Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 1 декабря 2016 г. N 205-КГ16-62 Суд отменил судебные акты о признании незаконным решения жилищной комиссии о снятии истца и членов его семьи с учета нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства, поскольку суды не исследовали и не дали оценки тому обстоятельству, что в период военной службы истец изъявлял желание быть обеспеченным жилищной субсидией

Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 1 декабря 2016 г. N 205-КГ16-62

 

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Крупнова И.В.,

судей Воронова А.В., Замашнюка А.Н.

при секретаре Жиленковой Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по кассационной жалобе представителя начальника и жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России в Республике Армения (далее - Пограничное управление) Давтяна А.М.

на решение 5 гарнизонного военного суда от 14 декабря 2015 г. и апелляционное определение Северо-Кавказского окружного военного суда от 16 марта 2016 г.

по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 2037 старшего прапорщика запаса Оганяна Г.Р.

об оспаривании утвержденного начальником решения жилищной комиссии Пограничного управления о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя начальника и жилищной комиссии Пограничного управления Кичигина Н.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, административного истца (далее - истец) Оганяна Г.Р., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих установила:

решением 5 гарнизонного военного суда от 14 декабря 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Северо-Кавказского окружного военного суда от 16 марта 2016 г., удовлетворено заявление Оганяна Г.Р., в котором он просил признать незаконным решение жилищной комиссии Пограничного управления от 26 октября 2015 г., утвержденное начальником Пограничного управления, о снятии истца и членов его семьи с учета нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Москве. В пользу истца судом взысканы судебные расходы.

Определением судьи Северо-Кавказского окружного военного суда от 15 июня 2016 г. в передаче кассационной жалобы представителя начальника и жилищной комиссии Пограничного управления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

В кассационной жалобе представитель начальника и жилищной комиссии Пограничного управления, не оспаривая права Оганяна Г.Р., срок военной службы которого в календарном исчислении составляет более 20 лет, на получение жилого помещения, указывает на отсутствие правовых оснований для обеспечения его жильем по избранному месту жительства ввиду увольнения с военной службы в связи с неисполнением им условий контракта.

В связи с этим в жалобе содержится просьба об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Оганян Г.Р., родившийся ... года, проходил военную службу по контракту с апреля 1994 года по 15 января 2015 года в воинской части, дислоцированной за пределами территории Российской Федерации (за исключением периода с марта по октябрь 1997 года).

В марте и мае 2008 года решениями жилищной комиссии воинской части, в которой административный истец проходил военную службу, он вместе с членами семьи (супруга и трое детей) признан нуждающимся в жилом помещении на территории Российской Федерации как военнослужащий, подлежащий увольнению в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, и включен в список лиц для получения государственного жилищного сертификата.

В ноябре 2010 года аналогичное решение приняла жилищная комиссия Пограничного управления. Однако после выявления факта передачи Оганяном Г.Р. и двумя его сыновьями принадлежащих им на праве собственности долей жилого помещения (всего ... кв. м) на территории Российской Федерации матери истца он решением жилищной комиссии Пограничного управления от 28 июня 2012 г. был исключен из списков лиц, нуждающихся в жилом помещении, и его обязали сдать ранее полученный жилищный сертификат.

После признания в судебном порядке незаконным решения жилищной комиссии о снятии Оганяна Г.Р. с жилищного учета он в августе 2013 года был восстановлен в списках лиц, нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства на территории Российской Федерации.

В октябре 2013 года Оганян Г.Р. обратился в жилищную комиссию Пограничного управления с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении в г. Москве, а в июне 2014 г. попросил выдать ему субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).

Решением от 16 июля 2014 г. жилищная комиссия Пограничного управления постановила рассмотреть вопрос о предоставлении истцу жилищной субсидии после поступления в управление руководящих документов, регламентирующих порядок предоставления жилищной субсидии.

В июле 2014 года Оганян Г.Р. обратился по команде с рапортом об увольнении в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и исключении из списков части с оставлением в списках лиц, нуждающихся в жилом помещении.

После этого приказом начальника Пограничного управления ФСБ России в Республике Армения от 5 декабря 2014 г. Оганян Г.Р. по служебной необходимости переведен к новому месту военной службы в Пограничное управление ФСБ России по Брянской области.

