Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СУ-12" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому содержанию зданий, эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования и инженерных систем зданий Рослесхоза в 2017 году (номер извещения 0173100005616000021) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В один объект закупки неправомерно объединено оказание услуг по уборке трех зданий, технологически и функционально не связанных друг с другом.
2. Заказчиком неправомерно выбран способ определения исполнителя путем проведения открытого конкурса.
3. В Конкурсной документации установлено неправомерное требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в Конкурсе лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
4. В Конкурсной документации не установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в Конкурсе лицензии на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, при этом указанные виды работ включены в объект закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 29.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 18 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки;
5) Конкурс признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 6 статьи 53 Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено оказание услуг по уборке трех зданий, которые технологически и функционально не связаны друг с другом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать в том числе: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно разделу 4 Технического задания Конкурсной документации, оказание услуг осуществляется по адресам: "г. Москва, ул. Пятницкая д. 59/19; ул. Пятницкая, д. 61; 3-й Монетчиковский пер., д. 4".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, а также представили схему расположения зданий, согласно которой указанные здания находятся в одном комплексе и имеют единый центральный вход, в связи с чем закупка осуществляется одним лотом.
Вместе с тем, представитель Заявителя, на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ осуществления закупки, путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия установила, что объектом закупки является техническое содержание зданий, эксплуатация и техническое обслуживание оборудования и инженерных систем зданий Рослесхоза в 2017 году.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что деятельность по комплексному обслуживанию зданий относится к услугам по комплексному обслуживанию помещений (ОКПД 81.10.10), не включенным в Перечень, в связи с чем способом определения подрядчика в соответствии с положениями Закона о контрактной системе выбран открытый конкурс.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае Заказчик не обязан проводить электронный аукцион, в связи с чем Заказчик вправе осуществить закупку указанных работ путем проведения открытого конкурса.
Таким образом, Заказчиком правомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, и довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в Конкурсе лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 17 информационной карты Конкурсной документации установлено требование, в соответствии с которым участник закупки должен иметь собственную действующую лицензию ФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (проведение работ на режимной территории).
В соответствии с положениями Конкурсной документации объектом закупки является оказание услуг по техническому содержанию зданий, эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования и инженерных систем зданий Рослесхоза в 2017 году.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что оказание услуг осуществляется не только в помещениях, составляющих государственную тайну.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации излишнее требование к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку не явилось основанием отклонения единственной поданной заявки на участие в Конкурсе.
4. По мнению Заявителя, в Конкурсной документации не установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в Конкурсе лицензии на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, при этом указанные виды работ включены в объект закупки.
В соответствии с положениями Конкурсной документации объектом закупки является техническое содержание зданий, эксплуатация и техническое обслуживание оборудования и инженерных систем зданий Рослесхоза в 2017 году.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что положениями Конкурсной документации установлено, что участник Конкурса вправе привлечь к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков).
При этом в составе жалобы Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих обратное, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
5. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В ряде пунктов приложения к Техническому заданию Конкурсной документации Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом и компонентном составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, например:
"Пункт 26. Растворитель "Уайт-спирит". Плотность Р204 до 0,790 г/см3. Фракционный состав: температура начала перегонки уайт-спирита (нефраса-С4-155/200) до 160°С. 10% уайт-спирита (нефраса-С4-155/200) перегоняется при температуре до 170°С. 90% уайт-спирита (нефраса-С4-155/200) перегоняется при температуре до 195°С до 200°С перегоняется от 98% остаток в колбе до 2%. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле выше 33°С. Летучесть по ксилолу 3 3,0-4,5. Анилиновая точка до 65°С. Соответствие нормативным документам ГОСТ 3134;
Пункт 24. Олифа натуральная. Цвет по йодометрической шкале не темнее 1600 мг йода. Прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при ()°С полная. Отстой менее 1% (по объему). Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4)1 От 26 до 32 с. Плотность1 от 0,930 до 0,950 г/см3. Кислотное число не более 7 мг КОН. Йодное число от 150 г/йода на 100 г. Массовая доля фосфорсодержащих веществ в пересчете на P2O5 не более 0,02%. Массовая доля неомыляемых веществ до 1%. Массовая доля золы не более 0.3%. Время высыхания при °С, до степени 3 не более 24 ч. Температура вспышки в закрытом тигле не менее 206°С. Температура самовоспламенения более 343°С. Соответствие нормативным документам ГОСТ 7931 и ГОСТ 5791 или ГОСТ 8989".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные Законом о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава, а также результатов испытания таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров.
Указанные действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащие требования к содержанию заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку не явилось основанием отклонения единственной поданной заявки на участие в Конкурсе.
6. В пункте 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе указано, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Комиссией установлено, что в пункте 2.3.2 Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки: "документов, подтверждающих внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия)".
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" норма о необходимости предоставлении платежного поручения с отметкой банка, а также заверенного банком копии такого платежного поручения, утратила силу с 01.01.2016.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку не явилось основанием для отклонения единственной поданной заявки на участие в Конкурсе.
7. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
На заседании Комиссии установлено, что в проекте контракта документации об Аукционе не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку единственным участником Конкурса, с которым впоследствии будет заключен контракт, является юридическое лицо.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СУ-12" обоснованной в части установления неправомерного требования о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в Конкурсе лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 13 статьи 34, пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 22.12.2016 по делу N К-2055/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 декабря 2016 г. N К-2055/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был