Решение Экономического Суда СНГ от 3 апреля 2017 г. N 01-1/4-16 "О толковании части первой статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года"

Решение Экономического Суда СНГ от 3 апреля 2017 г. N 01-1/4-16
"О толковании части первой статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года"

 

Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:

председательствующего - Председателя Экономического Суда СНГ Каменковой Л.Э.,

судьи Экономического Суда СНГ Нагорной Э.Н.,

при секретаре судебного заседания Равич А.В.,

с участием Генерального советника Экономического Суда СНГ Логинова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Координационного совета Международного союза "Содружество общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств" о толковании части первой статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года, установил:

Координационный совет Международного союза "Содружество общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств" (далее - Координационный совет) обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств (далее - Экономический Суд СНГ, Экономический Суд, Суд) с запросом о толковании части первой статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 года, Соглашение).

Основанием для запроса Координационного совета послужило обращение Кушнирова В.В., проходившего службу в 1994 - 2000 годах в органах внутренних дел Республики Казахстан, в 2000 - 2012 годах - в органах налоговой (финансовой) полиции Республики Казахстан (всего 19 лет 7 месяцев 13 дней, с учетом льготной выслуги), а затем в 2013 - 2014 годах - в органах внутренних дел Российской Федерации (10 месяцев 6 дней). В Республике Казахстан пенсия Кушнирову В.В. не назначалась в связи с отсутствием необходимой для этого выслуги на пенсию - 25 календарных лет. В Российской Федерации ему было отказано в назначении пенсии за выслугу 20 лет, так как выслуга в органах внутренних дел Республики Казахстан и Российской Федерации у него составила в совокупности 6 лет 10 месяцев 18 дней, а служба в органах налоговой (финансовой) полиции Республики Казахстан не подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсий бывшим сотрудникам органов внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Координационный совет просит Экономический Суд СНГ разъяснить, учитывается ли выслуга лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел (финансовой полиции) (в том числе на льготных условиях) в государстве - участнике Соглашения при увольнении из органов внутренних дел другого государства - участника Соглашения, куда переехал сотрудник на постоянное место жительства.

Заслушав судью-докладчика Каменкову Л.Э., проанализировав нормы Соглашения от 24 декабря 1993 года, пенсионного законодательства государств - участников Соглашения от 24 декабря 1993 года, изучив другие материалы дела, обсудив заключение Генерального советника Логинова В.В., Экономический Суд СНГ отмечает следующее.

Толкование части первой статьи 2 Соглашения от 24 декабря 1993 года осуществляется в соответствии с общим правилом толкования международных договоров, закрепленным в пункте 1 статьи 31 Конвенции о праве международных договоров, совершенной в г. Вене 23 мая 1969 года, согласно которому договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора.

Для целей толкования Экономический Суд СНГ учитывает свои разъяснения и выводы, изложенные в судебных актах Экономического Суда СНГ о толковании норм Соглашения от 24 декабря 1993 года: решении от 13 мая 2004 года N 01-1/7-03 и решении от 20 сентября 2007 года N 01-1/1-07.

По информации депозитария, Соглашение от 24 декабря 1993 года подписано всеми государствами - участниками Содружества и вступило в силу для: Республики Казахстан, Республики Таджикистан и Туркменистана - 21 ноября 1994 года; Республики Узбекистан - 23 января 1995 года; Республики Беларусь - 10 апреля 1995 года; Кыргызской Республики - 19 января 1996 года; Украины - 10 апреля 1996 года; Российской Федерации - 9 июля 1999 года; Республики Молдова - 6 ноября 2002 года; Республики Армения - 28 января 2004 года; Азербайджанской Республики - 15 апреля 2004 года.

Ранее в решениях от 13 мая 2004 года N 01-1/7-03 и от 20 сентября 2007 года N 01-1/1-07 Экономический Суд СНГ отметил, что Соглашение от 24 декабря 1993 года основывалось на Соглашении о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, в котором закреплены основные принципы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, в том числе пенсионеров - бывших сотрудников органов внутренних дел и их семей, которые приобрели право на пенсию на территории одного из государств - участников Соглашения от 24 декабря 1993 года и реализуют это право на территории другого государства-участника. При этом было констатировано, что данное Соглашение является специальным международным договором, регламентирующим порядок пенсионного обеспечения особого круга лиц - сотрудников органов внутренних дел и их семей, носит рамочный характер и закрепляет определяющую роль национального законодательства при осуществлении пенсионного обеспечения данной категории граждан с учетом принципа территориальности.

Согласно положениям части первой статьи 2 Соглашения от 24 декабря 1993 года "в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу".

В части первой статьи 2 Соглашения от 24 декабря 1993 года определено, что "установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной".

При толковании Экономический Суд принимает во внимание решение Суда от 20 сентября 2007 года N 01-1/1-07, в котором раскрывается понятие "назначение пенсии за выслугу лет" - это первичное назначение пенсии сотруднику органов внутренних дел, в том числе бывшему, постоянно проживающему в государстве - участнике Соглашения. При этом Суд в данном решении отмечает, что "норма части первой статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года по своему объему и предмету регулирования охватывает отношения по первичному пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел, как постоянно проживающих в государстве по месту прохождения службы, так и переехавших на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения. Пенсия за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел может быть назначена как по месту прохождения службы, так и при обращении лица за ее назначением в государстве - участнике Соглашения от 24 декабря 1993 года по новому постоянному месту жительства, если такая пенсия ранее ему не назначалась".

Из контекста толкуемой нормы усматривается, что первичное назначение пенсии за выслугу лет предполагает исчисление выслуги лет как обязательного условия для возникновения права на такой вид пенсии.

Экономическим Судом изучена представленная информация о национальном законодательстве государств - участников Соглашения от 24 декабря 1993 года, регулирующем вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и их семей.

В соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 7 февраля 2006 года N 54-III "О трудовых пенсиях" пенсии сотрудникам органов внутренних дел назначаются после увольнения со службы при наличии соответствующей выслуги лет с учетом оснований увольнения со службы и возраста. Исчисление выслуги лет осуществляется согласно постановлению Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 23 ноября 1992 года N 631 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выдачи пенсий лицам офицерского состава, гизирям, мичманам, военнослужащим действительной сверхсрочной военной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, юстиции, таможни, миграции, по чрезвычайным ситуациям и их семьям". При этом в выслугу лет засчитываются периоды службы в должностях рядового, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава в органах внутренних дел, юстиции, фельдъегерской связи, по чрезвычайным ситуациям.

Министерство внутренних дел Азербайджанской Республики в письме от 18 января 2017 года N 001-2622-1217 проинформировало, что при назначении пенсий пенсионерам органов внутренних дел, прибывшим на постоянное место жительства из других стран СНГ, строго учитываются требования Закона Азербайджанской Республики "О трудовых пенсиях".

В Республике Армения пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с Законом Республики Армения от 30 декабря 2010 года N ЗР-243 "О государственных пенсиях". Согласно статье 17 Закона пенсии за выслугу лет назначаются служащим командного и некомандного (офицерского, унтер-офицерского, рядового) состава системы республиканских исполнительных органов обороны, полиции, национальной безопасности Республики Армения и спасательной службы Армении при наличии у них на день увольнения со службы выслуги лет, установленной в статье 18 Закона. При этом в стаж военной службы, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет, засчитываются периоды военной службы в должностях командного и некомандного (офицерского, унтер-офицерского, рядового) составов систем соответствующих органов службы уголовно-исполнительного служащего и судебного пристава, а также периоды обучения в учебных заведениях соответствующих органов независимо от наличия воинского или специального звания, а также периоды военной службы в Вооруженных Силах СССР, системах Комитета государственной безопасности и Министерства внутренних дел СССР (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 31 Закона). С учетом указанных положений законодательства период службы лицам, проходившим службу в другом государстве, не учитывается (кроме периодов, перечисленных в статье 31 Закона Республики Армения "О государственных пенсиях"). В случае получения права на пенсию за выслугу лет в порядке, установленном законодательством Республики Армения и на основании статьи 2 Соглашения, период службы сотрудника в органах внутренних дел государств - участников СНГ учитывается при исчислении размера пенсии (письмо Штаба Полиции Республики Армения от 26 января 2017 года N 215-1-260).

В Республике Беларусь пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года N 2050-XII "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований". В статьях 1, 2 и 14 указанного Закона определены категории лиц и условия назначения им пенсий за выслугу лет, а в статье 18 Закона - периоды, засчитываемые в выслугу лет на пенсию. Право на пенсию за выслугу лет согласно указанному Закону приобретается после увольнения с военной службы при наличии соответствующей выслуги лет на день увольнения и оснований увольнения со службы.

На основании положений пункта "в" статьи 18 вышеуказанного Закона и пункта 9 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 5 июля 1993 года N 432 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий военнослужащим офицерского состава, прапорщикам, мичманам, сержантам и старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по контракту, лицам начальствующего и рядового состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований и членам их семей" пенсионерам из числа сотрудников органов внутренних дел, проходивших службу и уволенных со службы в государствах - участниках СНГ, прибывшим на постоянное место жительства в Республику Беларусь из государств - участников СНГ, пенсии за выслугу лет назначаются и выплачиваются только в соответствии с законодательством Республики Беларусь без пересмотра имеющейся выслуги лет для назначения пенсии (в том числе на льготных условиях), исчисленной по последнему месту службы перед увольнением со службы на пенсию (письмо Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 25 января 2017 года N 34/ФЭУ/2183).

В Республике Казахстан пенсионное обеспечение военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы осуществляется на основании Закона Республики Казахстан от 21 июня 2013 года N 105-V "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" при наличии на день увольнения со службы соответствующей выслуги, установленной в пункте 1 статьи 64 указанного Закона.

Исчисление выслуги лет в соответствии с указанным Законом осуществляется согласно Правилам исчисления выслуги лет военнослужащим, сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лицам, права которых иметь воинские или специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 февраля 2012 года N 129. На основании пункта 2 Правил в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается служба в органах прокуратуры, внутренних дел, государственной фельдъегерской службы, финансовой полиции (налоговой полиции (милиции)), государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, в том числе бывшего СССР и государств - участников СНГ, бывшего Государственного следственного комитета Республики Казахстан в должностях офицерского, начальствующего и рядового состава (в том числе в должностях стажеров).

Согласно статьям 1, 2 и 13 Закона Кыргызской Республики от 7 мая 1993 года N 1194-XII "О пенсионном обеспечении военнослужащих" пенсионное обеспечение лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченного государственного органа в сфере контроля наркотиков, финансовой полиции, службы специальной связи осуществляется после их увольнения со службы при наличии на день увольнения соответствующей выслуги лет, установленной в Законе, а в некоторых случаях - с учетом оснований увольнения и возраста на день увольнения со службы.

В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий военнослужащим, прокурорам и следователям органов прокуратуры, лицам рядового и начальствующего состава уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами внутренних дел, уполномоченного государственного органа в сфере профилактики и тушения пожаров, органов финансовой полиции, службы специальной связи, уголовно-исполнительной системы, органа по контролю наркотиков и их семьям, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 13 января 1995 года N 12, в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы засчитывается служба в органах внутренних дел (полиции) других государств - участников СНГ и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Кыргызской Республикой заключены международные договоры о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий их службы в других государствах.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Условия назначения пенсий за выслугу лет, в том числе требования к продолжительности службы, имеющейся на день увольнения со службы, определены в статье 13 указанного Закона.

Примером международных двусторонних договоренностей межведомственного характера является Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Казахстан от 9 января 1993 года. Согласно статье 11 Соглашения "вопросы регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и членов их семей, постоянно проживающих на территории государств Сторон, будут решаться в соответствии с законодательством государств Сторон и межгосударственными соглашениями".

При этом согласно абзацу шестому пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, их службы в других государствах.

Закон Республики Таджикистан от 1 декабря 1994 года N 1106 "О пенсионном обеспечении военнослужащих" регулирует порядок пенсионного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах системы исполнения уголовного наказания, лиц, имеющих специальное звание таможенных органов, подразделений Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, правоохранительных подразделений Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан, Национальной гвардии Республики Таджикистан, Комитета по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне при Правительстве Республики Таджикистан, судей Военной коллегии Верховного Суда Республики Таджикистан, военных судов гарнизонов и сотрудников органов военной прокуратуры Республики Таджикистан, бывшего Союза Советских Социалистических Республик и их семей. Указанные лица рядового и начальствующего состава имеют право на пенсию за выслугу лет согласно статьям 5, 6 и 13 данного Закона после увольнения с военной службы, если на день увольнения со службы выслуга у них составляет 25 лет и более.

Исчисление выслуги лет для назначения пенсий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Таджикистан от 18 июля 1996 года N 332 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в органах внутренних дел, органов и учреждений системы исполнения уголовного наказания, в таможенных органах, подразделениях налоговой полиции, агентства по контролю за наркотиками, в органах прокуратуры и в должности судьи и их семьям в Республике Таджикистан". Сотрудникам органов внутренних дел государств - участников Соглашения, переехавшим на постоянное место жительства в Республику Таджикистан, в выслугу лет (в том числе на льготных условиях) засчитываются периоды их службы на территории других государств, как при продолжении ими службы в органах внутренних дел Республики Таджикистан (при выплате процентной надбавки за выслугу лет), так и при назначении им пенсии после увольнения из подразделений и службы Министерства внутренних дел Республики Таджикистан (письмо Министерства внутренних дел Республики Таджикистан от 26 января 2017 года N 29/14-105).

