Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 апреля 2017 г. N 03-15-05/19746
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Минфина России, по вопросу исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), и о перерасчете сумм страховых взносов, уплаченных индивидуальным предпринимателем за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для индивидуальных предпринимателей, исходя из их дохода, который заключается в следующем:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса;
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 430 Кодекса установлено, что фиксированный размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 430 плательщики страховых взносов, применяющие УСН, учитывают доход в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.
Таким образом, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.16 Кодекса, в этих случаях не учитываются.
С учетом вышеизложенного, и принимая во внимание то, что не все индивидуальные предприниматели ведут учет расходов, то формирование пенсионных прав, которые зависят от уплаты страховых взносов, не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей за тот или иной конкретный (налоговый) период (прибыль, убыток).
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, по вопросу о перерасчете и возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, следует обратиться в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указано, что в целях определения размера страхового взноса по ОПС за соответствующий расчетный период для ИП, применяющих УСН, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы в этих случаях не учитываются.
Поскольку не все ИП ведут учет расходов, то формирование пенсионных прав, которые зависят от уплаты страховых взносов, не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности ИП за тот или иной конкретный (налоговый) период (прибыль, убыток).
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 апреля 2017 г. N 03-15-05/19746
Текст письма официально опубликован не был