В связи с неявкой в срок без уважительных причин на службу при переводе истцу объявлен строгий выговор и приказами начальника Пограничного управления ФСБ России в Республике Армения от 31 декабря 2014 г. и от 13 января 2015 г. он уволен в запас в связи с невыполнением условий контракта и исключен из списков части.

Решением жилищной комиссии Пограничного управления от 27 августа 2015 г. Оганяну Г.Р. предоставлено жилое помещение по избранному месту жительства в г. Москве, однако решением комиссии от 26 октября 2015 г., утвержденным начальником Пограничного управления, это решение отменено и истец снят с учета лиц, нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в связи с утратой им основания, дающего право на получение жилого помещения по договору социального найма, ввиду увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

Признавая незаконным названное решение от 26 октября 2015 г. и возлагая на жилищную комиссию восстановить Оганяна Г.Р. на учете нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства, суд исходил из того, что оставление без реализации права гражданина, уволенного с военной службы и оставшегося в связи с этим на территории иностранного государства, на жилое помещение лишь на том основании, что он не относится к категории лиц, имеющих право на получение жилого помещении по избранному месту жительства, не соответствует Конституции Российской Федерации и противоречит преамбуле Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") в части соответствия государственной политики в области правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы.

Суд апелляционной инстанции с выводами гарнизонного военного суда согласился.

Однако такие выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права.

В суде установлено, что истец уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

Это обстоятельство имеет существенное значение для дела.

Согласно абзацам третьему и двенадцатому п. 1, п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление по избранному месту жительства жилых помещений определенным законом категориям военнослужащих (при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и признанных нуждающимися в жилых помещениях) по их выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма с федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, установлено лишь при их увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, уволенные с военной службы по иным основаниям и не обеспеченные на момент увольнения жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих" для военнослужащих.

Поскольку Оганян Г.Р. уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, то оснований для обеспечения его жилым помещением по избранному месту жительства, вопреки выводу судов, не имелось.

То обстоятельство, что истец проходил военную службу и уволен с нее из воинской части, дислоцированной за пределами территории Российской Федерации, не может свидетельствовать о приравнивании его к категории военнослужащих, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является льготой, предоставляемой определенным законом категориям военнослужащих с учетом их особого правового статуса, и перечень этих категорий не может быть расширен произвольно, без внесения соответствующих изменений в закон.

В связи с изложенным Оганян Г.Р., как признанный в период военной службы нуждающимся в жилом помещении, в силу п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" имеет право на обеспечение жилищной субсидией или жилым помещением в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Неправильное применение судом норм материального права повлекло неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

В суде установлено, что в период военной службы Оганян Г.Р. изъявлял желание быть обеспеченным жилищной субсидией. Этот вопрос, как следует из решения жилищной комиссии Пограничного управления от 16 июля 2014 г. и пояснений в судебном заседании представителя административных ответчиков Давтяна А.М., фактически до настоящего времени не рассмотрен и решение по заявлению не принято.

Данное обстоятельство подлежало выяснению в судебном заседании.

Исходя из наличия принадлежащего ФСБ России жилищного фонда социального использования и местонахождения входящих в этот фонд жилых помещений, а также с учетом мнения истца, в суде подлежали выяснению и обстоятельства, указывающие на возможность обеспечения последнего жилым помещением, принимая во внимание, что по месту прохождения военной службы за пределами территории Российской Федерации он не может быть обеспечен жилым помещением в собственность бесплатно или по договору социального найма.

Однако все эти обстоятельства судом выяснены не были и им не дана оценка, исходя из положений п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о праве истца на жилище с учетом ограничений, обусловленных местом дислокации воинской части, в которой он проходил военную службу.

Допущенные нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов истца, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в гарнизонный военный суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих определила:

решение 5 гарнизонного военного суда от 14 декабря 2015 г. и апелляционное определение Северо-Кавказского окружного военного суда от 16 марта 2016 г. по заявлению Оганяна Г.Р. в связи с существенным нарушением норм материального права отменить, дело направить на новое рассмотрение в 5 гарнизонный военный суд в ином составе судей.

 

Председательствующий 

И.В. Крупнов

 

Судьи

А.В. Воронов

 

 

А.Н. Замашнюк

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 1 декабря 2016 г. N 205-КГ16-62


Текст определения официально опубликован не был