Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
Организация пешеходных зон
1. Организационно-технические условия устройства пешеходных зон
1.1. Устройство пешеходной зоны целесообразно при одновременном выполнении следующих условий:
- плотность пешеходного потока на тротуарах выше 0,6 и отсутствуют резервы для увеличения их пропускной способности;
- интенсивное поперечное движение пешеходов требует устройства пешеходных переходов на расстоянии менее 200 м при ширине проезжей части не более 14 м и доступности остановок общественного транспорта.
1.2. Ограничения для реализации пешеходных зон:
- отсутствие возможности организации объездных маршрутов или недопустимое ухудшение условий движения на маршрутах объезда;
- отсутствие возможности транспортного обслуживания пешеходной зоны парковками и нарушение условий пешеходной доступности остановочных пунктов общественного транспорта;
- фактическая интенсивность движения ТС на участках потенциального расположения пешеходных зон не должна превышать 500 ед./ч;
- наличие в пределах пешеходных зон автотранспортных предприятий, гаражей и других учреждений с интенсивным использованием ТС.
1.3. При организации транспортного обслуживания пешеходной зоны следует различать обслуживание посетителей и местных жителей пешеходной зоны, а также обслуживание учреждений и организаций и иных центров тяготения транспортных средств.
1.4. В случае, если пешеходная зона представляет собой улицу, расположенную на расстоянии до 300 м от транспортной магистрали, то транспортное обслуживание посетителей зоны и местных жителей осуществляется маршрутными транспортными средствами. Парковка транспортных средств жителей пешеходной зоны осуществляется на специально выделенных площадках. Остановки транспортных средств общего пользования должны располагаться в местах, наиболее приближенных к пешеходным маршрутам.
1.5. Организация пешеходных зон связана с полным запрещением или ограничением движения транспортных средств. При допуске отдельных категорий транспортных средств их скорость следует ограничивать от 5 до 20 км/ч.
1.6. В пределах зон смешанного движения действуют следующие правила дорожного движения:
- пешеходы имеют право использовать улицу по всей ее ширине;
- скорость движения транспорта не должна превышать скорости движения пешехода (4-7 км/ч);
- водители транспортных средств не имеют права препятствовать свободному движению пешеходов. Пешеходы, в свою очередь, не имеют права излишне препятствовать движению автомобильного транспорта;
- парковка разрешена только на специально обозначенных для этого площадях.
1.7. В пешеходную зону должен быть обеспечен доступ автомобилям специальных служб.
1.8. Оценка возможности организации пешеходной зоны осуществляется в следующей последовательности:
- составление планировочной схемы района с указанием технических параметров транспортных и пешеходных коммуникаций, территорий для организации парковок, пешеходных маршрутов и транспортного обслуживания объектов потенциальной пешеходной зоны, параметров объектов притяжения пешеходов, количества жителей, параметров объектов культурного и социального назначения, режимов их работы;
- составление схемы организации движения на улицах, которые будут использованы для организации пешеходной зоны;
- определение и графическое отображение на схему ОДД маршрутов движения транспортных средств общего пользования;
- мониторинг характеристик транспортных и пешеходных потоков.
1.9. В результате анализа предварительной информации устанавливают отсутствие ограничений на применение пешеходных зон.
1.10. Для принятия окончательного решения об организации пешеходной зоны расчетными методами или методами моделирования определяется изменение времени задержки индивидуальных ТС и коэффициентов загрузки прилегающих участков УДС, времени движения маршрутных ТС в результате изменения схемы движения при введении ОДД по методу пешеходной зоны.
1.11. Для введения зональных ограничений требуется развитая сеть магистральных улиц и городских дорог. При этом на городские дороги возлагается обслуживание внутригородских транзитных потоков и, соответственно, на них приходятся основные объемы транспортной работы.
2. Инженерное обустройство пешеходной зоны
2.1. Инженерное обустройство пешеходной зоны должно включать:
- информационное обеспечение для водителей о приближении к пешеходной зоне, ее границах и о возможных путях объезда;
- информационное обеспечение для водителей о расположении парковок, условиях доступа к ним (платные или бесплатные), способе постановки транспортного средства, времени пребывания на парковке;
- информационное обеспечение пешеходов о маршрутах и режимах движения маршрутных транспортных средств, обслуживающих пешеходную зону;
- информационное обеспечение водителей автомобилей такси и пешеходов о расположении стоянок такси;
- информационное обеспечение водителей ТС о маршрутах и режимах движения в пешеходной зоне, в случае допуска ТС на ее территорию.
2.2. Информирование участников движения о приближении к пешеходной зоне обеспечивается установкой на расстоянии 50-100 м до ее границ информационных табло с указанием объездных маршрутов и местоположения парковок. Для ТС, подвозящих грузы в магазины и иные центры тяготения в пределах пешеходной зоны, рекомендуется предусмотреть парковки со специальным контрастным дорожным покрытием.
