Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Глава 13 - Судовые навигационные системы и оборудование и прибор регистрации данных о рейсе

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 6 июня 2001 г., название изложено в новой редакции, вступающей в силу 1 января 2003 г.

См. текст названия в предыдущей редакции

Глава 13 - Судовые навигационные системы и оборудование и прибор регистрации данных о рейсе

 

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 6 июня 2001 г., пункт 13.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу 1 января 2003 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

13.1 Общие положения

 

13.1.1 В настоящей главе рассматривается оборудование, которое относится к судовождению, в отличие от других средств, обеспечивающих безопасную эксплуатацию судна. В нижеследующих пунктах приведены минимальные требования к безопасному мореплаванию в обычных условиях, если только Администрации не будет продемонстрировано, что эквивалентный уровень безопасности достигается другими средствами.

13.1.2 Оборудование и его установка должны отвечать требованиям Администрации.

13.1.3 Администрация должна установить, в какой степени положения настоящей главы не применяются к судам валовой вместимостью менее 150.

13.2 Компасы

 

13.2.1 Суда должны иметь магнитный компас, который может работать без электропитания и использоваться для указания курса. Этот компас должен быть установлен в надлежащем нактоузе, содержащем требуемые компенсационные устройства, и должен соответствовать характеристикам судна в отношении скорости и движения.

13.2.2 Картушка компаса или репитер должны быть такими, чтобы обеспечивалось легкое снятие показаний с места, откуда обычно осуществляется управление судном.

13.2.3 Каждый магнитный компас должен пройти уничтожение девиации, а на судне должна постоянно иметься таблица или кривая остаточной девиации.

13.2.4 При установке магнитного компаса или магнитного чувствительного элемента должны быть приняты меры, исключающие магнитные помехи или снижающие их настолько, насколько это возможно.

13.2.5 Пассажирские суда, предназначенные для перевозки 100 пассажиров или менее, в дополнение к компасу, требуемому в 13.2.1, должны иметь навигационное устройство, соответствующее характеристикам скорости и движения, а также району эксплуатации судна и обеспечивающее указание курса с точностью, превышающей точность, обеспечиваемую магнитным компасом.

13.2.6 Грузовые суда и пассажирские суда, предназначенные для перевозки более 100 пассажиров, в дополнение к компасу, требуемому в 13.2.1, должны иметь гирокомпас, соответствующий характеристикам скорости и движения, а также району эксплуатации судна.

13.3 Измерение скорости и пройденного расстояния

 

13.3.1 Суда должны иметь устройство для измерения скорости и пройденного расстояния, за исключением случаев, когда нет устройства, которое надежно функционирует при всех скоростях, на которых может эксплуатироваться судно.

13.3.2 Устройства для измерения скорости и пройденного расстояния на судах, имеющих средство автоматической радиолокационной прокладки, должны обеспечивать измерение скорости и пройденного расстояния относительно воды.

13.4 Эхолот

 

13.4.1 Суда неамфибийного типа должны иметь эхолот, указывающий глубину воды с достаточной степенью точности для использования при работе судна в водоизмещающем режиме.

13.5 Радиолокационные станции

 

13.5.1 Суда должны иметь по меньшей мере одну радиолокационную станцию с азимутальной стабилизацией, работающую в диапазоне частот X (3 см).

13.5.2 Суда валовой вместимостью 500 рег. т и более или суда, предназначенные для перевозки более 450 пассажиров, должны иметь по меньшей мере две радиолокационные станции. Вторая радиолокационная станция может быть также предусмотрена на судах валовой вместимостью менее 500 рег. т или на судах, предназначенных для перевозки 450 пассажиров или менее, если этого требуют условия эксплуатации.

13.5.3 По меньшей мере одна радиолокационная станция должна быть оснащена средствами прокладки, которые, по меньшей мере, так же эффективны, как накладной оптический планшет.

13.5.4 Должны быть предусмотрены надлежащие средства связи между радиолокационным наблюдателем и лицом, непосредственно управляющим судном.

13.5.5 Каждая предусмотренная радиолокационная станция должна соответствовать предполагаемым характеристикам скорости и движения судна, а также условиям окружающей среды, в которых обычно эксплуатируется судно.

13.5.6 Каждая радиолокационная станция долдона быть установлена таким образом, чтобы, насколько это практически возможно, она не подвергалась вибрации.

13.6 Электронные системы определения местоположения

 

Если район эксплуатации высокоскоростного судна обслуживается надежной электронной системой определения местоположения, судно должно иметь средства для определения своего местоположения с использованием такой системы.

13.7 Указатель скорости поворота и указатель углового положения руля

 

13.7.1 Если Администрация не примет иного решения, должен быть предусмотрен указатель скорости поворота. Должны быть предусмотрены средства предупреждения оператора о достижении максимальной скорости поворота, обусловленной условиями эксплуатации.

13.7.2 Суда должны иметь указатель углового положения руля. На судах без руля указатель должен показывать направление упора движителя.

13.8 Прочие навигационные средства

 

13.8.1 Представляемая навигационными средствами информация должна выводиться на индикаторы таким образом, чтобы вероятность ошибки при считывании ее была сведена к минимуму, и должна давать показания с оптимальной точностью.

13.9 Прожектор

 

13.9.1 Суда должны иметь по меньшей мере один надлежащий прожектор, управление которым должно осуществляться с поста управления.

13.9.2 В рубке управления должна находиться в постоянной готовности к использованию одна переносная сигнальная лампа, способная работать независимо от основного судового источника электроэнергии.

