Межгосударственный стандарт ГОСТ 33544-2015
"Автомобильные транспортные средства. Колеса дисковые. Технические требования и методы испытаний"
(введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 мая 2016 г. N 319-ст)
Motor vehicles. Wheel disc. Technical requirements and test methods
Дата введения - 1 апреля 2017 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 Внесен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 октября 2015 г. N 81-П).
За принятие голосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения Беларусь Киргизия Россия Таджикистан |
AM BY KG RU TJ |
Армгосстандарт Госстандарт Республики Беларусь Кыргызстандарт Росстандарт Таджикстандарт |
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 мая 2016 г. N 319-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33544-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.
6 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на новые колеса дисковые, предназначенные для транспортных средств (далее - ТС) категорий , , и в соответствии с [1]. Настоящий стандарт не распространяется на оригинальные колеса.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 колесо: Вращающийся и передающий нагрузку узел (элемент), расположенный между шиной и ступицей. Колесо обычно состоит из двух основных частей:
- обода;
- центрального диска.
2.1.1 дисковое колесо: Неразборный узел (элемент), состоящий из обода и диска.
2.1.2 колесо со съемным ободом: Колесо, конструкция которого предусматривает разъемное соединение обода и диска.
2.1.2.1 составное колесо: Колесо, состоящее из двух и более элементов, каждый из которых включает в себя часть обода. Эти элементы после сборки образуют обод с двумя бортовыми закраинами, при этом разборка обода колеса в эксплуатации не допускается.
2.1.3 обод: Часть колеса, на которой монтируется и удерживается шина.
2.1.4 диск: Часть колеса, являющаяся соединительным элементом между ступицей и ободом и передающая нагрузки от обода колеса на ступицу.
2.2 тип колеса: Колеса, не имеющие различий в отношении следующих существенных характеристик:
- изготовитель колеса;
- обозначения размерности колеса;
- конструкционный материал;
- отверстия для крепления колеса;
- максимальная несущая способность;
- рекомендуемое давление в шине;
- метод изготовления;
- форма и размеры вентиляционных отверстий (окон).
2.3 оригинальные колеса: Колеса, включенные в состав сертифицированного ТС.
2.4 идентичные колеса: Колеса, не включенные в состав сертифицированного ТС, которые изготовлены на производственном оборудовании, использовавшемся изготовителем колес для комплектации серийно изготовляемых ТС. Такие колеса отличаются от оригинальных колес только отсутствием торговой марки предприятия-изготовителя ТС и отсутствием обозначения и дополнительных знаков, присвоенных колесу изготовителем ТС, либо являются точной копией колес, поставлявшихся для комплектации серийно изготовляемых ТС и включенных в состав сертифицированного ТС. По отношению к конструкции данные колеса полностью соответствуют оригинальным колесам, изготовленным для комплектации серийно изготовляемых ТС.
2.5 специальные колеса: Колеса, не являющиеся оригинальными и не отвечающие критериям идентичного колеса. При условии соответствия требованиям настоящего стандарта эти колеса могут быть использованы на ТС.
2.6 вылет обода: Расстояние от привалочной плоскости диска до центральной плоскости обода (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Профиль колеса
2.7 динамический радиус: Радиус колеса с пневматической шиной под нагрузкой, соответствующей полной массе ТС в движении, определяемый как длина теоретической окружности качения шины с наибольшим диаметром, предписанная изготовителем колеса для применения на этом колесе, деленная на 2.
2.7.1 статический радиус: Расстояние от оси вращения неподвижного нагруженного нормальной нагрузкой колеса с пневматической шиной до плоской опорной поверхности.
2.8 техническая трещина: Разрыв материала глубиной более 1 мм, появляющийся в ходе динамических испытаний.
2.9 внутренняя поверхность колеса: Поверхность вращения, создаваемая внутренним профилем колеса (см. рисунок 1).
3 Документы, представляемые дли испытаний
Документы для испытаний колеса должны быть представлены предприятием-изготовителем или его уполномоченным представителем:
3.1 Чертежи на колесо, достаточно детализированные для идентификации типа. На них должно быть также указано место, предназначенное для маркировки колеса.
