Решение Новосибирского областного суда (извлечение) от 2 июня 2008 г. N 3-57/2008
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 октября 2008 г. N 67-Г08-12 настоящее решение отменено
В. С. А. обратился в суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия Закона Новосибирской области от 15 декабря 2007 года N 176-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству" (далее по тексту - Закон области), указывая на его противоречие статье 3, пункту 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации. Также в обоснование своих требований заявитель ссылается на то обстоятельство, что статьей 13 Закона области установлено, что оспариваемый закон вступает в силу с 1 января 2008 года и вводиться в действие ежегодно законом Новосибирской области об областном бюджете. Несмотря на то, что в 2008 году оспариваемый закон в действие введен не был, он применяется в правоприменительной практике, чем нарушает права заявителя, на то, чтобы при рассмотрении его спора в суде - об определении места жительства ребенка, участвовал надлежащий орган опеки и попечительства, а именно орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не орган местного самоуправления.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования и уточнил их, просит суд признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия пункт 24 статьи 2 Закона области в части слов "участие в рассмотрении судом указанных и иных исков... в отношении несовершеннолетних и недееспособных в защиту их прав и законных интересов".
Представители Новосибирского областного Совета депутатов и губернатора Новосибирской области считают заявление не подлежащим удовлетворению по тем, основаниям, что защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Оспариваемый закон принят в пределах предоставленных субъекту полномочий и не противоречит действующему законодательству.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления, находит заявление не подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 6 декабря 2007 года N 176-ОСД был принят Закон Новосибирской области "О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству"
15 декабря 2007 года данный закон был подписан Губернатором Новосибирской области и опубликован в газете "Ведомостях Новосибирского областного совета депутатов" 21 декабря 2007 года N 62
В соответствии с пунктом 24 статьи 2 Закона области, органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству - подача исков о лишении родительских прав, об ограничении в родительских правах, о признании брака недействительным в установленных семейным законодательством случаях, о признании гражданина недееспособным, о признании гражданина безвестно отсутствующим, об объявлении гражданина умершим, о регистрации рождения ребенка, об отмене усыновления, о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них) в установленных семейным законодательством случаях, о признании сделок, совершенных подопечными или от имени подопечных, участие в рассмотрении судом указанных и иных исков, уголовных дел в отношении несовершеннолетних и недееспособных в защиту их прав и законных интересов и в случае отсутствия у них законных представителей, а также участие в исполнении решений судов в установленных случаях.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации должны соответствовать федеральным законам (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпункта 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов указанных в пункте 2, за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32-36, 38-40, 42, 43, 48, 52, 58 настоящей статьи (в части, касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации) с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Исходя из приведенных выше положений и положений пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающего, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый заявителем Закон области принят в пределах предоставленных субъекту полномочий и не противоречит федеральному законодательству.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений Закона области пункту 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, правильными признаны быть не могут, так как основаны на ошибочном толковании положений закона.
Пункт 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет органы опеки и попечительства, как органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В действительности органы опеки и попечительства - это органы именно исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не органы местного самоуправления.
Между тем, положения подпункта 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, определяют организацию и осуществление деятельности органов опеки и попечительства.
Следовательно, наделение органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, в частности полномочиями по участию в рассмотрении судом исковых заявлений в отношении несовершеннолетних и недееспособных в защиту их прав и законных интересов, входит в компетенцию Новосибирского областного Совета депутатов и не противоречит положениям пункта 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 78 Семейного кодекса Российской Федерации, при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.
Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.
При этом, как акт обследования, так и основанное на нем заключение органа опеки и попечительства, в силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеют для суда заранее установленной силы и подлежат совокупной оценке наряду с другими доказательствами по делу.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения закона области не нарушают прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Доводы заявителя о том, что статьей 13 Закона области установлено, что данный закон вступает в силу с 1 января 2008 года и вводиться в действие ежегодно законом Новосибирской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии утверждения субвенций на осуществление переданных настоящим законом отдельных государственных полномочий, а в Законе Новосибирской области от 24 декабря 2007 года N 191-ОЗ "Об областном бюджете Новосибирской области на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов", такого указания не содержится, следовательно, оспариваемый закон в действие на 2008 год не введен, не являются основанием для признания Закона области противоречащим федеральному законодательству.
Оспариваемый Закон области вступил в силу с 1 января 2008 года, и именно с этой даты он подлежит применению и исполнению.
Законом области о бюджете регулируются только финансовые правоотношения возникающие между субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления в процессе исполнения соответствующих переданных государственных полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что пункт 24 статьи 2 Закона Новосибирской области от 15 декабря 2007 года N 176-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству" в оспариваемой части, не противоречит действующему федеральному законодательству, не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявления В. С.А. у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Заявление В. С. А. о признании недействующим и противоречащим федеральному законодательству в части пункта 24 статьи 2 Закона Новосибирской области от 15 декабря 2007 года N 176-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству", оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в десяти дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации с подачей жалобы через Новосибирский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Новосибирского областного суда от 2 июня 2008 г. N 3-57/2008
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 октября 2008 г. N 67-Г08-12 настоящее решение отменено
Текст решения предоставлен Новосибирским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника