Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
Применение концепции вероятности
1 Общие положения
1.1 Абсолютная безопасность не может быть достигнута ни в одной области человеческой деятельности. Естественно, этот факт должен приниматься во внимание при разработке требований к безопасности, а это означает, что требования не должны включать в себя понятие "абсолютной безопасности". Для обычного судна зачастую представлялось возможным достаточно подробно регламентировать некоторые аспекты проектирования или постройки таким образом, который был совместим с некоторой степенью риска, интуитивно допускаемой в течение многих лет без ее определения.
1.2 Для высокоскоростных судов, однако, включение технической спецификации в Кодекс во многих случаях было бы слишком ограничивающим. Следовательно, требования должны записываться (в случае возникновения этого вопроса) в следующем смысле: "...на основе испытаний, исследований и прошлого опыта Администрация должна удостовериться, что вероятность... (допустимо мала)". Поскольку различные нежелательные события можно рассматривать как события, имеющие различные степени допустимой вероятности (например, временное ухудшение движения по сравнению с неудержимым пожаром), то удобнее всего согласиться с рядом стандартизированных выражений, которые могут быть использованы для обозначения относительно допустимых уровней вероятности различных происшествий, т.е. для их качественной классификации. Ниже дается словарь, предназначенный для обеспечения согласованности между различными требованиями в тех случаях, когда необходимо описать степень опасности, которая не должна быть превышена.
2 Термины, связанные с вероятностями
Различные нежелательные события могут иметь различную степень допустимой вероятности. В связи с этим удобно договориться об употреблении стандартизированных выражений для обозначения относительно допустимых уровней вероятности различных происшествий, т.е. произвести их качественную классификацию.
2.1 Происшествия
2.1.1 "Происшествие" - состояние, характеризующееся потенциальным снижением уровня безопасности.
2.1.2 "Отказ" - происшествие, при котором одна или несколько частей судна повреждены или имеют нарушения в работе, например разнос двигателя. Сюда относятся:
.1 единичный отказ;
.2 совокупность независимых отказов в системе;
.3 совокупность независимых отказов, затрагивающих более чем одну систему, с учетом:
.1 любого необнаруженного отказа, который уже имеет место;
.2 таких дальнейших отказов*, которые с достаточной вероятностью могут последовать за рассматриваемым отказом; и
.4 отказ по общей причине (отказ более чем одного элемента или системы по одной и той же причине).
2.1.3 "Событие" - происшествие, источник которого находится за пределами судна (например, волны).
2.1.4 "Ошибка" - происшествие, возникающее в результате неправильных действий экипажа или обслуживающего персонала.
2.2 Вероятность происшествий
2.2.1 "Частое" - происшествие, которое может происходить часто в течение срока службы определенного судна.
2.2.2 "Достаточно вероятное" - происшествие, возникновение которого часто маловероятно, но которое может произойти несколько раз за весь срок службы определенного судна.
2.2.3 "Повторяющееся" - термин, охватывающий весь диапазон частых и достаточно вероятных происшествий.
2.2.4 "Маловероятное" - происшествие, вероятность которого на каждом судне мала, но которое может иметь место на небольшом количестве судов одного типа в течение всего срока службы большого количества однотипных судов.
2.2.5 "Крайне маловероятное" - происшествие, вероятность которого мала, если рассматривать весь срок службы большого количества однотипных судов, но которое, тем не менее, должно рассматриваться как возможное.
2.2.6 "Крайне невероятное" - происшествие настолько крайне маловероятное, что оно не должно рассматриваться как возможное.
2.3 Последствия
2.3.1 "Последствие" - ситуация, возникающая в результате происшествия.
2.3.2 "Малое последствие" - последствие, которое может иметь место вследствие отказа, события или ошибки, определенных в 2.1.2, 2.1.3 и 2.1.4, и которое может быть быстро устранено силами экипажа. Оно может привести к:
.1 небольшому увеличению занятости экипажа или трудностей, связанных с выполнением им своих обязанностей; или
.2 умеренному ухудшению характеристик управления; или
.3 незначительному изменению допустимых условий эксплуатации.
2.3.3 "Значительное последствие" - последствие, которое приводит к:
.1 значительному увеличению занятости экипажа или трудностей, связанных с выполнением им своих обязанностей, что само по себе должно быть по силам подготовленному экипажу при условии, что одновременно не имеет место еще одно значительное последствие; или
.2 значительному ухудшению характеристик управления; или
.3 значительному изменению допустимых условий эксплуатации; однако это последствие не исключает возможности безопасного завершения рейса, не требуя для этого дополнительных навыков экипажа.
2.3.4 "Опасное последствие" - последствие, которое приводит к:
.1 опасному увеличению занятости экипажа или трудностей, связанных с выполнением им своих обязанностей, до такого предела, когда можно ожидать, что экипаж не справится с ними и, вероятно, потребуется помощь со стороны; или
.2 опасному ухудшению характеристик управления; или
.3 опасному снижению прочности судна; или
.4 критическим условиям для находящихся на борту людей или несчастным случаям; или
.5 необходимости в посторонней помощи для проведения спасательных операций.
2.3.5 "Катастрофическое последствие" - последствие, которое приводит к потере судна и/или гибели людей.
2.4 Уровень безопасности
"Уровень безопасности" - числовое значение, характеризующее взаимоотношение между эксплуатационными качествами судна, представленными как ускорение с единичной амплитудой по горизонтали (g) и темп ускорения (g/c), и степенью воздействия вызванной ускорением нагрузки на стоящих и сидящих людей.
Уровни безопасности и соответствующая степень воздействия на пассажиров, а также критерии безопасности эксплуатационных качеств судна должны соответствовать определениям в таблице 1.
3. Числовые значения
Если при оценке соответствия требованиям используются числовые значения вероятности, основанные на применении терминов, аналогичных приведенным выше, следует руковод
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.