Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления на проект федерального закона N 125702-7 "О внесении изменения в статью 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (о приведении в соответствие программ комплексного развития с генеральными планами), внесенный Правительством Российской Федерации

 

Досье на проект федерального закона

 

В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 11 апреля 2017 года (протокол N 40, п.109) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее - Комитет) рассмотрен проект федерального закона N 125702-7 "О внесении изменения в статью 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (о приведении в соответствие программ комплексного развития с генеральными планами) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.

Законопроектом предполагается дополнение статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрсК РФ) частью 5.4., предусматривающей норму о приведении в соответствие программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов генеральным планам соответствующих муниципальных образований в трехмесячный срок в случае, если в генеральные планы вышеуказанных муниципальных образований внесены изменения, предусматривающие строительство систем (объектов) коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры местного значения, которые не включены в соответствующие программы комплексного развития соответствующих муниципальных образований, или изменения наименования, основных характеристик, местоположения таких систем (объектов).

Указанное изменение ГрсК РФ позволит урегулировать вопрос о синхронизации документов о развитии инженерной инфраструктуры с документами территориального планирования поселений и городских округов.

Комитет в рамках своего ведения отмечает следующее.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления отнесены разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В пункте 23 статьи 1 ГрсК РФ дано определение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, согласно которому под такой программой понимаются документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В пунктах 27-28 статьи 1 ГрсК РФ даны соответствующие определения и программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры поселения, городского округа.

Таким образом, проектирование и строительство инженерных коммуникаций сетей газо-, водоснабжения и водоотведения, объектов социальной и транспортной инфраструктур соответственно должно осуществляться не произвольно, а в соответствии с программой, разработанной на основании генерального плана городского округа, и обеспечивающей согласование ее положений с соответствующими положениями федерального, межрегионального и регионального уровня.

Вместе с тем, следует отметить, что в части 7 статьи 26 ГрсК РФ указано, что в случае, если программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающие создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционные программы субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса принимаются после утверждения документов территориального планирования и предусматривают создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, но не предусмотренных указанными документами территориального планирования, в указанные документы территориального планирования в пятимесячный срок с даты утверждения таких программ и принятия таких решений вносятся соответствующие изменения.

Предлагаемая же законопроектом норма распространяется лишь на объекты местного значения и предусматривает приведение программ комплексного развития коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур в соответствие с документами территориального планирования (генеральными планами) поселений, городских округов в течение трех месяцев.

В данном случае представляется целесообразным уточнение нормы о синхронизации документов развития инженерной инфраструктуры и документов территориального планирования как на муниципальном, так и на федеральном и региональном уровнях управления (схем территориального планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с государственными программами Российской Федерации и программами социально-экономического развития субъектов Российской Федерации), что также позволит повысить эффективность реализации документов стратегического планирования, предусмотренных Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" на всех уровнях управления.

С учетом необходимости повышения качества как соответствующей документации, так и проводимых на местном уровне работ в соответствующих сферах строительства, актуализация в течение трех месяцев документов о развитии инженерной (коммунальной, социальной, транспортной) инфраструктуры в соответствии с изменениями в документах территориального планирования (генеральном плане) поселения, городского округа, предлагаемая проектируемой нормой законопроекта, представляется целесообразной и может способствовать устранению "документационного асинхронна" в указанной сфере.

На основе вышеизложенного в части вопросов своего ведения Комитет считает возможным поддержать концепцию законопроекта с учетом указанных предложений и рекомендовать Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.

 

Председатель Комитета

А.Н. Диденко

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.