13.10 Оборудование ночного видения

 

13.10.1 Когда условия эксплуатации оправдывают наличие оборудования ночного видения, такое оборудование должно быть установлено.

13.11 Рулевое устройство и указатели режима работы двигательной установки

 

13.11.1 Рулевое устройство должно иметь такую конструкцию, чтобы судно делало поворот в том же направлении, что и штурвал, румпель, "джойстик" или рычаг управления.

13.11.2 Суда должны иметь указатели режима работы двигательной установки (установок).

13.11.3 Суда с аварийными постами управления рулем должны иметь устройства для передачи визуальных показаний компаса на аварийные посты управления рулем.

13.12 Средства автоматического управления рулем (авторулевой)

 

13.12.1 Суда, по возможности, должны иметь авторулевой.

13.12.2 Средства аварийной сигнализации, предписанные в пунктах 3.1 и 3.2 Рекомендации по нормам рабочих характеристик авторулевых, принятой Организацией резолюцией А.342(IХ), могут не предусматриваться.

13.12.3 Должны быть предусмотрены меры для перехода с авторулевого на ручное управление рулем с помощью ручного блокирующего устройства.

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 6 июня 2001 г., глава 13 дополнена пунктом 13.13, вступающим в силу 1 января 2003 г.

13.13 Приборы регистрации данных о рейсе (ПРД)

 

13.13.1 С целью облегчить расследование аварий пассажирские суда должны быть оборудованы прибором регистрации данных о рейсе (ПРД) следующим образом:

.1 пассажирские суда ро-ро - не позднее первого освидетельствования после 1 января 2003 года; и

.2 пассажирские суда, иные чем пассажирские суда ро-ро, - не позднее 1 января 2004 года.

13.13.2 Администрация может освободить пассажирские суда, иные чем пассажирские суда ро-ро, от выполнения требования по установке на них ПРД, если может быть продемонстрировано, что сопряжение ПРД с имеющимся на судне оборудованием является нецелесообразным и практически невозможным.

13.13.3 Система прибора регистрации данных о рейсе (ПРД), включая все датчики, должна ежегодно проходить эксплуатационное испытание. Испытание должно проводиться одобренной испытательной или обслуживающей организацией для проверки точности, продолжительности хранения и восстанавливаемости зарегистрированных данных. Кроме того, должны проводиться испытания и проверки для определения эксплуатационной надежности всех защитных кожухов и устройств, установленных с целью облегчить опре71391880деление местоположения прибора. На судне должна храниться копия свидетельства о соответствии, выданного испытательной организацией, в котором указываются дата подтверждения соответствия и применимые эксплуатационные требования.

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 6 июня 2001 г., глава 13 дополнена пунктом 13.14, вступающим в силу 1 января 2003 г.

13.14 Морские навигационные карты и морские навигационные пособия

 

13.14.1 На судах должны быть предусмотрены морские навигационные карты и морские навигационные пособия для планирования и отображения пути судна во время предполагаемого рейса и нанесения на карту и контроля местоположений судна в течение всего рейса. Система отображения электронных карт и информации (ECDIS) может приниматься как отвечающая требованиям настоящего пункта относительно наличия карт на судне.

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., глава 13 дополнена пунктом 13.14.2, вступающим в силу 1 июля 2008 г.

13.14.2 Все суда, включая существующие суда, должны быть оборудованы ЭКНИС не позднее 1 июля 2010 года.

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., нумерация пункта изменена с 1 июля 2008 г.

13.14.3 Должны быть предусмотрены дублирующие устройства, отвечающие функциональным требованиям пункта 13.14.1, если данная функция частично или полностью выполняется с помощью электронных средств.

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 6 июня 2001 г., глава 13 дополнена пунктом 13.15, вступающим в силу 1 января 2003 г.

13.15 Автоматическая система опознавания (АСО)

 

13.15.1 Суда должны быть оборудованы автоматической системой опознавания (АСО) следующим образом:

.1 в отношении пассажирских судов - не позднее 1 июля 2003 года;

.2 в отношении грузовых судов валовой вместимостью 3000 и более - не позднее 1 июля 2006 года; и

.3 в отношении грузовых судов валовой вместимостью менее 3000 - не позднее 1 июля 2007 года.

13.15.2 АСО должна:

.1 автоматически предоставлять надлежащим образом оборудованным береговым станциям, другим судам и летательным аппаратам информацию, включающую опознавательные данные, тип, координаты, курс, скорость, навигационное состояние судна и другую информацию, относящуюся к безопасности;

.2 автоматически принимать такую информацию от подобным образом оборудованных судов;

.3 вести наблюдение за движением судов и их сопровождение; и

.4 осуществлять обмен данными с береговыми средствами.

13.15.3 Требования пункта 13.15.2 не должны применяться в случаях, если международные соглашения, правила или стандарты предусматривают защиту навигационной информации.

13.15.4 АСО должна эксплуатироваться с учетом руководства, разработанного Организацией.

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 6 июня 2001 г., в пункт 13.16 внесены изменения, вступающие в силу 1 января 2003 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

13.16 Эксплуатационные требования

 

13.13.1 Все оборудование, к которому применяется настоящая глава, должно быть одобренного Администрацией типа. С учетом 13.13.2 такое оборудование должно отвечать эксплуатационным требованиям не ниже принятых Организацией.

13.13.2 Оборудование, установленное до принятия Организацией эксплуатационных требований, может быть освобождено от полного соответствия этим требованиям, должным образом учитывая критерии, которые Организация может принять в связи с такими требованиями.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.