3.2 Техническое описание, содержащее информацию, приведенную в приложении А.
3.3 Результаты анализа материалов в соответствии с 5.4 и приложением Б.
3.4 Образцы репрезентативных по отношению к заявленному типу колес для проведения лабораторных испытаний или протоколы испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией.
4 Соответствие требованиям настоящего стандарта
Если колесо, представленное на испытания в соответствии с настоящим стандартом, удовлетворяет требованиям раздела 5, то колесо данного типа считают соответствующим требованиям настоящего стандарта.
5 Технические требования
5.1 Профиль обода должен соответствовать стандарту, указанному изготовителем колеса.
5.2 Профиль обода должен обеспечивать правильную посадку шины и воздушного вентиля для пневматических шин.
5.3 Колеса, предназначенные для бескамерных шин, должны обеспечивать сохранение давления воздуха.
5.4 Материалы, используемые для изготовления колес (кроме стальных), должны быть подвергнуты анализу в соответствии с приложением Б.
5.5 Колеса должны выдерживать испытания следующих видов:
5.5.1 Стальные колеса
5.5.1.1 Дисковые колеса:
- определение усталостной прочности при изгибе с вращением в соответствии с приложением Г;
- определение усталостной прочности при динамической радиальной нагрузке в соответствии с приложением Д.
5.5.2 Колеса из алюминиевых сплавов
5.5.2.1 Дисковые колеса:
- определение усталостной прочности при изгибе с вращением в соответствии с приложением Г;
- определение усталостной прочности при динамической радиальной нагрузке в соответствии с приложением Д. В случае существенного снижения толщины стенок (менее 3,5 мм) или больших диапазонов по толщине стенок лаборатория может потребовать проведения дополнительных испытаний;
- определение сопротивления колеса удару под углом:
а) 30° - в соответствии с приложением Е;
б) 13° - в соответствии с приложением Ж.
5.5.2.2 Колеса со съемным ободом:
- определение усталостной прочности при изгибе с вращением в соответствии с приложением Г;
- определение усталостной прочности при динамической радиальной нагрузке в соответствии с приложением Д;
- определение сопротивления колеса удару под углом:
а) 30° - в соответствии с приложением Е;
б) 13° - в соответствии с приложением Ж.
5.5.3 Колеса из магниевых сплавов
5.5.3.1 Дисковые колеса:
- испытания на коррозионную стойкость в соответствии с приложением В. Если технология производства предусматривает испытания данным методом, проводят только одно репрезентативное испытание;
- определение усталостной прочности при изгибе с вращением в соответствии с приложением Г;
- определение усталостной прочности при динамической радиальной нагрузке в соответствии с приложением Д. В случае существенного снижения толщины стенок (менее 4 мм) или больших диапазонов по толщине стенок лаборатория может потребовать проведения дополнительных испытаний;
- определение сопротивления колеса удару под углом:
а) 30° - в соответствии с приложением Е;
б) 13° - в соответствии с приложением Ж.
5.5.3.2 Колеса со съемным ободом:
- испытания на коррозионную стойкость в соответствии с приложением В. Если технология производства предусматривает испытания данным методом, проводят только одно репрезентативное испытание;
- определение усталостной прочности при изгибе с вращением в соответствии с приложением Г;
- определение усталостной прочности при динамической радиальной нагрузке в соответствии с приложением Д. В случае существенного снижения толщины стенок (менее 4 мм) или больших диапазонов по толщине стенок лаборатория может потребовать проведения дополнительных испытаний;
- определение сопротивления колеса удару под углом:
а) 30° - в соответствии с приложением Е;
б) 13° - в соответствии с приложением Ж.
5.6 Процедуры испытаний, альтернативные методам, описанным в приложениях В и Ж, допускаются в том случае, если их эквивалентность подтверждена испытательной лабораторией.
5.7 Если изготовитель колеса представляет заявку на испытания типоразмерного ряда колес, не обязательно проводить все виды испытаний каждого колеса в заявленном ряду. В этом случае на усмотрение испытательной лаборатории может быть выбран худший образец из заявленного ряда.
