Паспорт приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации"
(утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. N 9)
30 мая, 27 сентября 2017 г.
О внесении изменений в Паспорт приоритетного проекта см. протоколы заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 мая 2017 г. N 6 и от 27 сентября 2017 г. N 10
Текст Паспорта приоритетного проекта приводится без учета названных изменений
1. Основные положения
Наименование направления |
Образование |
|||
Краткое наименование проекта |
Современная цифровая образовательная среда |
Срок начала и окончания проекта |
25.10.2016 г. - 01.02.2021 г. |
|
Куратор |
Голодец О.Ю., Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
|||
Старшее должностное лицо (СДЛ)* |
- |
|||
Функциональный заказчик |
Министерство образования и науки Российской Федерации Васильева О.Ю., Министр образования и науки Российской Федерации |
|||
Руководитель проекта |
Огородова Л.М., заместитель Министра образования и науки Российской Федерации |
|||
Ключевые участники проекта |
Министерство образования и науки Российской Федерации. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные образовательные организации высшего образования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Образовательные организации. АНО "Институт Развития Интернета". Ассоциация "Национальная платформа открытого образования". |
2. Содержание приоритетного проекта
Цель проекта |
Создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы до 11 млн. человек к концу 2025 года. |
Показатель |
Тип |
Базовое |
Период, год |
|||||
показателя |
значение |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2025 |
||
План достижения показателей проекта |
Число обучающихся образовательных организаций, прошедших обучение на онлайн-курсах для формального и неформального обучения, тыс. чел., в том числе: |
основной |
35 |
140 |
1520 |
3050 |
6000 |
11000 |
- учащиеся общеобразовательных организаций, тыс. человек; |
аналитический |
5 |
50 |
600 |
1500 |
2900 |
6000 |
|
- студенты профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, тыс. человек. |
аналитический |
30 |
90 |
920 |
1550 |
3100 |
5000 |
|
Число обучающихся по основным или дополнительным образовательным программам, прошедших обучение на онлайн-курсах для формального образования с получением документа, подтверждающего результаты обучения, тыс. обучающихся. |
аналитический |
2 |
20 |
100 |
200 |
300 |
1000 |
|
Количество онлайн-курсов, обеспечивающих освоение дисциплин (модулей) образовательных программ среднего, высшего и дополнительного образования, доступных для освоения в текущем году, единиц. |
аналитический |
100 |
450 |
1500 |
2500 |
3500 |
4000 |
Результаты проекта |
1. Создан информационный ресурс (портал), доступный всем категориям граждан и обеспечивающий для каждого пользователя по принципу "одного окна" доступ к онлайн-курсам для всех уровней образования и онлайн-ресурсам для освоения общеобразовательных предметов, разработанным и реализуемым разными организациями на разных платформах онлайн-обучения. 2. Создана система оценки качества онлайн-курсов и онлайн-ресурсов общего образования, сочетающая автоматическую и экспертную оценку, обеспечивающая формирование рейтинга. 3. Портал интегрирован с Единой системой идентификации и аутентификации и ГИС "Контингент", за счет чего обеспечивается хранение и передача в электронном виде информации об образовательных достижениях (формирование цифрового портфолио). 4. Создано программное обеспечение с открытыми исходными кодами, повышающее качество онлайн-обучения и обеспечивающее достоверную оценку результатов обучения на платформах онлайн-обучения. 6. Приняты нормативные акты, позволяющие осваивать размещенные на портале курсы как части основных и дополнительных профессиональных образовательных программ. 7. Созданы обучающие онлайн-курсы в области образовательных технологий, обучение не менее 10 000 преподавателей и экспертов. 8. Создано и поддерживается 3 500 онлайн-курсов за счет средств, привлеченных из разных источников. |
Описание модели функционирования результатов проекта |
Достижение перечисленной совокупности результатов позволит снизить риски вложения средств в создание онлайн-курсов, вовлечь в создание онлайн-курсов широкий круг участников, образовательных и иных организаций, частных инвесторов, авторов, для создания и поддержки онлайн-курсов и онлайн-ресурсов для освоения общеобразовательных предметов привлекать средства образовательных организаций, частных инвесторов, заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Увеличение количества доступных курсов, повышение эффективности онлайн-обучения, расширение возможностей по освоению онлайн-курсов в системе формального образования позволит к 2025 году достигнуть увеличения количества обучающихся на онлайн-курсах более чем в 300 раз. Технологические условия (отечественное программное обеспечение). Параллельно развиваются различные платформы, сервисы, способствующие повышению качества онлайн-обучения, которые могут быть интегрированы в общую цифровую образовательную среду, чему способствует наличие информационных стандартов для интеграции с информационными системами образовательных организаций, требований к использованию единых средств идентификации и аутентификации обучающихся и типовых программных решений с открытыми исходными кодами, обеспечивающих достоверную оценку результатов обучения (в том числе контроль прохождения процедуры оценки результатов обучения), передачу достоверных результатов обучения в электронные информационно- образовательные среды вузов, различные виды коммуникации между обучающимися, реализацию симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий, проектной работы и т.