Межгосударственный стандарт ГОСТ 33555-2015
"Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний"
(введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июня 2016 г. N 663-ст)
Motor vehicles. Internal noise. Permissible levels and methods of tests
Дата введения - 1 апреля 2017 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 Внесен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 октября 2015 г. N 81-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июня 2016 г. N 663-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33555-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.
5 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее - АТС) категорий , , , , , , , в соответствии с [1]. Стандарт не распространяется на АТС, конструкция которых не предусматривает полной изоляции кабины (салона) от окружающей среды ни в одном из вариантов своего состояния, за исключением воздухообмена через элементы системы вентиляции, отопления и кондиционирования, а также через неплотности, вызванные особенностями конструктивного исполнения или соединений деталей.
Настоящий стандарт устанавливает допустимые уровни шума, которые воздействуют на водителя в кабине и пассажиров в пассажирском помещении (салоне) АТС и методы испытаний.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующий межгосударственный стандарт:
ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 система, влияющая на образование внутреннего шума: Комплекс элементов АТС, который может оказывать влияние на шум в кабине (пассажирском помещении).
3.2 элемент системы, влияющей на изменение уровня внутреннего шума: Любой отдельный элемент АТС, участвующий в формировании звукового излучения и/или вибраций и/или их передаче от источника к кабине (пассажирскому помещению), способный оказать влияние на шум в кабине (пассажирском помещении).
Примечание - Примеры элементов системы, влияющей на изменение уровня внутреннего шума: элемент упругой подвески кузова, двигателя, коробки передач (силового агрегата), раздаточной коробки, карданного вала, главной передачи, колесных редукторов; системы снижения шума впуска воздуха и шума выпуска отработавших газов, глушители шума истечения воздуха из пневмосистемы, перегородки в пассажирском помещении; вибродемпфирующие, звукоизолирующие и звукопоглощающие материалы и т.п.
3.3 технически допустимая максимальная масса: Установленная изготовителем максимальная масса АТС со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.
3.4 масса АТС в снаряженном состоянии: Определенная изготовителем масса порожнего АТС с кузовом и сцепным устройством в случае буксирующего АТС либо масса шасси с кабиной, если изготовитель не устанавливает кузов, и/или сцепным устройством, включая массы охлаждающей жидкости, масел, 90% топлива, 100% других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов, запасного колеса, водителя (75 кг) и - для городских и междугородных автобусов - члена экипажа (75 кг), если в АТС для него предусмотрено сиденье согласно [1].
3.5 максимальная мощность двигателя: Мощность двигателя, кВт, определенная по [2].
3.6 удельная мощность на единицу массы: Максимальная мощность двигателя(ей), кВт, приведенная к единице технически допустимой максимальной массы АТС, кг, умноженная на 1000.
4 Допустимые уровни внутреннего шума
4.1 АТС одного типа в отношении внутреннего шума не должны иметь существенных различий в характеристиках:
- конструкции и материала кузова, места установки двигателя, основных элементов шасси (например, рамы и элементов крепления на ней кузова), элементов упругой подвески двигателя (силового агрегата) и узлов трансмиссии;
- длины и ширины АТС;
- типа двигателя (с искровым зажиганием или с воспламенением от сжатия, двухтактный или четырехтактный, поршневой или роторный), типа и конструкции системы питания и газораспределения, номинальной или максимальной мощности и соответствующей частоты вращения коленчатого вала двигателя, типа электродвигателя (вид тока, мощность, частота вращения и т.п.), типа силовой установки;
- системы выпуска отработавших газов двигателей внутреннего сгорания (далее - ДВС): глушители, резонаторы, нейтрализаторы, подвижные соединения и элементы крепления системы выпуска;
- системы впуска воздуха ДВС (глушители, резонаторы, воздухозаборники);
- системы истечения воздуха из тормозной системы после срабатывания пневмоаппаратов (глушители, отводные трубки);
- наличия вспомогательных систем, не являющихся необходимыми для получения движения, но используемых при движении АТС (система отопления, кондиционирования и вентиляции кузова или пассажирского помещения, далее - вентиляционная установка);
- конструкции трансмиссии (в части типов: коробки передач, главной передачи, раздаточной коробки, дополнительной коробки), числа передач и передаточных чисел;
- других систем, влияющих на образование внутреннего шума (например, перегородки в пассажирском помещении, элементов конструкций, состоящих из вибродемпфирующих, звукоизолирующих и звукопоглощающих материалов).
