Распоряжение Правительства РФ от 10 мая 2017 г. N 892-р
Утвердить прилагаемую Стратегию развития акционерного общества "Российский экспортный центр" до 2019 года.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 10 мая 2017 г. N 892-р
Стратегия
развития акционерного общества
"Российский экспортный центр" до 2019 года
I. Общие положения
Стратегия развития акционерного общества "Российский экспортный центр" до 2019 года (далее - Стратегия) определяет основные направления, целевые индикаторы и показатели деятельности акционерного общества "Российский экспортный центр" (далее - Центр) на период до 2019 года.
Стратегия определяет роль Центра в государственной системе поддержки российского несырьевого экспорта (далее - экспорт), включает в себя основные мероприятия по поддержке и развитию экспорта, очередность и сроки их реализации, необходимые объемы работ для реализации, а также содержит целевые индикаторы и показатели деятельности Центра на 2017-2019 годы.
Стратегия синхронизирована с приоритетным направлением "Международная кооперация и экспорт" и является продолжением осуществления мер и решения задач, предусмотренных этим направлением.
II. Цель и задачи Стратегии
Целью Стратегии является поддержка и развитие экспорта путем участия Центра в государственной политике и создания эффективного единого института поддержки и развития экспорта на базе Центра (далее - единый институт).
Центр учрежден в качестве основной платформы для создания единого института, деятельность которого направлена на формирование общенациональной системы поддержки экспорта.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
развитие регуляторной среды, а также инфраструктуры осуществления экспорта для российских несырьевых экспортеров (далее - экспортеры);
сохранение и увеличение объема экспорта;
прямая поддержка экспортеров и российских инвесторов за рубежом, содействие в реализации проектов в областях экспорта;
повышение финансовой и правовой грамотности, формирование культуры экспорта в Российской Федерации в целях расширения потенциального круга экспортеров с особым фокусом на некрупных экспортерах;
формирование спроса на российские товары и услуги, работа с потребителями экспорта;
институциональное развитие Центра, в том числе внутренние организационные изменения, направленные на достижение высоких стандартов качества услуг и эффективности деятельности Центра как института развития, а также обеспечение финансовой устойчивости.
Для реализации обозначенных задач определены 3 следующие основные функции Центра:
оказание поддержки в рамках единого института, оказание финансовой (страховой, кредитной, гарантийной и иной) поддержки экспорта, предоставление нефинансовой поддержки экспортерам и экспортно ориентированным предприятиям (поиск партнеров, образовательные услуги, поддержка экспортных поставок, исследования и др.);
развитие агентской функции Правительства Российской Федерации в части поддержки экспорта, в том числе в качестве агента Правительства Российской Федерации по предоставлению субсидий и участию в исполнении отдельных государственных функций и оказании государственных услуг;
координация со стороны Центра приоритетного направления "Развитие международной кооперации и экспорта", которое предполагает реализацию государственных задач в рамках поддержки и развития экспорта и направлено на снятие внутренних регуляторных и институциональных ограничений для экспортно ориентированных компаний, координация усилий участников для достижения поставленных целей, участие в совершенствовании и оптимизации нормативно-правовой базы, снятие административных барьеров и развитие экспортной среды.
Центр путем оказания комплекса услуг в рамках единого института дополняет существующие на рынке предложения для максимальной реализации потенциала экспорта, в том числе:
оказывает финансовую (кредитную, страховую, гарантийную и иную) поддержку, дополняет рыночное предложение в тех областях, где поддержка наиболее востребована со стороны экспортеров. При этом финансовая поддержка направлена на выравнивание ставок и условий финансирования экспортеров до уровня, предоставляемого иностранными банками, а также на формирование конкурентоспособных условий финансирования на международной арене с участием экспортного кредитного агентства;
предоставляет нефинансовую поддержку экспортерам и экспортно ориентированным предприятиям, сотрудничает с рыночными игроками, но не вступает с ними в конкуренцию.
При этом нефинансовая поддержка направлена на дополнение рыночного предложения в тех областях, где поддержка наиболее востребована со стороны экспортеров (по итогам исследования - это начальные этапы экспортного цикла), а услуги в данном сегменте не предоставляются коммерческими компаниями или предоставляются по высокой стоимости (для экспортеров).
Все меры поддержки доступны для любой категории потенциальных получателей поддержки с учетом их потребностей.
Нефинансовая поддержка в большей степени ориентирована на некрупные компании, а финансовая поддержка - на более крупных получателей поддержки. Операции блока финансовой поддержки безубыточны, тогда как направление нефинансовой поддержки имеет потенциал только частично покрывать операционные затраты путем предоставления услуг на платной основе.