п. Организационные, финансовые и правовые условия. Принцип свободы выбора онлайн-курсов образовательными организациями или обучающимися обеспечивает мотивацию образовательных организаций к разработке и поддержке качественных и востребованных онлайн-курсов за счет собственных или привлеченных средств. В системе формального образования онлайн-курсы используются при освоении основных профессиональных образовательных программ и дополнительного профессионального образования. В системе неформального образования созданные онлайн-курсы обеспечивают свободный доступ к знаниям и компетенциям от лучших преподавателей страны, обучение в течение всей жизни, самоопределение и профессиональную ориентацию учащихся, выявление талантливых детей. Система оценки качества онлайн-курсов. Созданная система оценки качества онлайн-курсов обеспечит постоянное повышение качества онлайн-курсов при сохранении конкуренции на рынке онлайн-обучения и вовлечении широкого круга участников. Наличие системы оценки качества и потенциал окупаемости инвестиций позволит привлечь бизнес и работодателей, что позволит гражданам получить доступ к новым, востребованным компетенциям и способствовать успешному трудоустройству. Кадровые условия. Результатом проекта станет создание условий для непрерывного развития компетенций преподавателей и специалистов. В рамках индивидуальных траекторий подготовки преподавателей и специалистов будут использоваться онлайн-курсы. На постоянной основе будет осуществляться обмен опытом разработки и использования онлайн-курсов. Востребованность онлайн-курсов и доверие к технологиям онлайн-обучения. Граждане проинформированы о возможностях онлайн-обучения, что увеличит уровень востребованности онлайн-обучения. В частности, учащиеся и их родители, учителя проинформированы о возможности использования онлайн-ресурсов при изучении предметов и освоения учащимися онлайн-курсов с целью профессионального самоопределения, профессиональной ориентации и подготовки к освоению программы высшего образования. До студентов и преподавателей доведена информация о возможности освоения онлайн-курсов как части основных профессиональных образовательных программ с последующим зачетом результатов обучения по решению образовательной организации. Работодателям будет доведена информация о возможности их участия в процесс разработки цифрового контента, что приведет к повышению качества подготовки выпускников. |
3. Этапы и контрольные точки
4. Бюджет приоритетного проекта
Источники финансирования |
Год реализации |
Всего, млн. рублей |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
Бюджетные источники, млн. рублей |
Федеральные* |
400 |
300 |
300 |
300 |
1 300 |
Субъектов Российской Федерации |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Местные |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Внебюджетные источники, млн. рублей |
400 |
500 |
500 |
500 |
1 900 |
|
Итого, млн. рублей |
800 |
800 |
800 |
800 |
3 200 |
_____________________________
* - Средства федерального бюджета будут изысканы за счет приоритизации расходов Минобрнауки России.
5. Описание приоритетного проекта
Связь с государственными программами Российской Федерации |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295. Федеральная целевая программа "Развитие образования" на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497. |
Формальные основания для инициации |
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р. Развитие концепции непрерывного образования через модернизацию заочного образования, создание национального портала "Открытое образование" установлено в рамках "Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция)", утвержденных Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 г. Протокол заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 13 июля 2016 г. N 1. Протоколы заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 1 августа 2016 г. N 1 и от 24 августа 2016 г. N 2. |
Ключевые риски и возможности |
Риски: Низкий уровень доверия и готовности студентов и академического сообщества к использованию современных образовательных технологий, основанных на онлайн-курсах и цифровом контенте, приведет к не достижению плановых показателей по числу студентов, приступивших к освоению онлайн-курсов. Мероприятия по предупреждению наступления риска: а) реализация мероприятий по продвижению возможностей онлайн-обучения; б) развитие системы повышения квалификации в области образовательных технологий, повышающий заинтересованность преподавателей в использовании онлайн-курсов. Низкая эффективность применяемых методов онлайн-обучения для некоторых групп результатов обучения приведет к не достижению плановых показателей по количеству студентов, успешно завершивших обучения на онлайн-курсах, либо результаты обучения окажутся неудовлетворительными. Мероприятия по предупреждению наступления риска: а) обеспечение возможностей платформы по реализации смешанного обучения; б) развитие возможностей технологической платформы в области совершенствования методов онлайн-обучения, в частности коммуникаций, виртуальных практикумов; в) проведение оценки эффективности применяемых методов обучения, уровня удовлетворенности качеством онлайн-курсов, реализация мероприятий по обмену лучшими