4.2 В качестве оценочного показателя внутреннего шума принимается уровень звука, корректированный по А (дБА) по ГОСТ 17187.
Допустимые уровни внутреннего шума АТС, измеренные при движении, приведены в таблице 1.
4.3 Для полноприводных АТС повышенной проходимости категории G допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 2 дБА.
4.4 Для полноприводных АТС повышенной проходимости категорий G, G, G, G, G допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 1 дБА.
4.5 Для АТС категории с технически допустимой максимальной массой до 2000 кг с удельной мощностью на единицу массы более 75 в режиме разгона допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 4 дБА.
4.6 Для АТС категории с удельной мощностью на единицу массы более 110 допустимые уровни звука устанавливаются только для испытательного режима движения на постоянной скорости.
Уровни звука, измеренные при разгоне, в случае превышения допустимых значений, приведенных в таблице 1, указываются в сопроводительной документации на АТС, предоставляемой покупателю (например, в "Руководстве по эксплуатации").
Таблица 1 - Допустимые уровни внутреннего шума АТС
Категории АТС |
Допустимый уровень звука, дБА |
1 АТС категории с компоновкой кузова вагонной или полукапотной |
79 |
2 АТС категории с компоновкой кузова, за исключением указанных в пункте 1 |
77 |
3 АТС категорий и с расположением корпуса двигателя или большей его части в передней половине транспортного средства относительно вертикальной плоскости, перпендикулярной оси движения и проходящей через его геометрический центр - на рабочем месте водителя и в пассажирском помещении |
79 |
4 АТС категорий и , за исключением указанных в пункте 3, - на рабочем месте водителя |
77 |
5 АТС категорий и , за исключением указанных в пункте 3, относящиеся к классам II, III и В, - в пассажирском помещении |
79 |
6 АТС категорий и , за исключением указанных в пункте 3, относящиеся к классам I и А, - в пассажирском помещении |
81 |
7 АТС категории технически допустимой максимальной массой не более 2000 кг |
79 |
8 АТС категории , за исключением указанных в пункте 7 |
81 |
9 АТС категорий и при наличии спального места в кабине |
78 |
10 АТС категорий и , за исключением указанных в пункте 9 |
81 |
11 Квадрициклы (категорий , ) с закрытым кузовом |
86 |
4.7 АТС, в отношении которых применены положения 4.5 и 4.6, не могут применяться для общественного пользования (например, в качестве такси), что также указывается в сопроводительной документации на АТС, предоставляемой покупателю.
4.8 Для АТС специального назначения по [1] (автомобиль-дом, бронированное транспортное средство, автомобиль для ритуальных услуг, транспортное средство медицинской помощи и др.), изготовленных на базе АТС категории М, уровень звука не должен превышать допустимых уровней, установленных для базового АТС. Для таких же АТС, изготовленных на базе АТС категории N, уровень звука не должен превышать 79 дБА.
4.9 Для специализированных пассажирских АТС в случае, когда кабина (рабочее место водителя) и пассажирское помещение конструктивно разделены, для рабочего места водителя применяются нормы пунктов 9 или 10, для пассажирского помещения - нормы пункта 3 таблицы 1.
4.10 При истечении воздуха из пневмоаппаратов тормозной системы после их срабатывания уровень звука в кабине (пассажирском помещении) АТС не должен превышать 70 дБА.