6 Маркировка
6.1 На каждом колесе должна быть проставлена на видном и легкодоступном месте маркировка, включающая в себя:
- латинскую букву I, если испытанный тип колеса относится к идентичному колесу, или S - для колеса специального типа;
- наименование изготовителя или торговую марку;
- максимальную вертикальную статическую нагрузку на колесо;
- обозначение профиля обода. Обозначение должно соответствовать международному (региональному, национальному) стандарту на размеры шин и ободьев и содержать, по крайней мере, следующие данные:
а) обозначение размера неразъемного обода, включающее в себя:
- обозначение контура обода;
- номинальный диаметр, дюйм;
- номинальную ширину, дюйм;
- знак "х" - для неразборного обода;
б) размер вылета обода, мм;
в) дату изготовления (по крайней мере, месяц и год);
г) заводской номер детали, т.е. колеса/обода.
Маркировка на колесе должна быть устойчивой к внешним воздействиям.
Пример нанесения маркировки характеристик колеса приведен в приложении И.
6.2 Все элементы маркировки должны быть четкими и нестираемыми.
7 Требования к установке колес на транспортное средство
7.1 Область применения
Для установки колеса на ТС необходимо иметь подтверждение, что альтернативное колесо, сертифицированное на соответствие настоящему стандарту и установленное на данное ТС, обеспечит выполнение тех же обязательных требований к ТС, которые применялись при его испытании с оригинальными колесами, без внесения изменений в конструкцию ТС и в состав прилагаемого инструмента.
7.2 Общие требования
7.2.1 Размеры колес
Номинальные значения диаметра обода колеса и его ширины должны быть не менее соответствующих значений обода оригинального колеса.
Если вылет обода специального колеса отличается от вылета обода оригинального колеса более чем на 2 мм, должны быть представлены доказательства того, что установка в соответствии с предназначением данных специальных колес на ТС обеспечивает, по крайней мере, не худшие по сравнению с оригинальным колесом показатели устойчивости и управляемости, установленные нормативными документами в качестве обязательных требований при подтверждении безопасности.
7.2.2 Шины
Применяемая шина должна соответствовать ширине обода колеса, а ее статический радиус - статическому радиусу шины, внесенной в состав сертифицированного ТС.
Категория скорости и индекс нагрузки применяемой шины должны быть не менее соответствующих значений для шины, внесенной в состав сертифицированного ТС.
Если шина еще не предлагается на рынке или уже снята с производства, допускается применять наиболее близкую по характеристике шину.
7.2.3 Применяемость колес на транспортных средствах
Список возможных применений колеса приведен в таблице применяемости. Таблица применяемости обычно показывает, какие колеса, испытанные в соответствии с настоящим стандартом, могут быть применены на тех или иных ТС.
При этом должна быть в обязательном порядке указана следующая информация.
7.2.3.1 Характеристики колеса
Тип колеса, размерность, вылет обода, диаметр расположения отверстий для крепления, наличие и число центрирующих отверстий, расположение центрирующего элемента, вариант колеса, маркировка, диаметр центрального отверстия, максимальная вертикальная статическая нагрузка на колесо.
7.2.3.2 Характеристики транспортного средства
Изготовитель ТС, наименование модели ТС, данные о сертификации ТС (номер одобрения типа ТС, выданного отечественными или зарубежными сертификационными органами), мощность двигателя в киловаттах, применяемые шины.
7.2.3.3 Дополнительные характеристики
Должны быть указаны все виды особых требований, предъявляемых при использовании оригинального колеса, или особые требования для использования специального колеса. Примеры заполнения таблиц применяемости приведены в 7.3.6.
7.3 Дополнительные требования
7.3.1 Проверка профиля внутренней поверхности колеса (см. рисунок 2)
Рисунок 2 - Профили оригинального и специального колес
Конструкция внутренней части колеса должна обеспечивать достаточное пространство для размещения деталей тормозов, подвески и рулевого привода.
