Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "Эльбрус" (далее - Заявитель) на действия Администрации города Канаш Чувашской Республики (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по строительству автодороги "Аниш", инженерной инфраструктуры индустриального парка и реконструкции канализационных очистных сооружений в городе Канаш Чувашской Республики (номер извещения 0115300036217000006) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации в описании товаров, используемых при выполнении работ, установлены недействующие ГОСТ.
2. Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлены значения показателей товаров, противоречащие ГОСТ, а также несуществующие значения показателей товаров.
3. Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлены характеристики товаров, не соответствующие нормативным описаниям.
4. Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявок.
5. Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлены излишние требования к товарам.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 081 901 390 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 05.04.2017;
5) процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) аннулирована.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации в описании товаров, используемых при выполнении работ, установлены недействующие ГОСТ, а именно по товарам "Труба напорная", "Газорегуляторный пункт", "Комплект металлоконструкций барьерного ограждения".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Комиссией установлено, что в Техническом заданий Конкурсной документации при описании товаров "Труба напорная", "Газорегуляторный пункт", "Комплект металлоконструкций барьерного ограждения" установлены, в том числе, недействующие ГОСТ, а именно: ГОСТ Р 50838-95 "Трубы из полиэтилена для газопроводов. Технические условия", ГОСТ 5542-87 "Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения. Технические условия", ГОСТ Р 52134-2003 "Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия", ГОСТ Р 51163-98 "Покрытия термодиффузионные цинковые на крепежных и других мелких изделиях. Общие требования и методы контроля".
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования о соответствии товаров, используемых при выполнении работ, недействующим ГОСТ нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлены значения показателей товаров, противоречащие ГОСТ, а также несуществующие значения показателей товаров:
1) В Техническом задании Конкурсной документации установлены, в том числе следующие характеристики товара "Лента сигнальная": "Лента сигнальная с логотипом ГАЗ желтого цвета, длина не менее 250 п.м., ширина не менее 200 п.м., плотность не менее 50 мкм".
Согласно письменным пояснениям Заказчика, ширина товара "Лента сигнальная" должна быть не менее 200 мм. Вместе с тем, единица измерения плотности "мкм" указана верно.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлена ненадлежащая единица измерения ширины товара "Лента сигнальная", а именно "п.м.", вместо "мм".
2) В Техническом задании Конкурсной документации установлены, в том числе следующие характеристики товара "Камни бортовые": Камни бортовые БР 100.30.15 должны соответствовать ГОСТ 6665-91. Справочная массы не должна превышать 0,04 т".
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с ГОСТ 6665-91 марке БР 100.30.15 соответствует справочная масса 0,10 т.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлено значение показателя товара "Камни бортовые", противоречащее ГОСТ 6665-91.
3) В Техническом задании Конкурсной документации установлены, в том числе следующие характеристики товара "Бетон тяжелый": "Бетон тяжелый класс прочности на сжатие В15 должен соответствовать ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 8269.0-97, ГОСТ 30108-94. Марка бетона превышает: по морозостойкости F1200", "Бетон тяжелый класс прочности на сжатие не ниже В20 должен соответствовать ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 8269.0-97, ГОСТ 30108-94. Марка бетона превышает: по морозостойкости F1200".
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с ГОСТ 26633-2015 по показателям качества бетон подразделяют по морозостойкости:
на марки по первому базовому методу: F1 50, F1 75, F1 100, F1 150, F1 200, F1 300, F1 400, F1 500, F1 600, F1 800, F1 1000;
на марки по второму базовому методу: F2 100, F2 150, F2 200, F2 300, F2 400, F2 500.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлено значение показателя товара "Бетон тяжелый" F1200, не предусмотренное ГОСТ 26633-2015.
4) В Техническом задании Конкурсной документации установлены, в том числе следующие характеристики товара "Битумы нефтяные дорожные": "Битумы нефтяные дорожные БНД-60/90; БНД 90/130 в строгом соответствии с ГОСТ 22245. При 25°С (в пределах) - не менее 61 - не более 130".
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с ГОСТ 22245-90 значения "при 25°С (в пределах) - не менее 61 - не более 130" относятся к характеристике "глубина проникновения иглы, 0,1 мм".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации не установлена характеристика товара, к которой применяются значения "при 25°С (в пределах) - не менее 61 - не более 130".
5) В Техническом задании Конкурсной документации установлены, в том числе, следующие характеристики товара "Трубы стальные электросварные": Трубы стальные электросварные прямошовные (ГОСТ 10706-76)", "наружный диаметр пятьдесят семь миллиметров".
На заседании Комиссии установлено, что ГОСТ 10706-76 распространяется на прямошовные электросварные трубы общего назначения диаметром 478 - 1420 мм.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлены противоречивые требования в части установления соответствия товара "Трубы стальные электросварные" ГОСТ 10706-76 и указания наружного диаметра трубы, который не нормируется в соответствии с указанным ГОСТ.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлены, в том числе, следующие характеристики товаров, не соответствующие нормативному описанию:
- "Канализационный погружной насос без рубашки охлаждения", "Канализационный погружной насос с рубашкой охлаждения": Способ запуска: Прямой пуск. Подключение: ;
- "Погружная мешалка": Способ запуска: Прямой пуск. Подключение: Y.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что способ запуска - прямой пуск соответствует нормативному значению.
При этом, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявок, а именно: не установлено применение знаков ";", ",", в связи с чем, участнику Конкурса не представляется возможным определить, какие значения показателей необходимо представить участнику по следующим товарам:
- "Щебень": "фракция применяемого щебня должна быть свыше 10 до 20 мм; свыше 20 до 40 мм; свыше 40 до 70 мм";
- "Швеллер": "номер швеллера 16П; 18П", "номер швеллера 20П, 22; 24П".