4.11 При работе системы отопления и вентиляции энергетическая сумма L уровня звука этой системы, Lvent, и уровня звука в кабине (пассажирском помещении) АТС категорий и при движении в режиме разгона, Lacc, в том числе категорий G, G, C, C, не должна превышать допустимых уровней, приведенных в таблице 1. У АТС остальных категорий уровни звука системы отопления и вентиляции не должны превышать допустимых уровней, приведенных в таблице 1. Энергетическая сумма L рассчитывается с учетом 5.8.3 по каждой точке измерения по формуле
(1)
4.12 При проверке уровня внутреннего шума в АТС, проводимой при контроле за объектами оценки соответствия, допускается превышение допустимых уровней звука, установленных для конкретного типа АТС, не более чем на 1 дБА.
5 Методы испытаний
5.1 Общие требования
5.1.1 Методы испытаний, изложенные в настоящем стандарте, используют при проведении испытаний АТС (в том числе периодических, сертификационных, контрольных, инспекционных и др.).
5.1.2 Испытательной лаборатории при проведении сертификационных испытаний должно быть предоставлено техническое описание АТС в соответствии с приложением А. Заявленное на испытание АТС должно соответствовать представленному техническому описанию. В случае, если допуск транспортного средства на рынок осуществляется с учетом 4.5 и 4.6, в дополнение к техническому описанию заявителем должна быть предоставлена декларация о внесении данных измерений в сопроводительную документацию на АТС, передаваемую покупателю, или документация, подтверждающая наличие такой информации.
5.1.3 Испытания проводят на одном образце, определяющем тип АТС в отношении внутреннего шума.
5.1.4 Порядок проведения инспекционных испытаний сертифицированных АТС (испытаний при контроле за объектами оценки соответствия) - в соответствии с приложением Б.
5.2 Средства измерений и регистрации
5.2.1 Для измерения внутреннего шума АТС применяют следующие приборы:
- шумомер не ниже 1-го класса точности по ГОСТ 17187;
- стандартный источник звука (акустический калибратор, пистонфон) с погрешностью 0,3 дБ;
- приборы для измерения скорости АТС и/или прибор для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя с относительной погрешностью измерения 2%;
- прибор для измерения скорости ветра с погрешностью измерения 0,5 м/с с диапазоном измерения от 1 до 10 м/с;
- прибор для измерения температуры окружающего воздуха с погрешностью измерения 1°С;
- прибор для измерения атмосферного давления с погрешностью измерения 1%.
5.2.2 Акустическую калибровку шумомера проводят до и после проведения каждой серии измерений с применением стандартного источника звука. Если результаты калибровки до и после испытаний отличаются более чем на 0,5 дБ, то испытание считают недействительным.
Допускается использовать другие средства измерений и регистрации, если их электроакустические характеристики соответствуют требованиям ГОСТ 17187.
5.3 Условия проведения испытаний
5.3.1 АТС, на которых для условий бездорожья используются шины повышенной проходимости, на время испытаний могут быть оборудованы дорожными шинами, указанными в документации предприятия-изготовителя. На время проведения испытаний при температурах ниже 5°С автомобиль может быть оборудован зимними нешипованными шинами. Остаточная глубина протектора шины должна быть не менее 1,6 мм.
5.3.2 АТС испытывают без нагрузки, прицепов и полуприцепов, если они не предназначены для перевозки пассажиров. В кабине АТС могут находиться два человека: водитель и испытатель. В АТС с числом мест для сидения более девяти (категории , ) допускается присутствие второго испытателя. Наличие посторонних предметов не допускается.
5.3.3 В процессе испытаний ни одно из мест для сидения в АТС, где измеряется уровень звука, не должно быть занято, за исключением места водителя.
5.3.4 На АТС, оборудованном вспомогательной (дополнительной) коробкой передач с ручным переключением и/или приводом более чем на одну ось с принудительным включением дополнительных осей, все отключаемые оси следует отключить (если это возможно). Не следует использовать устройства, предназначенные для движения на малой скорости, стоянки, торможения или очень интенсивного разгона (спортивный режим).