В случае, когда любая точка профиля поверхности внутреннего пространства колеса лежит на профиле поверхности внутреннего пространства оригинального колеса или снаружи от этого контура, данный вид проверки не требуется.
В случае, когда какая-либо точка профиля поверхности внутреннего пространства колеса находится внутри контура поверхности внутреннего пространства оригинального колеса, необходима проверка на наличие минимально допустимых зазоров между колесом и деталями тормозов, подвески, рулевого привода или других компонентов шасси при всех возможных перемещениях этих элементов при нормальной эксплуатации. Для этого должна быть проведена проверка, при которой следует убедиться, что колесо свободно перемещается в своей нише и не соприкасается ни с одним из элементов конструкции ТС. При этом следует учитывать размещение балансировочных грузов.
7.3.1.1 Профиль поверхности внутреннего пространства колеса (см. 2.9)
Если какая-либо точка профиля поверхности внутреннего пространства колеса находится внутри профиля поверхности внутреннего пространства оригинального колеса, необходимо наличие минимально допустимых зазоров между колесом и деталями тормозов, подвески, рулевого привода.
Как правило, должны быть соблюдены следующие требования:
- минимальные зазоры между колесом и деталями тормозов (когда установлены новые тормозные накладки) должны быть не менее 3 мм*;
- минимальные зазоры между колесом и деталями подвески (например, нижним и верхним рычагами подвески) должны быть не менее 4 мм;
- минимальные зазоры между колесом и деталями рулевого привода (например, рулевой тягой или шаровым шарниром поворотного кулака) должны быть не менее 4 мм;
- минимальный зазор между балансировочными грузами и другими элементами конструкции ТС должен быть не менее 2 мм.
Проверку следует проводить статическим способом. Альтернативные методы допускаются при условии достоверности результатов. Если зазоры менее указанных выше имеют место при установке оригинальных колес, те же зазоры могут быть допущены для установки специальных колес.
7.3.2 Проверка вентиляционных отверстий
Колесо, испытанное на основании настоящего стандарта, не должно снижать тормозную эффективность по отношению к оригинальному колесу. Теплоотдача от тормозов к стальному колесу ниже, чем к колесу из легких сплавов.
В случае, когда оригинальное колесо сконструировано таким образом, чтобы обеспечить дополнительную циркуляцию воздуха для отвода тепла от тормоза наружу через вентиляционные отверстия, а также если при этом площадь вентиляционных отверстий специального колеса меньше соответствующей площади оригинального колеса, должно быть проведено сравнительное испытание оригинального и альтернативного специального колес.
Сравнительные испытания оригинального и специального колес, заявленных на испытание на основании настоящего стандарта в отношении тормозной эффективности, когда специальное колесо имеет меньшую площадь вентиляционных отверстий, проводят в соответствии с [2] (приложение 4, пункт 1.5, испытания типа I на потерю эффективности нагретых тормозов). Критерием оценки является температура. Максимальная температура (диска или барабана), измеренная при комплектации колесом, проходящим оценку на соответствие настоящему стандарту, не должна превышать соответствующую максимальную температуру при оригинальной комплектации. Любые декоративные колпаки, устанавливаемые как стандартное оборудование, должны быть учтены при данных испытаниях.
7.3.3 Крепление колеса
Рекомендуется использование деталей крепления, применяемых для оригинального колеса. Любые специальные элементы крепления должны позволять установку и закрепление специального колеса без каких-либо изменений исходной конструкции. Базовое число элементов крепления не должно меняться. Элементы крепления не должны оказывать неблагоприятное влияние на другие элементы конструкции ТС, например тормоза. Длина резьбы болтов, шпилек, гаек должна соответствовать длине резьбы оригинальных элементов крепления. Профиль головки болта/гайки должен соответствовать профилю отверстия для крепления в колесе, испытанном на основании настоящего стандарта. Материал, из которого изготовлены элементы крепления, по характеристикам должен быть, по крайней мере, эквивалентным материалу оригинального крепления. Если предусмотрены дополнительные принадлежности к колесу, изготовитель колеса должен обеспечить наличие инструмента для монтажа/демонтажа этих принадлежностей. Если предусмотрены элементы крепления, отличающиеся по конструкции от оригинальных, информация об этом должна быть приведена в таблице применяемости.