В Туркменистане вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел регламентируются Кодексом Туркменистана от 19 октября 2012 года "О социальной защите населения", согласно которому право на пенсию за выслугу лет (статья 24) определяется после увольнения со службы лица, имеющего право на пенсию по выслуге лет, в зависимости от возраста, оснований увольнения, продолжительности выслуги лет и участия в период службы в обязательном пенсионном страховании и обязательном профессиональном пенсионном страховании. На основании статьи 31 указанного Кодекса в выслугу лет включаются только периоды службы в Туркменистане.

В Республике Узбекистан пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основании Закона Республики Узбекистан от 28 апреля 1990 года N 1476I "О пенсионном обеспечении военнослужащих", согласно которому право на пенсию обладают лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе или на службе в органах внутренних дел (в календарном или льготном исчислении) 20 лет и более, независимо от возраста.

Экономический Суд считает целесообразным также принять во внимание Закон Республики Молдова от 23 июня 1993 года N 1544-XII "О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел" и Закон Украины от 9 апреля 1992 года N 2262-ХII "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц", которые содержат положения, устанавливающие аналогичные подходы в вопросах исчисления выслуги лет при назначении пенсии за выслугу лет.

Анализ приведенных национальных правовых актов и сообщений компетентных органов государств - участников Соглашения о правоприменительной практике позволяет Экономическому Суду СНГ констатировать, что при исчислении выслуги лет для первичного назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, если это предусмотрено национальным законодательством государства-участника, на территории которого происходит их увольнение со службы. При этом Суд принимает во внимание решение Экономического Суда СНГ от 20 сентября 2007 года N 01-1/1-07 о том, что "сотрудники органов внутренних дел государств - участников Соглашения от 24 декабря 1993 года, не приобретшие права на пенсию за выслугу лет по законодательству государства места прохождения службы на момент увольнения из органов внутренних дел, при переезде на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения от 24 декабря 1993 года имеют право на первичное назначение пенсии за выслугу лет на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством этого другого государства".

Исходя из содержания поставленного Координационным советом вопроса (учитывается ли выслуга лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел (финансовой полиции) (в том числе на льготных условиях) в государстве - участнике Соглашения при увольнении из органов внутренних дел другого государства - участника Соглашения, куда переехал сотрудник на постоянное место жительства), представляется необходимым определить, на каком этапе и в каком порядке устанавливается выслуга лет, которая в силу положений части первой статьи 2 Соглашения от 24 декабря 1993 года не подлежит изменению в другом государстве - участнике Соглашения. Суд полагает, что на протяжении всей службы до момента увольнения сотрудников органов внутренних дел в связи с выходом на пенсию вопрос об исчислении выслуги лет не инициируется. При увольнении со службы право на пенсию за выслугу лет у них возникает при наличии выслуги лет, дающей право на такой вид пенсии. Исчисление выслуги лет производится при первичном назначении пенсии в порядке, предусмотренном законодательством государства - участника Соглашения от 24 декабря 1993 года, где сотрудники органов внутренних дел проходили службу на момент увольнения.

Экономический Суд СНГ отмечает, что толкуемая норма содержит конкретный перечень органов и формирований, период прохождения службы в которых засчитывается в выслугу лет, а именно в: "_Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств". Однако это не препятствует государствам - участникам Соглашения засчитывать в выслугу лет для назначения пенсий периоды службы в иных учреждениях и органах, не относящихся к системе органов внутренних дел государств - участников Соглашения по прежнему месту жительства, при условии, если это предусматривается законодательством государства-участника, в котором осуществляется первичное назначение пенсии.

Как видно из вышеприведенного национального законодательства, зачет в выслугу лет службы в органах финансовой полиции прямо предусмотрен Законом Республики Казахстан от 21 июня 2013 года N 105-V "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и Законом Кыргызской Республики от 7 мая 1993 года N 1194 XII "О пенсионном обеспечении военнослужащих". Законодательство других государств-участников не содержит соответствующих предписаний о возможности такого зачета.

Таким образом, Суд приходит к выводу о том, что в выслугу лет для первичного назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел (финансовой полиции) засчитывается служба в органах финансовой полиции, в том числе на льготных условиях, при их увольнении со службы, если это предусмотрено в национальном законодательстве государства, в котором первично назначается пенсия за выслугу лет. Такой вывод соответствует договоренностям государств - участников Соглашения от 24 декабря 1993 года об определяющей роли национального законодательства при осуществлении пенсионного обеспечения данной категории граждан с учетом принципа территориальности.

