Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 декабря 2016 г. N 03-07-14/76518 О применении НДС при приобретении муниципального имущества (помещения) нотариусами, занимающимися частной практикой

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 декабря 2016 г. N 03-07-14/76518

 

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросам применения налога на добавленную стоимость при приобретении муниципального имущества (помещения) нотариусами, занимающимися частной практикой, и сообщает.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции no реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса определены перечни операций, не признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость и освобождаемых от налогообложения этим налогом.

Так, на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального казенного имущества, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Поскольку понятие "субъекты малого и среднего предпринимательства" Кодексом не предусмотрено, при определении данного понятия следует руководствоваться статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в соответствии с которой субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными указанным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 нотариальная деятельность не является предпринимательством.

Таким образом, положения указанного подпункта 12 пункта 2 статьи 146 Кодекса при реализации имущества казны нотариусам, занимающимся частной практикой, не применяются. В связи с этим указанные операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Кодекса при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Учитывая изложенное, при приобретении указанного имущества покупателем - нотариусом, занимающимся частной практикой, то есть физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет налогоплательщиком, осуществляющим операции по реализации (передаче) данного имущества. При этом согласно пункту 1 статьи 168 Кодекса при реализации указанного имущества налогоплательщик дополнительно к цене реализованных товаров обязан предъявить покупателю этих товаров соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

Что касается порядка определения цены муниципального имущества в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", то данный вопрос к компетенции Департамента не относится.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

О.Ф. Цибизова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Разъяснено, что при приобретении частными нотариусами муниципального имущества (помещения) НДС уплачивается.

Налогоплательщик дополнительно к цене реализованных товаров обязан предъявить покупателю соответствующую сумму налога.


Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 декабря 2016 г. N 03-07-14/76518


Текст письма официально опубликован не был