7.3.4 Инструкция по применению
К специальному колесу, испытанному на основании настоящего стандарта, должна быть приложена инструкция по применению, содержащая следующую информацию:
- предписания по установке колеса, по использованию прилагаемых элементов крепления, по проверке наличия необходимых зазоров между колесом и деталями тормозов, подвески и рулевого привода после установки;
- усилие затяжки резьбовых соединений с указанием важности его соблюдения;
- указание о необходимости подтяжки резьбовых соединений после первых 50 км пробега;
- в необходимых случаях указания по использованию и монтажу центральных декоративных колпаков;
- таблицу применяемости по 7.3.6.
7.3.5 Наружные выступы
Колеса, испытанные на основании настоящего стандарта, установленные на ТС со всеми необходимыми дополнительными принадлежностями, должны обеспечивать травмобезопасность в соответствии с требованиями [3].
7.3.6 Содержание протокола испытаний
Протокол испытаний должен содержать результаты и существенные подробности проведенных испытаний. В нем должна содержаться информация о соответствии испытанного колеса требованиям настоящего стандарта. В нем также должна содержаться констатация того, что не существует технических препятствий для установки колеса на любое из ТС, перечисленных в таблице применяемости, и что безопасное функционирование колеса гарантируется без каких-либо дополнительных проверок.
Примеры таблиц применяемости приведены ниже.
Таблица 1 - Характеристики колеса
Номер протокола |
Тип колеса |
Размерность |
Вылет обода, мм |
Диаметр расположения отверстий для крепления, мм |
Число центрирующих отверстий |
N __от _____ |
6014 |
6J-14Н2 |
38 |
98 |
4 |
Расположение центрирующего элемента |
Вариант колеса |
Маркировка колеса |
Маркировка центрального кольца |
Диаметр центрального отверстия, мм |
Максимальная нагрузка на колесо, Н |
Да |
А |
98-38 |
120-98 |
58,1 |
5500 |
Таблица 2 - Характеристики транспортного средства
Изготовитель транспортного средства |
Модель транспортного средства |
Тип транспортного средства |
Обозначение одобрения типа транспортного средства |
Мощность, кВт |
Шины(1) |
Концерн "Fiat - Auto" |
Альфа Ромео(2) 145/146 |
Альфа Ромео(2) 930 |
РОСС 1Т.МТ02. Е04567(2) |
66 - 95 |
175/65R14 185/60 R14 195/55 R14-82 205/55 R14-82 |
(1) Для монтажа на колесо применяют шины на основе одобрения типа ТС. (2) Приведены в качестве примера. |
Таблица 3 - Дополнительные характеристики
Дополнительные характеристики |
Применение |
Цепи противоскольжения |
Не допускается |
Крепление элементами со сферической головкой |
Да/нет(1) |
(1) Ненужное зачеркнуть. |
8 Упрощенные методы испытаний
Если испытательное оборудование и методы испытаний, применяемые предприятием-изготовителем колеса, были признаны испытательной лабораторией, положительные результаты испытаний на таком оборудовании могут быть учтены при проведении испытаний по настоящему стандарту.
9 Соответствие производства
9.1 Каждый тип колеса, испытанный на основании настоящего стандарта согласно разделу 4, должен соответствовать типу колеса в отношении показателей характеристик.
9.2 Для обеспечения необходимой уверенности в отношении каждого производственного участка испытательной лаборатории целесообразно проводить проверки один раз в два года.
_____________________________
* Испытательная лаборатория должна учитывать возможное изменение конструкции тормозов или контура поверхности внутреннего объема колеса ТС.
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 33544-2015 "Автомобильные транспортные средства. Колеса дисковые. Технические требования и методы испытаний" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 мая 2016 г. N 319-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2016 г.
Дата введения - 1 апреля 2017 г.
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2020 г., N 2