Анохиной Анастасии Владимировны, Бадова Дениса Владимировича и других на нарушение их конституционных прав положениями пункта 1 части 4 статьи 6, части 1 статьи 7 и части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"


Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)


Текст Определения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 22 июля 2016 г.