При этом операционная модель нефинансовой поддержки включает аутсорсинг части услуг на внешний рынок, предполагая развитие собственных компетенций в наиболее значимых областях поддержки экспорта (начальные этапы экспортного цикла), а также там, где существенно ограничено рыночное предложение услуг.
Помимо направлений финансовой и нефинансовой поддержки Стратегия предполагает реализацию портфеля специальных проектов - новых и инновационных инструментов поддержки экспортеров.
Реализация агентской функции по предоставлению субсидий и участие в выполнении отдельных государственных функций включает в себя следующие направления и функции:
компенсация коммерческим банкам недополученных доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки экспорта;
компенсация затрат на сертификацию и омологацию;
компенсация затрат на логистику;
компенсация затрат на регистрацию на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности;
финансирование части затрат, связанных с продвижением высокотехнологичной, инновационной и иной продукции (услуг) на внешние рынки;
финансирование части затрат на повышение узнаваемости известных российских брендов и российской продукции за рубежом;
проведение экспертизы в целях выдачи лицензий на осуществление экспортных операций.
В дальнейшем планируется расширить перечень предоставляемых государственных услуг, а также проработать новые виды субсидий для экспортеров. Целесообразно рассмотреть передачу отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти, в том числе по предоставлению субсидий, на исполнение Центру в качестве государственного агента.
Также в рамках реализации Стратегии и приоритетного направления "Международная кооперация и экспорт", утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Центр реализует следующие задачи в рамках своей компетенции:
подготавливает во взаимодействии с органами государственной власти и представителями деловых ассоциаций (союзов) предложения относительно совершенствования работы по поддержке экспорта, определения приоритетных направлений поддержки экспорта, разработки проектов нормативных правовых актов в сфере его поддержки и направляет такие предложения в Правительство Российской Федерации с оценкой финансовых ресурсов, необходимых для осуществления предлагаемых подходов;
участвует в работе по формированию позиции Российской Федерации в случае подготовки Евразийской экономической комиссией решений по вопросам поддержки экспорта;
анализирует практику поддержки экспорта за рубежом с целью выявления наиболее эффективных методик и инструментов его поддержки;
принимает меры в пределах своих полномочий по обеспечению благоприятных условий для экспорта за рубежом, содействует адаптации продукции требованиям внешних рынков, в том числе для экспорта, осуществляемого субъектами малого и среднего предпринимательства;
оказывает информационное, маркетинговое и методологическое содействие субъектам Российской Федерации, региональным организациям, оказывающим содействие экспорту, по вопросам поддержки экспорта;
участвует в организации деятельности торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, в том числе в формировании методологической основы их деятельности, определении критериев оценки эффективности их деятельности и осуществлении мониторинга за их деятельностью;
оказывает методологическое содействие деятельности зарубежных представительств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также государственных корпораций, государственных компаний, деловых ассоциаций (союзов) по вопросам поддержки экспорта;
содействует включению дополнительных системных мер, направленных на поддержку экспорта в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности";
участвует в реализации государственной политики в области развития и поддержки экспорта, в том числе оказывает содействие выполнению международных, государственных и иных проектов, предусматривающих осуществление экспорта;
участвует в подготовке нормативных правовых актов по вопросам развития и поддержки экспорта.
III. Мероприятия Стратегии, целевые индикаторы и показатели ее реализации
Реализации Стратегии осуществляется в 2017-2019 годах. Стратегия обеспечивает ключевые потребности экспортеров на всех этапах экспортного цикла и описывает основные инструменты поддержки экспортеров и экспортно ориентированных предприятий.
Целевые индикаторы и показатели Стратегии соотносятся с целевыми индикаторами и показателями приоритетного проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" приоритетного направления "Международная кооперация и экспорт". Целевые индикаторы и показатели Стратегии приведены в приложении N 1.
Мероприятия Стратегии сгруппированы по следующим видам деятельности Центра:
развитие портфеля финансовых продуктов;
развитие портфеля нефинансовых продуктов;
расширение международного присутствия;
развитие региональной сети представительств;
развитие удаленного канала (онлайн-канала) взаимодействия с получателями поддержки;
внедрение новых и инновационных инструментов поддержки экспортеров.
Мероприятия по развитию портфеля финансовых продуктов направлены на создание Центром комплекса мер и инструментов финансовой поддержки экспорта, обеспечивающих необходимые условия для повышения привлекательности российской продукции (товаров, услуг) с учетом всех ограничений, включая исключение риска проведения антидемпинговых расследований, а также соблюдение правил и норм, нацеленных на нераспространение террористических угроз и соблюдение экологических стандартов.
Также Центр принимает участие в обеспечении финансовой и гарантийной поддержки реализации товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, произведенных на территориях иностранных государств, при наличии доли российских компонентов в указанных товарах (работах, услугах), результатах интеллектуальной деятельности, а также реализации инвестиционных проектов за рубежом.
В целях обмена передовой практикой и развития диалога с другими странами представители Центра на постоянной основе взаимодействуют с Организацией экономического сотрудничества и развития и другими международными организациями.
Центр взаимодействует с экспортно-импортными банками, финансовыми организациями, международными организациями развития, корпорациями и институтами развития зарубежных стран и принимает участие в реализации международными организациями проектов на территории Российской Федерации и за рубежом.
Центр участвует в реализации федеральных целевых программ, программ субъектов Российской Федерации и государственных инвестиционных программ по государственной поддержке экспорта, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также в проектах, реализуемых Российской Федерацией в рамках содействия международному развитию.
Финансовая поддержка Центра условно разделяется на 2 магистральных направления:
страховая и гарантийная поддержка;
кредитная поддержка.
Цель страховой поддержки экспортеров - развитие экспортной деятельности и создание условий для упрощения доступа российских предприятий-экспортеров на международные товарные рынки. Деятельность реализуется с помощью инструментария страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков. Базовым условием реализации страховой поддержки экспортеров является гарантия Российской Федерации, предоставляемая в обеспечение экспортных кредитов и инвестиций, при этом страховая емкость не может превышать размер государственной гарантии. При наращивании масштабов деятельности (увеличении портфеля) необходимо заблаговременно проработать совместно с Министерством финансов Российской Федерации вопрос о расширении размера государственной гарантии.
Осуществление с помощью этого обеспечения страховой поддержки позволяет коммерческим банкам предоставлять финансирование экспортерам без увеличения стоимости заемных средств на специфические риски.
Деятельность Центра по страховой поддержке обеспечивает снижение рисков экспортеров и инвесторов при выходе на международные рынки посредством страхования ответственности иностранных покупателей или обязательств стран - реципиентов российских инвестиций.
Для развития системы экспортного кредитования в Российской Федерации необходимо формирование и развитие механизма снижения влияния на требования банков по обслуживанию активов (в любой валюте), в отношении которых заключены договоры экспортного страхования (вплоть до 0 в соответствии с общепринятыми международными стандартами и практикой), а также механизма расширения эксперимента по предоставлению кредитов Центрального банка Российской Федерации, обеспеченных залогом прав требования по кредитным договорам, обеспеченным договорами страхования акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", в части сроков, рефинансирования валют и снижения ставки до 6,5 процента годовых (в рублях).
В рамках этого магистрального направления Центр производит страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков экспортеров и российских инвесторов, осуществляющих инвестиции за пределами территории Российской Федерации, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, российских и иностранных кредитных организаций, осуществляющих кредитование соответствующих сделок, а также иных организаций, оказывающих финансовую поддержку указанным лицам, осуществляет деятельность по перестрахованию с участием российских страховщиков, российских перестраховщиков, иностранных страховщиков, иностранных перестраховщиков и (или) экспортно-кредитных агентств.
В рамках этого магистрального направления в части кредитной поддержки задачей Центра является максимизация привлечения коммерческого финансирования в экспортные проекты. В связи с этим Центр предоставляет долговое финансирование получателям поддержки как напрямую, так и через коммерческие банки-партнеры. Основной целью долгового финансирования как инструмента поддержки экспорта является развитие займов для иностранных импортеров (зарубежных покупателей продукции экспортеров) и банков-импортеров.
Важнейшим элементом формирования системы экспортного долгового финансирования в Российской Федерации является система стимулов для коммерческого сектора, позволяющая избежать прямого использования государственных средств.
Ключевыми элементами системы стимулирования со стороны государственных регуляторов, профильных институтов и ведомств, утвержденными в рамках паспорта приоритетного проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта", являются:
расширение и улучшение параметров программы Центрального банка Российской Федерации по льготному рефинансированию коммерческих банков;
нормативы Центрального банка Российской Федерации по резервам для коммерческих банков, позволяющие учитывать кредиты с минимальной нагрузкой на капитал;
программа льготного финансирования (через особые механизмы компенсации недополученных доходов по процентным ставкам) для коммерческих банков.
В рамках своей деятельности в области финансовой поддержки экспорта Центр взаимодействует с экспортерами, предприятиями, создающими экспортно ориентированные производства товаров (работ, услуг), предприятиями, участвующими в экспортно ориентированных цепочках создания стоимости товаров (работ, услуг), банками-партнерами, импортерами, брокерами и финансовыми консультантами, иностранными коммерческими страховыми компаниями, а также с экспортно-кредитными агентствами и экспортно-импортными банками.
Мероприятия по развитию нефинансовой поддержки направлены на решение таких задач преимущественно начального этапа экспортного цикла, как информирование и диагностика, планирование экспорта, поиск партнеров - потенциальных клиентов за рубежом.
Центр формирует предложение (каталог продуктов) с максимальной стандартизацией каждого продукта и повышением доли продуктов (услуг), предоставляемых онлайн.
Центру необходимо обеспечивать нефинансовую поддержку в рамках следующих комплексов продуктов:
исследования - комплекс аналитико-информационных продуктов для участников внешнеэкономической деятельности;
поиск партнеров - комплекс продуктов, позволяющих реализовать стратегию выхода на новый (целевой) рынок;
информационно-образовательный блок - образовательные материалы и услуги по направлению повышения грамотности в сфере ведения внешнеэкономической деятельности;
поддержка экспортных поставок - блок продуктов, покрывающих непосредственно стадию сопровождения реализации экспортных контрактов, продвижение отечественной экспортной продукции за рубежом - маркетинговое и рекламное сопровождение экспортеров.
В Стратегии предполагается, что часть продуктов исполняется субподрядчиками и партнерами Центра. При этом часть расходов будет перекладываться на экспортеров. Контроль качества услуг, предоставляемых через партнеров и подрядчиков, а также при отборе и оценке провайдеров услуг, будет осуществляться специализированным единым центром аккредитации.
Задачами единого центра аккредитации являются отбор, аккредитация и регулярная оценка деятельности партнеров Центра в части исполнения нефинансовых продуктов, а также аккредитация внешних и внутренних партнеров. Более 75 процентов стран, где планируется присутствие Центра, в 2018 году будут представлены иностранными торговыми агентами.
Собственные компетенции Центра выстроены в наиболее востребованных направлениях ранних этапов экспортного цикла, а также там, где отсутствует рыночное предложение.
Для обеспечения эффективной деятельности по поддержке экспорта необходимо присутствие Центра за рубежом, которое будет обеспечено путем развития международной сети и ее расширения. Сведения о количестве точек международного присутствия, созданных в рамках Стратегии, приведены в приложении N 2.
В рамках этого мероприятия форматы зарубежного присутствия Центра подразделяются на владение и управление собственной инфраструктурой в странах присутствия (собственные, смешанные и партнерские форматы) и на число предлагаемых услуг (оказание услуг аренды офиса, шоу-рума и складских площадей на территории страны, функции сбора информации об экспортных рынках и др.)
Собственная международная сеть Центра представлена 3 форматами - представительство Центра, торговый дом, реализуемый совместно с экспортером на принципах государственно-частного партнерства, и торговый дом с возможными дополнительными элементами инфраструктуры, например, логистическими складами, которые отличаются набором предоставляемых услуг. Каждый из форматов партнерской сети Центра (сети торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах (далее - торговые представительства), торговые агенты) используется в соответствии с возможностями и ограничениями стран, а также в соответствии с уровнем готовности партнерских организаций к взаимодействию. Кроме того, возможно одновременное использование в одной стране нескольких форматов (собственный и партнерский) при обеспечении четкого разделения отраслей, регионов и функций, охватываемых каждым торговым представительством в этой стране.
Все собственные представительства Центра должны участвовать в мониторинге страновых рисков проектов, поддержанных Центром, а также рисков контрагентов.
Партнерский формат призван решить задачу быстрого расширения поддержки экспортеров за рубежом на всех этапах экспортного цикла (преимущественно поиск партнеров). Торговые агенты смогут стать основой партнерского формата с точки зрения охвата международного присутствия.
Стратегия предполагает системную проработку вопроса о сотрудничестве с сетью торговых представительств. При этом формат взаимодействия с торговыми представительствами будет соответствовать государственной политике Российской Федерации по отношению к торговым представительствам. Сотрудники Центра в торговых представительствах будут нести ответственность за направление, связанное с клиентской работой и сопровождением экспортных проектов, в то время как другие функции торговых представительств по экономическому сопровождению интересов Российской Федерации в странах присутствия, не связанные непосредственно с поддержкой экспорта, будут выполняться ресурсами торговых представительств.
Организация системного взаимодействия с торговыми представительствами также предполагает передачу функций нескольких торговых представительств (пилотный проект), связанных с продвижением экспорта, в управление Центра. Целью пилотного проекта является увеличение объемов экспорта, ведение торговых переговоров и поиск партнеров. По результатам первого года работы Правительством Российской Федерации с участием Центра будет рассмотрен вопрос о масштабировании опыта, полученного в ходе реализации пилотного проекта.
В периметр международного присутствия Центра до 2018 года входят 12 стран для создания и развития собственных торговых представительств.
В результате объем экспорта через собственные торговые представительства и сеть торговых агентов может составить до 6,5 процента общего объема экспорта.
В целях обеспечения максимального охвата экспортеров Стратегией запланировано мероприятие по развитию сети региональных представительств Центра в Российской Федерации. Географическая удаленность и концентрация экспортно ориентированных предприятий в разных регионах Российской Федерации не позволяют выстраивать оперативное взаимодействие между головным офисом Центра и клиентами. Также региональные представительства позволят снизить загрузку подразделения головного офиса Центра по взаимодействию с клиентами, через которое ранее проходили все заявки от клиентов, за счет обработки заявок на местах, что увеличит скорость их обработки.
Центр создает точки своего присутствия на основе инфраструктуры ликвидированных органов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдававших лицензии на экспортную деятельность по отдельным товарным группам, и центров поддержки экспорта или их аналогов, а также отделений объединений предпринимательства (Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийская общественная организация "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийская общественная организация "Деловая Россия").
Для повышения доступности поддержки экспорта для экспортно ориентированных организаций, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, Центр заключает соглашения о взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и учрежденными ими организациями, оказывающими содействие экспорту.
Центр, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, организации, оказывающие содействие экспорту, осуществляют меры, направленные на поддержку и развитие экспортно ориентированных региональных предприятий и организаций. На начало 2017 года функционирует головной офис Центра в г. Москве, а также 11 собственных торговых представительств функционируют в субъектах Российской Федерации.
До конца 2019 года планируется обеспечить не менее 40 точек присутствия в 30 субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (из них в формате собственного представительства, филиала в субъектах Российской Федерации, выполняющих часть функций Центра и представляющих интересы Центра на определенной территории Центра, - 16 точек). Сведения о количестве точек регионального присутствия, созданных в рамках Стратегии, приведены в приложении N 3.
Вовлечение центров поддержки экспорта в единую систему поддержки экспорта будет осуществлено через их оценку Центром на основе экспортного стандарта, разработанного Центром.
Для партнерских организаций (Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийская общественная организация "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийская общественная организация "Деловая Россия" и коммерческие банки) необходимо разработать систему взаимодействия, основанную на количестве и качестве переданных в Центр заявок экспортеров на получение нефинансовой и финансовой поддержки. При этом статус партнерства будет подтверждаться единым центром аккредитации.
В рамках мероприятий Стратегии планируется представление Центра в субъектах Российской Федерации в следующих форматах:
собственные представительства;
аккредитованные субъекты инфраструктуры, реализующие программу поддержки экспорта Центра (центры поддержки экспорта, представительства региональных торгово-промышленных палат, банки-партнеры);
партнерские субъекты инфраструктуры (в состав которых входят центры поддержки экспорта, не аккредитованные Центром, - Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийская общественная организация "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийская общественная организация "Деловая Россия" и др.);
субъекты Российской Федерации, совместно с которыми реализуется стандарт экспортной деятельности, формируемый в рамках реализации приоритетного проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта".
Выполнение мероприятий по развитию удаленного канала взаимодействия с получателями поддержки обеспечит значительное увеличение охвата поддержки, повысит скорость взаимодействия и оказания услуг. Данный канал (онлайн-канал) взаимодействия нацелен преимущественно на некрупных клиентов. Работа онлайн-канала будет реализована в таких ключевых направлениях, как оказание услуг и взаимодействие с клиентами.
По направлению финансовой поддержки Стратегия предусматривает:
выведение документооборота по ряду продуктов онлайн, создание интерфейса формирования заявки;
создание личного кабинета для отслеживания статуса реализуемых услуг;
обеспечение выдачи (оплаты) онлайн финансовых продуктов.
По направлению нефинансовой поддержки Стратегия предусматривает возможность появления функций и наделения полномочиями Центра для реализации более 30 продуктов:
информационно-образовательный блок (очные и дистанционные программы обучения, учебные материалы и др.);
исследования (типовой отраслевой анализ, интерактивная карта с данными об экспорте, торговая статистика и др.);
поиск партнеров (база зарубежных тендеров, база зарубежных отраслевых выставок, шаблоны маркетинговых материалов);
поддержка экспортных поставок (типовые формы контрактов, материалы по экспортным процедурам, база аккредитованных логистических компаний).
В дополнение к поддержке экспорта посредством реализации финансовых и нефинансовых мер Центр для достижения дополнительных результатов реализует следующие специальные проекты:
реализация образовательного проекта (школы экспорта);
формирование условий для экспорта продукции субъектов малого и среднего предпринимательства по каналам электронной торговли;
продвижение продукции и брендов российских компаний;
поддержка высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения оборонно-промышленного комплекса.
Специальный образовательный проект "Школа экспорта" направлен на обучение начинающих компаний-экспортеров основам ведения экспортной деятельности с помощью создания двух уровней образовательной системы:
повышение квалификации корпуса региональных тренеров (представителей Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, аккредитованных партнеров, банков-партнеров и государственных служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации);
обучение региональными тренерами представителей некрупных предприятий в регионах.
В рамках специального образовательного проекта "Школа экспорта" предусмотрено заключение партнерства с ведущими вузами Российской Федерации для совместной разработки и реализации образовательных программ. Помимо обучения основам экспортной деятельности образовательная программа включает в себя обучение Центром в рамках собственных разработанных программ и создание онлайн учебных материалов для некрупных экспортеров. Запуск дистанционного модуля обучения во втором полугодии 2017 г. позволит охватить до 6000 экспортеров дистанционно в 2019 году, при этом очная программа обучения обеспечит охват 4000 слушателей в 2019 году.
Специальный проект "Формирование условий для экспорта продукции субъектов малого и среднего предпринимательства по каналам электронной торговли" направлен на создание технологической экосистемы для вывода компаний на экспорт по каналам электронной торговли, что охватывает совокупность сервисов, технологической инфраструктуры и нормативной базы.
Ключевыми задачами этого специального проекта являются:
повышение уровня образованности производителей в области онлайн-торговли;
расширение числа каналов онлайн-сбыта российской продукции;
снятие барьеров, препятствующих расширению участия российских экспортеров в международной онлайн-торговле;
повышение осведомленности зарубежных потребителей о российской продукции;
создание и внедрение базы данных продуктов экспортеров для дальнейшего продвижения на российских и зарубежных торговых площадках.
В результате реализации указанного специального проекта более 5000 компаний смогут осуществлять экспорт по каналам электронной торговли в 2019 году, в совокупности экспортируя продукцию на сумму более чем 100 млн долларов США при более 2 млн транзакций.
Специальный проект "Продвижение продукции и брендов российских компаний" направлен на повышение узнаваемости российских брендов и российской продукции за рубежом, в том числе через продвижение брендов "Экспортные страновые бренды России", в том числе "Сделано в России".
Реализация этого специального проекта включает в себя решение следующих задач:
создание, регистрация и продвижение бренда "Сделано в России" в выбранных странах и регионах. Указанный бренд призван стать зонтичным брендом Российской Федерации, что будет обеспечено за счет реализации стратегии расширения бренда, заключающейся в выпуске под данной маркой на внешние рынки множества групп российских товаров или товарных категорий.
анализ и построение долгосрочного стратегического маркетингового планирования, в том числе определение рынков сбыта и выявление ожидания потребителей, своевременная коррекция восприятия бренда;
взаимодействие с российскими средствами массовой информации за рубежом;
проведение пиар- и рекламных кампаний экспорта в иностранных средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (с учетом приоритетных стран);
создание внешней благоприятной маркетинговой среды для продвижения российских экспортных брендов, в том числе сегмента некрупных экспортеров;
представление страны-производителя при участии экспортеров в бизнес-миссиях и выставочно-ярмарочной деятельности.
В результате реализации указанного специального проекта в 2019 году будет увеличено число узнаваемых российских видов продукции на 150 видов, представленных 400 экспортерами из Российской Федерации.
Реализация специального проекта "Поддержка экспорта высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения оборонно-промышленного комплекса" включает в себя решение следующих задач:
анализ и стимулирование спроса за рубежом на российскую высокотехнологичную продукцию гражданского и двойного назначения, производимую организациями оборонно-промышленного комплекса;
обеспечение партнерства с ключевыми ассоциациями и объединениями предприятий оборонно-промышленного комплекса;
реализация мер поддержки компаний оборонно-промышленного комплекса по выводу производимой ими продукции гражданского и двойного назначения на внешние рынки (в том числе формирование перечня приоритетных направлений и компаний, заключение соглашений, оказание поддержки и др.);
реализация мероприятий по стимулированию экспортной деятельности компаний оборонно-промышленного комплекса (в том числе помощь и обеспечение участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях и бизнес-миссиях, проведение обучающих семинаров и тренингов).
В результате реализации специального проекта будет увеличен объем экспорта высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения оборонно-промышленного комплекса, а объем экспорта, поддержанного Центром, составит 2 млрд долларов США в 2019 году.
IV. Институциональное развитие Центра
Архитектура системы организационного развития Центра предполагает минимальное количество уровней управления и характеризуется расширенными нормами управляемости для руководителей. Сотрудники Центра обладают широкими полномочиями по принятию решений, что предполагает повышенный уровень ответственности за результаты деятельности.
Стратегией предусматривается раздробление на отдельные элементы стратегических планов компании до индивидуальных показателей эффективности и результативности сотрудников (с охватом 100 процентов сотрудников Центра). Мониторинг исполнения целевых показателей осуществляется в рамках квартальных и годовых оценок. Система мотивации направлена на повышение эффективности Стратегии, поощрение инициатив и разработку новых идей и предложений, а также на обеспечение конкурентоспособного уровня оплаты труда.