5.3.5 При измерениях окна, люки в крыше должны быть закрыты, мягкий тент установлен.
5.3.6 Передвижные регулируемые сиденья во время испытаний (кроме сиденья водителя), возле которых проводятся измерения, должны находиться в среднем положении. Спинка сиденья водителя, если имеется возможность ее регулирования, должна находиться в удобном для водителя рабочем положении. Регулируемые подголовники сидений должны находиться в среднем положении.
5.3.7 Перед испытаниями двигатель и другие агрегаты АТС должны быть прогреты до рабочей температуры, что обеспечивается пробегом не менее 10 км.
5.3.8 Испытания проводят на прямом сухом участке дороги с покрытием из асфальтобетона в хорошем техническом состоянии. Продольный и поперечный уклоны измерительного участка не должны превышать 1%.
На расстоянии 20 м от продольной оси измерительного участка не должны находиться крупные звукоотражающие объекты (например, заборы, мосты, здания и автомобили) и складки местности. При этом во время испытаний на дороге не должно находиться других движущихся объектов, наличие которых способно повлиять на результат измерений.
К участкам, предназначенным для проведения сертификационных испытаний, предъявляется дополнительное требование - шероховатость в зоне качения колес должна находиться в пределах (0,3 - 1,0) мм. Шероховатость измеряют по [3] или [4]. Проверку участка на соответствие требованиям шероховатости проводят не менее одного раза в год; число точек измерений - не менее одной на 100 м.
5.3.9 Уровень фонового шума в пассажирском помещении (кабине водителя) должен быть не менее чем на 15 дБА ниже уровня звука, регистрируемого в процессе испытаний. Фоновый шум измеряют внутри пассажирского помещения (кабины водителя) при остановленном АТС при всех выключенных системах и устройствах, являющихся источниками шума.
5.3.10 При измерении шума вспомогательное оборудование (системы очистки и омывания стекол, аудиоаппаратура и т.д.) выключают.
Если АТС оборудовано одним или несколькими вентиляторами системы охлаждения двигателя, которые имеют систему автоматического включения, то во время измерений эта система не должна подвергаться каким-либо дополнительным воздействиям.
Если АТС оборудовано жалюзи системы охлаждения двигателя с автоматическим приводом, испытания проводят при их работе в автоматическом режиме. Если транспортное средство оборудовано жалюзи с ручным управлением, испытания проводят при полностью открытых жалюзи.
5.3.11 При измерении шума по методикам, изложенным в 5.5, 5.6 и 5.7.2, вентиляционные установки, отопители, кондиционеры должны быть выключены, если это возможно. Если отсутствует возможность выключения этих систем, они должны работать в режиме наименьшей производительности.
5.3.12 Испытания проводят при следующих метеорологических условиях:
- отсутствии атмосферных осадков;
- атмосферном давлении 100 кПа, допустимое отклонение 10%;
- температуре окружающего воздуха от минус 10°С до плюс 40°С;
- скорости ветра, измеряемой на измерительном участке на высоте приблизительно 1,2 м от поверхности дороги, не более 5 м/с.
5.4 Требования к местам установки микрофонов
5.4.1 Измерения уровня шума проводят в следующих точках:
- у сиденья водителя (для всех категорий транспортных средств): микрофон, расположенный у сиденья водителя, должен быть смещен от его плоскости симметрии на (0,200,02) м в направлении средней продольной плоскости АТС согласно точке Б, указанной на рисунке 1;
- микрофон, расположенный над каждым рядом сидений пассажиров, устанавливают в точке А в плоскости симметрии сиденья, как указано на рисунке 1, при этом за плоскость симметрии сиденья принимают продольную вертикальную плоскость симметрии подголовника сиденья;
- в зонах, предназначенных для стоящих пассажиров: на высоте (1,60,1) м от пола, ближе к продольной оси симметрии АТС;
- в зонах, предназначенных для лежащих пассажиров (например, скорая помощь, седельный тягач): над серединой подушки на высоте (0,150,02) м.