Суд полагает целесообразным отметить следующее. Положения толкуемой нормы следует рассматривать во взаимосвязи, поскольку они относятся к вопросу исчисления выслуги лет для назначения пенсии. Суд считает, что "установленная выслуга лет" представляет собой выслугу лет, исчисленную (подтвержденную) для первичного назначения пенсии за выслугу лет бывшим сотрудникам органов внутренних дел (финансовой полиции) на момент их увольнении со службы. Положения о том, что "установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной" содержат правило, которого следует придерживаться при исчислении размера пенсии, уже назначенной бывшим сотрудникам органов внутренних дел (финансовой полиции) при их переезде в другое государство, являющееся Стороной Соглашения от 24 декабря 1993 года.

Данный вывод Суда согласуется с информацией органов внутренних дел отдельных государств - участников Соглашения о правоприменительной практике.

Так, по информации Министерства внутренних дел Республики Беларусь, пенсионерам из числа сотрудников органов внутренних дел, проходивших службу и уволенных со службы в государствах - участниках СНГ, прибывшим на постоянное место жительства в Республику Беларусь из государств - участников СНГ, пенсии за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Республики Беларусь будут назначаться и выплачиваться только в соответствии с законодательством Республики Беларусь без пересмотра имеющейся выслуги лет для назначения пенсии (в том числе на льготных условиях), исчисленной по последнему месту службы перед увольнением со службы (письмо Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 25 января 2017 года N 34/ФЭУ/2183).

По сообщению Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 31 января 2017 года N 1-12-4-109/1-19926, пенсионерам органов внутренних дел государств - участников СНГ, прибывшим на постоянное жительство в Республику Казахстан, при назначении пенсии выслуга лет, исчисленная в соответствии с законодательством страны по прежнему месту жительства, не пересматривается.

Согласно письму Министерства внутренних дел Кыргызской Республики от 12 января 2017 года N 1/194 при назначении пенсий в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная другой Стороной выслуга лет не подлежит изменению.

Кроме того, Министерство внутренних дел Российской Федерации в письме от 26 января 2017 года N 1/888 сообщило, что осуществляет пенсионное обеспечение только пенсионеров из числа сотрудников органов внутренних дел государств - участников СНГ, прибывших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, ранее проходившим службу в государствах - участниках СНГ, засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в органах и формированиях, указанных в статье 2 Соглашения. Периоды прохождения службы в органах финансовой полиции государств - участников СНГ не включаются в выслугу лет для назначения пенсии, так как это не предусмотрено в Соглашении.

Согласно письму Министерства внутренних дел Туркменистана от 11 января 2017 года N 1/27-211 пенсия за выслугу лет бывшим сотрудникам органов внутренних дел государств - участников Соглашения, прибывшим на постоянное жительство в Туркменистан, назначается при наличии у них права на такой вид пенсии в соответствии с Кодексом от 19 октября 2012 года "О социальной защите населения", независимо от того, имели ли они право на получение пенсии за выслугу лет по законодательству государства - места прохождения службы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, пунктами 150-151, 153, 155 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд Содружества Независимых Государств решил:

Дать по запросу Международного союза "Содружество общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств" следующее толкование.

1. Выслуга лет при назначении пенсий сотрудникам органов внутренних дел (финансовой полиции), в том числе на льготных условиях, в государстве - участнике Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года при увольнении их из органов внутренних дел другого государства - участника данного Соглашения, куда переехали сотрудники на постоянное место жительства, учитывается, если такой зачет предусмотрен законодательством другого государства.

"Установленная выслуга лет", которая не подлежит изменению в соответствии с положениями части первой статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года, представляет собой выслугу лет, исчисленную (подтвержденную) для первичного назначения пенсии за выслугу лет бывшим сотрудникам органов внутренних дел (финансовой полиции) на момент их увольнения со службы.

2. Решение полного состава Экономического Суда Содружества Независимых Государств о толковании является окончательным и обжалованию не подлежит.

3. Копию решения направить в Координационный совет Международного союза "Содружество общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств", для сведения - в Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств, правительства государств - участников Содружества Независимых Государств, высшие судебные органы, органы внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств.

4. Решение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств - участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.

 

Председатель

Л.Э. Каменкова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Экономического Суда СНГ от 3 апреля 2017 г. N 01-1/4-16 "О толковании части первой статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года"


Текст решения официально опубликован не был