В целях обеспечения преемственности экспертизы Центр развивает и накапливает собственную базу знаний. Центр обеспечивает непрерывное обучение и развитие сотрудников, позволяющее в максимально короткие сроки адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию на мировых рынках, смену тенденций и приоритетов развития для эффективной реализации Стратегии.
В целях тесного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и институтами развития, расширения агентской функции Центр проводит интеграцию с внешними системами государственных институтов и банков.
Выполнение роли Центра как штаба приоритетного направления "Международная кооперация и экспорт" и реализация портфелей проектов, а также создание в корпоративном контуре Центра проектного офиса поддерживаются с помощью создания проектного портала с доступом внешних и внутренних участников проектов.
Обеспечение операционной и финансовой устойчивости осуществляется за счет внедрения специальных инструментов по управлению рисками, развития обеспечивающих систем и реализации сквозной аналитики по всем накопленным структурированным и неструктурированным данным.
Единое информационное пространство Центра реализуется за счет:
сквозной автоматизации бизнес-процессов и тесной интеграции приложений;
единого электронного архива документов и общих информационных ресурсов;
внедрения системы управленческой и аналитической отчетности.
В связи с расширением регионального и международного присутствия Центр создает для удаленных представительств Центра IT-возможности работы в единой информационной среде (внутренняя телефония, общие информационные ресурсы, использование единых централизованных IТ-систем).
Исходя из увеличения объема операций и обрабатываемых данных, создания внешних IT-сервисов, внедрения новых и развития существующих IT-систем, Центр создает единую отказоустойчивую защищенную и масштабируемую IT-платформу в области инфраструктуры, позволяющую централизовать IТ-сервисы и реализовывать текущие и будущие бизнес-задачи Центра с оптимальным уровнем затрат на эксплуатацию и сопровождение.
Финансово-экономическая модель Стратегии деятельности Центра основана:
на наличии высокого уровня собственной финансовой устойчивости и платежеспособности, а также государственных гарантий по страховым и гарантийным обязательствам;
на наличии собственного капитала, а также формируемых в рамках основной деятельности финансовых резервов (собственные финансовые ресурсы размещаются в высоколиквидные активы);
на применении интегрированной системы управления рисками в соответствии с передовыми мировыми практиками.
Механизм фондирования, обеспечивающий возможность оказания долговой поддержки на привлекательных условиях, основан на следующих принципах:
дешевое долгосрочное фондирование со стороны государства;
рыночное фондирование (в том числе при гарантийной поддержке со стороны государства);
использование специального механизма государственного субсидирования процентных ставок по предоставляемым в рамках финансовой поддержки экспорта займам, а также по сделкам, реализуемым в рамках синдикатов;
использование в отдельных случаях в качестве источника фондирования средств собственного капитала.
Может быть рассмотрена возможность привлечения средств иных источников.
Самофинансируемость финансовой поддержки экспорта основана на следующих принципах:
обеспечение сбалансированного финансирования текущих операционных расходов на осуществление финансовой поддержки за счет доходов от финансовой поддержки экспорта;
обеспечение безубыточности в долгосрочной перспективе посредством тарификации услуг по финансовой поддержке.
Субсидирование нефинансовой поддержки экспорта и специальных проектов по поддержке некрупных экспортеров в рамках Стратегии основано на следующих базовых принципах:
операционные расходы на осуществление нефинансовой поддержки экспорта, а также на реализацию специальных программ финансовой поддержки некрупных экспортеров частично субсидируются иными доходами;
собственные источники дохода обеспечивают финансирование текущих расходов в рамках реализуемой деятельности по оказанию финансовой и нефинансовой поддержки экспорта;
реализация отдельных масштабных и дополнительных спецпроектов может потребовать дополнительного бюджетного финансирования;
целевая организационно-правовая форма Центра как единой организации предоставляет возможность наиболее полной и эффективной реализации базовых принципов.
Также Центр ведет активную работу по популяризации и развитию положительного имиджа Российской Федерации и российской продукции на международных рынках. Основы деятельности в этом направлении заложены в работе с целевой аудиторией Центра, в том числе:
расширение каналов коммуникационного взаимодействия с сегментами целевой аудитории (информационные сообщения и прямая реклама), развитие социальных сетей на основных языках общения, федеральных периодических изданий, специализированных бизнес-изданий, вирусных медиаконтентов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", адресных рассылок информации по электронной почте, а также взаимодействие с региональными сегментами целевой аудитории посредством популярных в регионах печатных периодических и интернет-изданий;
расширение списка узнаваемых представителей Центра и лидеров мнений;
распространение информации о клиентах, обратившихся за помощью в Центр и добившихся успеха;
реклама актуальных продуктов нефинансовой поддержки, а также финансовых продуктов Центра;
проведение социальной рекламы экспортной деятельности;
выпуск периодических специализированных изданий на русском и иностранных языках.
