Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 октября 2016 г. N 32804-ЕЕ/Д28и "О расширении практики использования факторинга при исполнении контрактов для государственного сектора экономики"

Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 октября 2016 г. N 32804-ЕЕ/Д28и
"О расширении практики использования факторинга при исполнении контрактов для государственного сектора экономики"

 

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, позволяющих реализовать уступку прав требования по государственным контрактам, договорам, в целях расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также закупкам товаров, работ, услуг, осуществляемым отдельными видами юридических, Минэкономразвития России докладывает.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации не определено понятия "факторинг". Гражданским законодательством регулируются вопросы финансирования под уступку денежного требования (глава 43 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)).

Согласно пункту 1 статьи 824 Кодекса по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

Вышеуказанные понятия зачастую рассматриваются как равнозначные. Вместе с тем в отсутствие законодательного регулирования факторинга участники указанного рынка применяют схемы, не относящиеся к этому виду деятельности. В частности, в правоприменительной практике к факторингу относят финансирование будущих лизинговых платежей, вексельные расчеты и другие схемы.

Согласно пункту 7 статьи 448 Кодекса, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

В части регулирования правоотношений государственных (муниципальных) заказчиков, осуществляющих закупки путем проведения торгов (аукционов, конкурсов) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), необходимо отметить, что согласно пункту 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается. Указанная норма подразумевает, что перечисление денежных средств заказчиком возможно только исполнителю государственного (муниципального) контракта. Таким образом, уступки или передачи права требования по государственным (муниципальным) контрактам третьим лицам не допускается.

На любом этапе заключения и исполнения контракта должны соблюдаться принципы прозрачности и подотчетности при исполнении бюджета по расходам. Правила, регламентирующие возможность уступки прав требований по расходным обязательствам публично-правового образования, порядок внесения изменений в ранее предоставленные данные о контрагенте, позволяющие осуществить санкционирование расходов, не предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации.

Одним из условий использования факторинговых схем является отсрочка платежа по основному договору. При этом отсрочка платежа в гражданском законодательстве рассматривается как кредит, что влечет применение к указанным правоотношениям положений главы 42 Кодекса о кредитах и займах.

Необходимо отметить, что положения главы 42 Кодекса применяются к бюджетным правоотношениям в части, не противоречащей Бюджетному кодексу Российской Федерации и предусматривают осуществление заимствований исключительно в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке. Таким образом, включение в контракт условий об отсрочке или рассрочке платежа не соответствует положениям бюджетного законодательства Российской Федерации.

Кроме того, отдельные процедуры определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) проводятся среди ограниченного круга участников закупки и их проведение рассматривается как мера государственной поддержки указанных участников (субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, организации инвалидов). В связи с этим требования об оплате по государственным (муниципальным) контрактам являются требованиями, в которых личность кредитора имеет существенное значение для должника.

Учитывая изложенное, бюджетное законодательство Российской Федерации не позволяет реализовать механизм факторинга при исполнении государственных (муниципальных) контрактов.

В то же время положения Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не содержат ограничений в отношении применения уступки денежного требования. При этом стоимость рассрочки (отсрочки) платежа увеличивает цену договора.

Применение отдельными видами юридических лиц уступки денежного требования возможно только в случае проведения закупочных процедур, определенных положением о закупке, за исключением торгов.

При этом, по мнению Минэкономразвития России, целесообразность применения факторинга при исполнении договоров и виды договоров, в которых механизм факторинга будет обеспечивать достижение целей и принципов Закона N 223-Ф3, а также достижение максимального экономического эффекта при осуществлении своей деятельности заказчиками, должны определять только сами юридические лица, осуществляющие закупки в соответствии с положениями Закона N 223-Ф3.

Таким образом, представляется необоснованным законодательно устанавливать требования об использовании заказчиками, руководствующимися положениями Закона N 223-ФЗ при закупках товаров, работ, услуг, факторинга при заключении договора.

Учитывая изложенное, полагаем целесообразным вернуться к вопросу о внесении изменений в Закон N 44-ФЗ и Закон N 223-ФЗ в части указания на возможность уступки исполнителем прав требования (факторинга) после урегулирования указанного вопроса в ином законодательстве Российской Федерации, в том числе в части установления понятия "факторинг", требований к оказанию указанных услуг, разграничения прав и обязанностей участников факторинга и т.д.

Позиции Минфина России, ФАС России, Банка России, АО "Корпорация "МСП" по данному вопросу прилагаются.

Дополнительно отмечаем, что в рамках выполнения Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, представителям интересов Российской Федерации в советах директоров (наблюдательных советах) открытых акционерных обществ, включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р, направлены директивы (письмо от 11 октября 2016 г. N 7704п-П13) о расширении практики использования факторинга при исполнении договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключенных отдельными видами юридических лиц с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Приложение: на 21 л. в 1 экз.

 

 

Е.И. Елин

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 октября 2016 г. N 32804-ЕЕ/Д28и "О расширении практики использования факторинга при исполнении контрактов для государственного сектора экономики"


Текст письма официально опубликован не был