5.4.2 Определение (локализация) точки измерения проводится при установке подушки, спинки и подголовника сиденья в среднее положение по всем регулируемым направлениям (если это возможно). Это требование распространяется также на локализацию точки измерения около подушки для лежащих пассажиров.
Рисунок 1 - Положение микрофона относительно сиденья
5.4.3 Расстояние от микрофона до стенок кабины или оператора, проводящего измерения, должно быть не менее 0,15 м. Допускается несоблюдение этого условия в отношении расстояния до крыши кабины (салона). Если при измерении в АТС находится второй испытатель, расстояние от него до микрофона должно быть не менее 1 м.
5.4.4 Микрофон должен быть расположен горизонтально, его ось максимальной чувствительности (в соответствии с характеристикой прибора) должна быть ориентирована в направлении взгляда сидящего человека. Если это направление не определено, ось максимальной чувствительности должна быть ориентирована в направлении движения АТС.
5.4.5 В протоколе испытаний указывают зоны или точки, в которых были проведены измерения.
5.5 Измерение шума при разгоне
5.5.1 Измерения проводят следующим образом.
Стабилизируют начальную скорость движения АТС и режим работы двигателя в соответствии с условиями испытаний.
При достижении стабильной начальной скорости резко нажимают до упора на педаль управления дроссельной заслонкой или подачей топлива (педаль акселератора) и удерживают ее в таком положении до достижения скорости окончания разгона , указанной в 5.5.2. При проведении измерений уровня звука во время разгона переключение передач не допускается. Если исключить переключение передач невозможно, то оно не должно учитываться в процессе измерения.
За результат измерения принимают максимальное значение уровня звука, зарегистрированное в процессе разгона транспортного средства от до .
5.5.2 Определение режима испытаний
5.5.2.1 АТС с механической коробкой передач, имеющей ручное управление
а) В коробке передач должна быть включена наиболее высокая передача (не ниже второй, если коробка передач имеет менее четырех передач, и не ниже третьей, если коробка передач имеет четыре и более передач), обеспечивающая движение АТС со скоростью, не превышающей 120 км/ч при частоте вращения двигателя, равной 90%* режима максимальной мощности. Полученная скорость принимается за скорость окончания разгона .
Если при включении выбранной передачи при частоте вращения, равной 90%* режима максимальной мощности двигателя, скорость превышает 120 км/ч, то скорость считают равной 120 км/ч.
Испытания проводят на выбранной передаче, начиная со скорости , соответствующей 45% режима максимальной мощности двигателя.
Если на выбранной передаче скорость равна 120 км/ч, то должна быть 60 км/ч.
б) Для категории , и :
- если скорость окончания разгона не превышает 100 км/ч, дополнительно проводят испытания на следующей передаче в режиме разгона со скорости 60 до 120 км/ч.
За результат принимают максимальное значение из двух испытаний а) и б) 5.5.2.1.
в) Если на АТС категорий , , и установлен ограничитель скорости, не позволяющий на высшей передаче развить скорость, соответствующую 90%* режима максимальной мощности, то необходимо переходить на более низкую передачу и осуществлять разгон со скорости, соответствующей 45% режима максимальной мощности двигателя до 90%*.
Если скорость окончания разгона не превышает 100 км/ч, дополнительно проводят испытания на следующей передаче в режиме разгона со скорости 60 до 120 км/ч или до скорости на 5% ниже скорости срабатывания ограничителя. За результат принимают максимальное значение из двух испытаний.
5.5.2.2 АТС с автоматической коробкой передач с возможностью принудительного выбора передачи
а) Испытания проводят только в режиме принудительного включения передач. Данный метод применяют в случае возможности получения движения на заданной передаче.