Приоритетной является работа с крупными и средними компаниями-лидерами в области экспорта.
Особое внимание уделяется массовости, передаче установки, что экспорт - это выгодно и доступно. Также осуществляется продвижение экспорта и экспортной деятельности как отдельной тематики.
Центр оказывает содействие продвижению за рубежом экспортируемой продукции, включая поддержку выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, рекламных и информационных мероприятий, во взаимодействии с уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Центр отвечает за формирование и продвижение экспортного имиджа экспорта, а также за его позиционирование на внешних рынках.
В целях повышения эффективности взаимодействия между экспортерами и органами государственной власти, выработки согласованных подходов к государственной политике в сфере поддержки экспорта, выявления и устранения недостатков системы поддержки экспорта, содействия кооперации экспортеров, производителей продукции и повышения конкурентоспособности экспортируемой продукции Центр обеспечивает проведение ежегодного всероссийского экспортного форума, а также ежегодной премии для российских экспортеров.
Центр совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации организовывает региональные или межрегиональные экспортные форумы.
V. Ресурсное обеспечение Стратегии
При реализации Стратегии расходы на обеспечение текущей деятельности Центра будут преимущественно покрываться существующими источниками доходов. При этом ключевые статьи расходов - административно-хозяйственные расходы (в основном на оплату труда, арену# помещений) и затраты на деятельность региональной и международной сети Центра.
Помимо текущей деятельности Центр реализует проекты, направленные на развитие инструментов поддержки. Эти проекты не имеют доходных статей, поэтому их реализация потребует дополнительного бюджетного финансирования.
VI. Порядок формирования и реализации Стратегии
Стратегия объединяет мероприятия, реализуемые в соответствии с планом мероприятий Стратегии, утвержденной советом директоров Центра, а также в соответствии с приоритетным направлением "Международная кооперация и экспорт", и мероприятия по реализации полномочий в установленной сфере деятельности (поддержка экспорта), исполнение которых возложено на Центр.
Для реализации отдельных направлений стратегии Центра, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями вносить изменения в Стратегию.
VII. Результаты реализации Стратегии
Реализация Стратегии позволит к 2019 году завершить этап формирования комплекса базовых мер и единого института в Российской Федерации. Уже к 2019 году планируется:
увеличение объемов поддержанного экспорта и количества экспортирующих компаний, получивших поддержку;
увеличение объема оказанных услуг действующим, потенциальным и новым экспортерам, экспортно ориентированным компаниям, в том числе предоставление программ обучения основам экспорта;
расширение мер поддержки за счет развития портфеля финансовых продуктов (мер финансовой поддержки) в соответствии с лучшими мировыми практиками, а также разработки и внедрения продуктов нефинансовой поддержки;
увеличение количества удаленных каналов взаимодействия и доступности предлагаемых услуг путем увеличения количества точек присутствия в регионах Российской Федерации и мире;
повышение степени узнаваемости российской продукции.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Стратегии развития
акционерного общества
"Российский экспортный центр"
до 2019 года
Целевые индикаторы и показатели
Стратегии развития акционерного общества "Российский экспортный центр" до 2019 года
(по состоянию на конец года)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Стратегии развития
акционерного общества
"Российский экспортный центр"
до 2019 года
Сведения
о количестве точек международного присутствия, созданных в рамках реализации Стратегии развития акционерного общества "Российский экспортный центр" до 2019 года
(накопленным итогом по состоянию на конец года)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к Стратегии развития
акционерного общества
"Российский экспортный центр"
до 2019 года
Сведения
о количестве точек регионального присутствия, созданных в рамках реализации Стратегии развития акционерного общества "Российский экспортный центр" до 2019 года
(накопленным итогом по состоянию на конец года)
|
Наименование индикатора |
Единица измерения |
2017-2019 годы - всего |
В том числе |
||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
||||
1. |
Количество точек присутствия в субъектах Российской Федерации* |
единиц |
40/30 |
30/20 |
35/25 |
40/30 |
2. |
Собственные региональные форматы присутствия акционерного общества "Российский экспортный центр" |
единиц |
16 |
16 |
16 |
16 |
3. |
Аккредитованные субъекты инфраструктуры акционерного общества "Российский экспортный центр" |
единиц |
28 |
22 |
28 |
28 |
______________________________
* В соответствии с паспортом приоритетного проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства РФ от 10 мая 2017 г. N 892-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 16 мая 2017 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 мая 2017 г. N 21 ст. 3038
Постановлением Правительства России от 29 июня 2019 г. N 838 настоящий документ признан утратившим силу с 10 июля 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 3 октября 2018 г. N 1183
Изменения вступают в силу с 13 октября 2018 г.