Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 ноября 2016 г. N 03-06-06-02/67937
Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение по вопросу уплаты водного налога при добыче подземных вод для резервного водоснабжения объектов метрополитена при чрезвычайных ситуациях и в особый период, сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем отмечаем следующее.
Согласно положениям главы 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом налогообложения водным налогом признается, в частности, забор воды из водных объектов.
При этом забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий, не является объектом налогообложения водным налогом.
Поскольку Кодекс не предусматривает определение понятия "пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий" в соответствии со статьей 11 Кодекса следует руководствоваться данными понятиями, приведенными в гражданском, семейном и других отраслях законодательства Российской Федерации в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, в, частности, ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 25.05.1995 N 267.
Согласно определению, данному в указанном ГОСТе стихийное бедствие - это разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан, находящихся на территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Законом Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Так, согласно указанному закону чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Одной из основных задач государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются меры по обеспечению готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, полагаем, что при добыче подземных вод для резервного водоснабжения объектов метрополитена при чрезвычайных ситуациях и в особый период, объекта налогообложения водным налогом не возникает.
Однако для освобождения от налогообложения водным налогом объемов воды, забранной из водного объекта для указанных целей, необходимо обязательное указание в лицензии на пользование недрами или в приложениях, являющихся ее неотъемлемой составной частью и определяющих основные условия пользования недрами, разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды для данной цели.
При этом следует учитывать, что осуществляя вид водопользования, не являющегося объектом налогообложения водным налогом, водопользователь не утрачивает статус плательщика водного налога и на основании статьи 333.15 Кодекса обязан представить в налоговые органы декларацию по водному налогу.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин России считает, что при добыче подземных вод для резервного водоснабжения объектов метрополитена при чрезвычайных ситуациях и в особый период объекта налогообложения водным налогом не возникает.
Однако для освобождения от налогообложения объемов воды необходимо обязательное указание в лицензии разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды для данной цели.
Осуществляя не облагаемый налогом вид водопользования, субъект не утрачивает статус плательщика водного налога. Сохраняется обязанность подавать декларацию.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 ноября 2016 г. N 03-06-06-02/67937
Текст письма официально опубликован не был