Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Плацебо" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по делам молодежи (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Федерального агентства по делам молодежи (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению участия молодежи в мероприятиях, направленных на формирование российской идентичности, содействия межкультурному и межконфессиональному диалогу и реализуемых при участии Федерального агентства по делам молодежи в 2017 году (номер извещения 0173100003516000127) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в ненадлежащем установлении срока для подачи заявок на участие в Аукционе, поскольку все дни срока являются выходными (нерабочими).
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.12.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 000 000, 33 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
6) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик установил ненадлежащий срок подачи заявок на участие в Аукционе с 05 часов 29 минут 31.12.2016 по 08 часов 00 минут 09.01.2017, тем самым не обеспечив Заявителю доступ к участию в Аукционе, поскольку период подачи заявки установлен на выходные и праздничные дни, что является заведомо неисполнимым условием для участия в Аукционе.
Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что 31.12.2016 в 05 часов 29 минут Заказчик опубликовал в ЕИС извещение о проведении Аукциона и документацию об Аукционе, согласно которым дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе установлена до 08 часов 00 минут 09.01.2017.
В соответствии со статьей 19 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним день. В части 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.3. Раздела 1 "Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 16.07.2012 N 385-П) кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня, представляющего собой операционно-учетный цикл за соответствующую календарную дату, в течение которого все совершенные операции оформляются и отражаются в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.
Кроме того, в пункте 6.2. Регламента организации и проведения электронных аукционов Сбербанк-АСТ указано, что Оператор обязан зачислить поступившие денежные средства на лицевые счета участников в течение не более чем 1 часа с момента получения от расчетной организации (банка) информации о поступлении денежных средств. Зачисление осуществляется в период с 10-00 до 18-00 часов по времени Оператора. В случае, если данные были получены до 10-00 часов текущего рабочего дня, либо после 18-00 часов предыдущего рабочего дня, то оператор обязан зачислить такие денежные средства не позднее 11-00 часов текущего рабочего дня.
Согласно доводу жалобы Заявителя, у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку на участие в Аукционе до 08 часов 00 минут 09.01.2017 ввиду отсутствия возможности внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки, поскольку Оператор электронной площадки производит зачисление денежных средств не позднее 11-00 часов текущего рабочего дня, так как данные были получены после 18-00 часов предыдущего рабочего дня.
Согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.08.2016 N 756 "О переносе выходных дней в 2017 году", официальные праздничные и выходные дни установлены с 01.01.2017 по 08.01.2017 года, 31.12.2017 - суббота.
Учитывая, что первым рабочим днем в 2017 году является 09.01.2017, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком фактически сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
Следовательно, Заказчик, установив срок подачи заявок с 31.12.2016 по 09.01.2017 необоснованно сократил количество участников Аукциона в нарушение принципа обеспечения конкуренции, закрепленного в статье 8 Закона о контрактной системе, исключив из числа участников Аукциона лиц, у которых отсутствовали на лицевом счете торговой площадки денежные средства для внесения обеспечения заявок в закупке, а также лиц, которые не аккредитованы на электронной площадке.
Таким образом, действия Заказчика, сократившего срок подачи заявок на участие в Аукционе нарушают часть 2 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 14 раздела 1.3. "Информационная карта аукциона" установлены следующие требования к содержанию и составу заявки: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Под конкретными показателями поставляемого или применяемого при выполнении работ, оказании услуг товара заказчиком понимаются все его функциональные, качественные и количественные характеристики, характеристики его упаковки, гарантийный срок и иные показатели, содержащиеся в настоящей документации об аукционе в электронной форме, а именно в отношении товаров, указанных в пункте 3 части III "Техническая часть".
В части III "Техническая часть" в пункте 3 Технического задания документации об Аукционе, установлено, что в рамках исполнения государственного контракта требуется "оказание услуги по приобретению авиабилетов для участников Мероприятий, направленных на формирование российской идентичности, содействия межкультурному и межконфессиональному диалогу. Обеспечение авиабилетами участников Мероприятий, направленных на формирование российской идентичности, содействия межкультурному и межконфессиональному диалогу согласно поступившим от представителя Заказчика заявкам. Приобретение авиабилетов эконом-класса в оба конца, либо в одну сторону, если это предусмотрено заявкой Заказчика по маршрутам".
В соответствии со статьей 786 Гражданского кодекса Российской Федерации авиабилет - это форма договора перевозки, в связи с чем к авиабилету не могут применяться требования к его функциональным, качественным и количественным характеристикам, характеристики его упаковки, гарантийный срок и иные показатели, содержащиеся в документации об аукционе.
Кроме того, наименование объекта закупки, указанное в ЕИС, не отражает содержание закупаемых Заказчиком услуг.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к составу заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что для устранения выявленных нарушений Закона о контрактной системе необходимо выдать Заказчику предписание о продлении срока подачи заявок на участие в Аукционе ввиду необходимости установления в документации об Аукционе надлежащих требований к составу заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, учитывая положения части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, а также части 9 статьи 70 Закона о контрактной системе, указанное предписание приведет к невозможности исполнения государственного контракта в части услуг, оказание которых в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 технического задания документации об Аукционе предусмотрено в январе 2017 года.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания о внесении изменений в документацию об Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Плацебо" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 17.01.2017 по делу N К-38/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 января 2017 г. N К-38/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был