б) В коробке передач должна быть включена наиболее высокая передача (не ниже второй, если коробка передач имеет не более четырех передач, и не ниже третьей, если коробка передач имеет пять и более передач), обеспечивающая движение транспортного средства со скоростью, не превышающей 120 км/ч при частоте вращения двигателя, равной 90%* режима максимальной мощности. Полученная скорость принимается за скорость окончания разгона . Испытания проводят на выбранной передаче, начиная со скорости , соответствующей 45% режима максимальной мощности двигателя.
Для АТС категории , и :
- если скорость окончания разгона не превышает 100 км/ч, дополнительно проводят испытания на следующей передаче в режиме разгона со скорости 60 до 120 км/ч.
За результат принимают максимальное значение из двух испытаний.
в) Если на АТС категорий , , и установлен ограничитель скорости, не позволяющий на высшей передаче развить скорость, соответствующую 90%* режима максимальной мощности, то необходимо переходить на более низкую передачу и осуществлять разгон с 45% до 90% режима максимальной мощности двигателя. Если скорость окончания разгона не превышает 100 км/ч, дополнительно проводят испытания на следующей передаче в режиме разгона со скорости 60 до 120 км/ч или до скорости на 5% ниже скорости срабатывания ограничителя. За результат принимают максимальное значение из двух испытаний.
5.5.2.3 АТС с автоматической коробкой передач без возможности принудительного выбора передачи
а) Испытания проводят в режиме автоматического включения передач. В процессе испытаний в конце разгона желательно получить наибольшие величины скорости (120 км/ч) и частоты вращения коленчатого вала (90%* режима максимальной мощности).
б) Для АТС категории и испытания проводят при разгоне со скорости 60 до 120 км/ч. Если переключение на более высокую передачу происходит в интервале от 100 до 120 км/ч - измерение уровня звука проводят до переключения. Если переключение на более высокую передачу происходит до 100 км/ч - измерения уровня звука осуществляют от момента переключения до 120 км/ч. Если при резком нажатии на педаль при скорости 60 км/ч практически сразу происходит переключение на более низкую передачу, то этот период не используется для выбора режима испытаний и в течение этого времени не проводят измерение уровня звука.
Для остальных категорий АТС испытания проводят со скорости, соответствующей (455)% от максимально достижимой скорости АТС до скорости, соответствующей 90%* максимально достижимой скорости. Если испытательная скорость в конце разгона превышает 120 км/ч, то разгон осуществляют со скорости 60 до 120 км/ч.
в) Если невозможно провести испытания как изложено в б) 5.5.2.3, то используют следующую процедуру.
Измерение проводят, начиная со скорости , соответствующей (455)% режима максимальной мощности двигателя. При этом скорость должна быть не более 60 км/ч. Включение понижающей передачи в процессе разгона должно быть исключено.
Если в коробке передач происходит переключение на более высокую передачу раньше, чем будет достигнута скорость, соответствующая 90%* режима максимальной мощности двигателя или 120 км/ч, то за скорость окончания разгона принимают скорость на 5% ниже от режима, на котором происходит переключение передач. Если и этот способ не позволяет выдержать испытательные режимы, то испытания проводят при частичном нажатии на педаль газа, чтобы выдержать условия по а) 5.5.2.3.
г) Если на АТС категорий , , и установлен ограничитель скорости, не позволяющий на высшей передаче развить скорость, соответствующую 90%* режима максимальной мощности, то необходимо заканчивать разгон на скорости на 5% ниже скорости срабатывания ограничителя.
5.5.2.4 АТС всех категорий, приводимых в движение с помощью электродвигателя (например, электромобили, троллейбусы)
Для АТС всех категорий, приводимых в движение с помощью электродвигателя, начальную скорость устанавливают равной 45% от максимальной скорости (но не более 60 км/ч), указанной предприятием-изготовителем. Разгон осуществляется до скорости , соответствующей 90%* от максимальной скорости (но не более 120 км/ч), указанной предприятием-изготовителем. Максимальная скорость определяется при массе снаряженного АТС. Если максимальная скорость определяется работой ограничителя скорости разгон необходимо закончить на скорости на 5% ниже скорости срабатывания ограничителя.