практиками онлайн-обучения. Консервативная позиция образовательных организаций будет препятствовать широкому использованию онлайн-курсов, особенно замещению традиционных методов обучения с высвобождением преподавателей университетов. Мероприятия по предупреждению наступления риска: а) вовлечение преподавателей в оценку и доработку контента, обеспечение различных вариантов использования контента, включая смешанное обучение; б) передача инициативы по выбору курсов как альтернативы традиционным методам обучения самим студентам. Отсутствие у образовательных организаций свободных средств для создания онлайн-курсов. Мероприятия по предупреждению наступления риска: а) обеспечение административной и информационной поддержки проекта со стороны органов власти; б) привлечение грантовой поддержки создания онлайн-курсов со стороны фондов развития образования. Низкая активность работодателей и инвесторов по поддержке разработки качественного цифрового контента. Мероприятия по предупреждению наступления риска: а) обеспечение реальных возможностей участия работодателей в формировании траекторий обучения студентов и реализации образовательных программ; б) формализация и распространение лучших практик участия работодателей в разработке онлайн-курсов и цифрового контента, демонстрирующих высокую эффективность такого участия. Отсутствие механизмов интеграции между уровнями образования - общим, средним профессиональным, высшим и дополнительным профессиональным образованием - может привести к возникновению сложностей при использовании онлайн-курсов одновременно на всех уровнях образования. Мероприятия по предупреждению наступления риска: а) привлечение регионов к участию в проекте; б) технологическая интеграция электронных сред для всех уровней образования, включая общее. Отсутствие дополнительного финансирования в необходимом объеме в 2017 году или последующих годах не только не позволит создать необходимые условия для масштабирования проекта, что снизит значения показателей от плановых как минимум в 5 раз, но и создаст угрозу снижения качества онлайн-обучения в связи с отсутствием информационного ресурса, обеспечивающего использование онлайн-курсов по принципу "одного окна" и системы оценки качества онлайн-курсов. Мероприятия по предотвращению: 1) при формировании проекта федерального бюджета на 2017 - 2020 финансовые года предусматривать бюджетные ассигнования Минобрнауки России на данный проект или изыскать за счет приоритизации расходов Минобрнауки России. Возможности: При реализации проекта будет использован опыт проектов создания в Российской Федерации порталов онлайн-образования, таких как "Национальная платформа открытого образования", "Универсариум", "Лекториум", "Российская электронная школа" и других. Мероприятия по реализации возможности: а) использование кадрового ресурса платформ при реализации проекта; б) реализация на базе проекта "Национальная платформа открытого образования" базовой площадки для апробации разрабатываемых в рамках проекта технологических и организационных решений. При реализации проекта может быть использован опыт ведущих университетов Российской Федерации по работе с глобальными платформами открытого образования, что позволяет организовать трансфер лучших мировых наработок и практик в области онлайн-обучения. Мероприятия по реализации возможности: а) развитие сотрудничества с глобальными платформами открытого образования в рамках Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров; б) включение онлайн-курсов, реализуемых на глобальных платформах открытого образования в создаваемые механизмы зачета результатов обучения. При создании системы профессионально-общественной оценки онлайн-курсов может быть использован результат проведенной экспертами АНО "Институт Развития Интернета" работы по выработке критериев качества онлайн-курсов на основе российских и зарубежных исследований. Мероприятия по реализации возможности: а) включение АНО "Институт Развития Интернета" в состав участников проекта. |
Дополнительная информация |
1. В рамках проекта не рассматривается вопрос развития инфраструктуры образовательных организаций, необходимой для широкого использования цифрового контента. 2. Дополнительным результатом проекта станет интеграция цифровой образовательной среды между уровнями образования, формирования единого цифрового портфолио обучающегося, начиная с обучения в общеобразовательной организации. 3. По результатам первых этапов реализации проекта возможен выход на новые модели организации образовательного процесса и присвоения квалификаций, в перспективе позволяющие дополнить существующие формы получения образования. 4. На начальном этапе проекта перечень организаций, участвующих в разработке онлайн-курсов, доступных в рамках информационного сервиса, будет ограничен образовательными организациями, реализующими имеющие государственную аккредитацию образовательные программы и имеющими высокую репутацию в образовательном сообществе. 5. Реализация данного проекта не распространяется на образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Паспорт приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. N 9)
Текст паспорта официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Протокол заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 27 сентября 2017 г. N 10
Текст приводится без учета названных изменений
Протокол заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 мая 2017 г. N 6
Текст приводится без учета названных изменений