Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Глава 11 - Системы дистанционного управления, аварийно-предупредительной сигнализации и защиты

Глава 11 - Системы дистанционного управления, аварийно-предупредительной сигнализации и защиты

 

11.1 Определения

 

11.1.1 "Системы дистанционного управления" включают все оборудование, необходимое для управления работой установок с поста управления, на котором оператор не может непосредственно наблюдать за последствиями своих действий.

11.1.2 "Резервные системы управления" включают все оборудование, необходимое для осуществления контроля за необходимыми функциями, требуемыми для безопасной эксплуатации судна, в случае отказа или неправильной работы главных систем управления.

11.2 Общие положения

 

11.2.1 Отказ любых систем дистанционного или автоматического управления должен вызывать срабатывание звукового и визуального сигнала и не должен препятствовать нормальному ручному управлению.

11.2.2 Все обычные и аварийные органы управления должны давать возможность персоналу, управляющему судном, правильно выполнять свои обязанности, за которые они несут ответственность, без затруднений, усталости или чрезмерного напряжения.

11.2.3 Если управление движением или маневрированием судна выполняется с постов, прилегающих к рубке управления, но находящихся за ее пределами, передача управления должна осуществляться только с поста, который принимает на себя управление. Должна быть предусмотрена двусторонняя связь между всеми постами, с которых могут выполняться функции управления, а также между каждым таким постом и наблюдательным постом. Отказ системы управления или невозможность передачи управления должны перевести судно на малую скорость, не создавая опасности для пассажиров или судна.

11.2.4 На судах категории В и грузовых судах системы дистанционного управления главным двигателем и устройством управления курсом должны быть оборудованы резервными системами, контролируемыми из рубки управления. На грузовых судах вместо указанной выше резервной системы допускается резервная система, контролируемая из машинного помещения, такого как машинное отделение за пределами рубки управления.

11.3 Аварийные органы управления

 

11.3.1 На всех судах пост или посты в рубке управления, с которых осуществляется управление маневрированием судна и/или его главными механизмами, в пределах досягаемости члена экипажа на этом посту должны быть предусмотрены органы управления для использования в случае аварии, с тем чтобы:

.1 приводить в действие стационарные системы пожаротушения;

.2 закрывать вентиляционные отверстия и останавливать вентиляционные механизмы, обслуживающие помещения, которые защищены стационарными системами пожаротушения, если они не включены в .1;

.3 отключать подачу топлива к механизмам в помещениях главного двигателя и вспомогательных механизмов;

.4 отключать все источники электроэнергии от обычной электрораспределительной системы (орган управления должен иметь защитные устройства, снижающие риск его включения по неосторожности или небрежности); и

.5 останавливать главный двигатель (двигатели) и вспомогательные механизмы.

11.3.2 Если управление движением или маневрированием судна выполняется с постов за пределами рубки управления, такие посты должны иметь прямую связь с рубкой управления, которая должна иметь постоянную вахту.

11.4 Система аварийно-предупредительной сигнализации

 

11.4.1 Должны быть предусмотрены системы аварийно-предупредительной сигнализации, которые оповещают на посту управления судном посредством визуальных и звуковых средств о неисправностях или опасных ситуациях. Подача сигналов должна продолжаться до тех пор, пока они не будут подтверждены, а визуальная индикация отдельных сигналов должна функционировать до тех пор, пока не будет устранена неисправность, после чего сигнализация должна автоматически вернуться в нормальное рабочее состояние. Если сигнал подтвержден и до устранения первой неисправности возникает вторая, то звуковой и визуальный сигналы должны срабатывать вновь. Системы аварийно-предупредительной сигнализации должны иметь средство проверки.

11.4.1.1 Аварийно-предупредительные сигналы, указывающие на ситуации, требующие немедленного внимания, должны быть отчетливыми и полностью находиться в поле зрения членов экипажа в рубке управления, а также должны:

.1 указывать на приведение в действие системы обнаружения пожара;

.2 указывать на полную потерю нормального электропитания;

.3 указывать на превышение числа оборотов главных двигателей;

.4 указывать на потерю емкости любой постоянно установленной никель-кадмиевой батареи под воздействием температуры.

11.4.1.2 Аварийно-предупредительные сигналы с визуальной индикацией, отличные от сигналов, упомянутых в 11.4.1.1, должны указывать на ситуации, требующие действий для обеспечения того, чтобы они не приняли угрожающих размеров. Эти сигналы должны указывать по меньшей мере на следующее:

.1 превышение предельных значений любых параметров судна, механизмов или систем, за исключением превышения числа оборотов двигателя;

.2 отказ в нормальном питании устройств управления курсом или дифферентом;

.3 срабатывание любого автоматического осушительного насоса;

.4 отказ системы компасов;

.5 низкий уровень содержимого топливной цистерны;

.6 перелив топливной цистерны;

.7 выключение бортовых, топовых или кормовых ходовых огней;

.8 низкий уровень содержимого в любой емкости для жидкости, которая необходима для нормальной эксплуатации судна;

.9 отказ любого подключенного источника электроэнергии;

.10 отказ любого вентилятора, установленного для вентиляции помещений, в которых могут скапливаться воспламеняющиеся пары;

.11 повреждение топливопровода дизельного двигателя, как требуется в 9.4.2.

11.4.1.3 Вся аварийно-предупредительная сигнализация, требуемая в 11.4.1.1 и 11.4.1.2, должна быть предусмотрена на всех постах, с которых могут выполняться все функции, связанные с управлением.

11.4.2 Система аварийно-предупредительной сигнализации должна отвечать соответствующим конструктивным и эксплуатационным требованиям, предъявляемым к необходимой аварийно-предупредительной сигнализации*(27).

11.4.3 Оборудование, контролирующее пассажирские, грузовые и машинные помещения в отношении пожара и затопления, должно, насколько это практически возможно, представлять собой комплексный подцентр, включающий контрольные и пусковые органы управления для всех аварийных ситуаций. Этот подцентр может требовать наличия приборов обратной связи для указания на то, что предпринятые действия полностью выполнены.

11.5 Система защиты

 

Если установлены устройства для блокировки любой автоматической системы выключения главных механизмов в соответствии с 9.2.2, они должны быть такими, чтобы предотвращать случайное включение. Когда система выключения приведена в действие, на посту управления должен подаваться звуковой и визуальный сигнал и должны быть предусмотрены средства для блокировки автоматического выключения, за исключением случаев, когда существует опасность полного выхода из строя или взрыва.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.