5.5.2.5 АТС, у которых максимальная скорость, измеренная при массе снаряженного АТС на высшей передаче, меньше скорости, соответствующей 90%* режима максимальной мощности двигателя и скорости 120 км/ч (спецтехника, в том числе бронированная).
В коробке передач включают более низкую передачу, но не ниже третьей. Начальная скорость должна соответствовать минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, обеспечивающей ее постоянное увеличение при полном нажатии на педаль дроссельной заслонки или подачи топлива, но не ниже 45% от скорости, соответствующей режиму максимальной мощности двигателя. Разгон заканчивается при скорости , соответствующей 90%* режима максимальной мощности двигателя.
5.5.3 Уровень звука измеряют в течение всего периода разгона АТС, причем результатом измерения считают значение, соответствующее максимальному показанию шумомера.
5.6 Измерение шума при движении автомобильного транспортного средства с постоянной скоростью
5.6.1 Измерение шума при движении с постоянной скоростью проводят на высшей передаче (для
АТС с автоматической коробкой передач в режиме автоматического включения передач) в диапазоне скоростей, начиная с 60 км/ч или 45% от максимальной скорости до скорости, соответствующей 90%* от максимально достижимой на выбранной передаче, но не более 120 км/ч с интервалом 5 или 10 км/ч.
5.6.2 Измерения проводят не менее чем при пяти значениях постоянных скоростей кратных 5 или 10, обеспечивая равномерность интервалов между значениями скоростей. В каждой точке расположения микрофона по 5.4 и на каждом установившемся скоростном режиме проводят не менее трех измерений в течение не менее 5 с каждое.
5.7 Измерение шума на неподвижном автомобильном транспортном средстве
5.7.1 Измерение шума вентиляционных установок автомобильного транспортного средства
При измерении шума вентиляционной установки кондиционеры, отопители или вентиляторы должны быть включены в наиболее шумном режиме, предусмотренном изготовителем для продолжительной работы при движении АТС. Измерение проводят при работе двигателя на холостом ходу с минимальной частотой вращения коленчатого вала.
5.7.2 Измерение шума истечения воздуха из пневмоаппаратов тормозной системы после их срабатывания
При измерении шума, возникающего при истечении воздуха из пневмоаппаратов после их срабатывания, регистрируют наивысший уровень звука в дБА. Шум, производимый при открытии регулятора давления, измеряют в режиме работы двигателя на минимальном холостом ходу. Если отсутствует регулятор давления или регулирование давления осуществляют выключением компрессора, то уровень звука регистрируют при включенном компрессоре. Шум, производимый при выпуске воздуха из систем тормозов, регистрируют в ходе включения рабочего и стояночного тормозов при неработающем двигателе. Перед каждым измерением воздушный компрессор должен обеспечить максимально допустимое рабочее давление, после этого двигатель выключают.
5.8 Измеряемые значения
5.8.1 При испытаниях по 5.5 и 5.7.2 измерения проводят с использованием постоянной времени усреднения "Быстро" (Fast), при испытаниях по 5.6 и 5.7.1 измерения проводят с использованием постоянной времени усреднения "Медленно" (Slow) по ГОСТ 17187.
5.8.2 Измерения в процессе испытаний проводят при включенной частотной коррекции, соответствующей шкале А по ГОСТ 17187.
_____________________________
* В случае если частота вращения коленчатого вала двигателя при максимальной мощности превышает 6000 , применяют разгон до частоты вращения, соответствующей 80% частоты вращения, при которой заявлена максимальная мощность двигателя, но не ниже 5400 . Здесь и далее знаком * обозначены аналогичные условия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 33555-2015 "Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июня 2016 г. N 663-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2016 г.
Дата введения - 1 апреля 2017 г.
Приказом Росстандарта от 25 июля 2022 г. N 677-ст взамен настоящего ГОСТа с 30 декабря 2022 г. введен в действие ГОСТ 33555-2022