Согласно письменным пояснениям Заказчика, на необходимость представления всех требуемых показателей, характеристик и прочих товаров указывает соединительный союз "и", используемый в том же значении союз "также".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Инструкцией по заполнению заявки на участие в Конкурсе, в том числе, установлено: "при представлении участнику в требованиях к показателям товаров права выбора между двумя и более наименованиями, сериями, марками, моделями, типами товаров, характеристиками, на что указывает разделительный союз "или" и использующийся в том же значении союз "либо", участник должен выбрать и предложить конкретный товар с конкретными, имеющимися у такого товара характеристиками, при этом не требуется указывать характеристики и показатели других из невыбранных перечисленных в задании наименований, серий, марок, моделей, типов товаров, характеристик".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что из положений Инструкции по заполнению заявок на участие в Конкурсе не представляется возможным однозначно определить, каким образом указываются характеристики товаров при использовании знаков ";", ",".
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлены излишние требования к товарам.
В Техническом задании Конкурсной документации установлены, в том числе, следующие характеристики товаров, предложение о качестве, технических характеристиках, функциональных и потребительских которых необходимо указать участнику в составе заявки:
- "Кольцо стеновое смотровых колодцев", "Плита перекрытия": объемом не более 0,4 м3 с расходом арматуры более 7,02 кг (серия 3.900.1-14), объемом не более 0,59 м3 с расходом арматуры более 19,88 кг (серия 3.900.1-14), объемом не более 0,27 м3 с расходом арматуры более 30 кг (серия 3.900.1-14) объемом не более 0,55 м3 с расходом арматуры более 49,65 кг (серия 3.900.1-14);
- "Камни бортовые": расход бетона (на одно изделие) не должен превосходить 0,016 м3;
- "Знаки дорожные": Коэффициент световозвращения (удельный коэффициент силы света) знаков со световозвращающей поверхностью - его минимальное значение при угле наблюдения = 20' должен быть не менее значений, указанных ниже, например и другие:
Угол освещения v (при H = 0°) 5°
Цвет элемента изображения знака
Белый, серебристый
Красный
Синий
Желтый
- "Геосинтетический материал - геотекстиль для фильтрации и (или) разделения": %. Прочность при растяжении, кН/м, в продольном/поперечном направлении 2 до 30. Относительное удлинение полотна при разрыве при максимальной нагрузке, %, должно составлять менее: вдоль 150, поперек 150. Коэффициент фильтрации, м/сут. (при Pa не меньше 2 кПа), 40 или выше;
- "Смесь песчано-гравийная природная": содержание зерен крупностью свыше 70 мм или менее 70 мм в соответствии с размером наибольшей крупности зерен гравия должно быть 0-15% по массе;
- "Установка комбинированной механической очистки": угол наклона шнековой выгрузки: не менее 40 градусов;
- "Станция приготовления рабочего раствора коагулянта и его дозирования": материал системы перемешивания: коррозионно-стойкая аустенитная сталь с низким содержанием углерода, содержанием хрома не менее 22%, содержанием никеля не менее 12%, содержанием марганца не менее 2,5%;
- "Станция приготовления рабочего раствора флокулянта и его дозирования": Материал системы перемешивания: коррозионно-стойкая аустенитная сталь с низким содержанием углерода, содержанием хрома не менее 22%, содержанием никеля не менее 12%, содержанием марганца не менее 2,5%;
- "Станция приготовления рабочего раствора дезинфектанта и его дозирования": Материал системы перемешивания: коррозионно-стойкая аустенитная сталь с низким содержанием углерода, содержанием хрома не менее 22%, содержанием никеля не менее 12%, содержанием марганца не менее 2,5%;
- "Система механического обезвоживания избыточного активного ила": Величина прозора (в зависимости от стадии): не более 3 мм/ не более 1,5 мм/ не более 0,5 мм.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные Законом о контрактной системе показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Также, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки являться производителем товара и (или) иметь товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, в наличии при подаче заявки для целей описания в составе заявки помимо сведений о самом товаре, также подробных сведений о процессе его технологического производства и компонентного состава.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 29.03.2017 по делу N ВП-92/17 в действиях Заказчика, выявлены следующие нарушения:
1) нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса;
2) нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащим образом порядка оценки заявок на участие в Конкурсе;
3) нарушение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении надлежащим образом в проекте государственного контракта объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
4) нарушение части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в том, что положения извещения о проведении Конкурса и Конкурсной документации не позволяют однозначно определить дату рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также в неправомерном объединении в один объект закупки выполнения строительных работ по трем объектам, технологически и функционально несвязанным друг с другом;
5) нарушение пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные Законом о контрактной системе показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров.
Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок на основании решения от 29.03.2017 по делу N ВП-92/17 выдано предписание Заказчику аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом "Эльбрус" обоснованной в части установления при описании товаров недействующих ГОСТ, установления значений показателей товаров, противоречащих ГОСТ, несуществующих значений показателей товаров, излишних требований к товарам, а также ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Конкурсе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, части 6 статьи 30, пунктов 1, 4, 9 части 1 статьи 50, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу от 29.03.2017 N ВП-92/17, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 29.03.2017 по делу N ВП-92/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
5. Передать материалы дела от 07.04.2017 N К-262/17 в части нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 4 настоящего решения соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 апреля 2017 г. N К-262/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был