2.3. На всех въездах в зону устанавливают знаки 5.33 "Пешеходная зона", информационные табло о вводимых ограничениях. Парковки для посетителей пешеходной зоны оборудуют знаками 6.4 "Парковка". При необходимости этот знак применяют совместно с табличками 8.1.1-8.1.4 "Расстояние до объекта", 8.4.3, 8.4.6, 8.4.7 "Вид транспортного средства", 8.5.4-8.5.7 "Время действия", 8.6.1-8.6.9 "Способ постановки транспортного средства", 8.7 "Стоянка с неработающим двигателем", 8.8 "Платные услуги", 8.9 "Ограничение продолжительности стоянки". Участки улиц, пересекающих пешеходную зону, должны быть оборудованы знаками 6.8.1-6.8.3 "Тупик".
2.4. Движение велосипедистов в пешеходной зоне допускается при наличии в ней велодорожки, обозначенной разметкой 1.1 или выполненной в виде обособленной полосы движения, цвет которой должен отличаться от цвета покрытия пешеходных путей. Велосипедные дорожки принимаются шириной 1,5 м при одностороннем двухполосном движении и 2,5 м при двустороннем движении.
2.5. При интенсивности движения транспортных средств более 600 ед./ч необходимо устройство светофорного регулирования. При меньшей интенсивности движения следует ввести ограничения скорости движения до 20-30 км/ч с установкой знаков 5.31 "Зона ограничения максимальной скорости" и 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" и разметку 1.14.1, 1.14.2.
2.6. На широких магистралях с транзитным движением следует предусмотреть возможность устройства внеуличных пешеходных переходов. Целесообразно предусмотреть устройство специальных пешеходных путей, обеспечивающих связь зоны с транспортными магистралями и остановками маршрутных транспортных средств.
3. Управление доступом к территориям пешеходных пространств
3.1. Методы управления доступом к территориям пешеходных пространств направлены на предотвращение случайного или намеренного проникновения транспортных средств на территорию пешеходных пространств (рисунок 8.1).
3.2. Основные аспекты применения технических средств ограничения доступа для обустройства пешеходных пространств приведены в таблице 8.1.
Таблица 8.1
Условия применения средств ограничения доступа
Наименование |
Назначение, условия применения, особенности |
Примеры |
Малые архитектурные формы |
Цветочницы, вазоны, шары, призмы, пирамиды, полусферы и другие малые формы применяют при достаточной ширине пешеходной части тротуара. Кроме ограничения доступа, архитектурные формы выполняют и эстетическую функцию. Этот аспект требует согласования вида и размеров форм для соответствия с дизайном окружающей среды |
|
Ограничители и отбойники |
Ограничители устанавливают в зону парковочного кармана или непосредственно на тротуаре. Назначение ограничителя - предотвратить попадание свеса автомобиля в зону эффективной ширины тротуара (пешеходной части). Отбойники обладают большей удерживающей способностью и должны применяться при санкционированном размещении парковок на тротуаре |
|
Направляющие и ограждающие устройства |
Пешеходные ограждения не только предотвращают выход пешеходов на проезжую часть, но и служат средством ограничения въезда на тротуар. Направляющие устройства могут устанавливаться по кромке тротуара, на проезжей части (вдоль бордюрного камня, по линиям разметки). Для обеспечения пассивной безопасности тротуаров и территорий остановочных пунктов применяют стержневую систему повышенной прочности и устойчивости |
|
Проходы |
Проходы устанавливают в створе пешеходного перехода, тротуара, пешеходной дорожки и др. Кроме функции ограничения доступа, канализируют движения пешеходов. Они хорошо видны и не забирают эффективное пешеходное пространство |
|
Высокий бордюр |
Высокий бордюр может быть 2-х или 3-х ступенчатым. Это зависит от размеров выбираемого бордюрного камня. Данный способ ограничения доступа следует считать одним из самых эффективных, с высокой степенью удерживающей способности |
|
Зеленые насаждения |
Зеленые насаждения оказываются достаточно эффективными средствами ограничения доступа. При размещении зеленых насаждений необходимо следить за сохранением эффективной ширины тротуара (пешеходной части). Выбирать следует категории зеленых насаждений, адаптированных к применению в городах |
4. Технические параметры
4.1. При установке малых архитектурных форм, расстояние между их боковыми поверхностями не должно превышать 1,5 м. При размещении архитектурных форм на границах пешеходных зон, пешеходных дорожек следует обеспечивать пропуск маломобильных пешеходов, использующих вспомогательные средства. В этих случаях, расстояние между ними должно быть не менее 0,9 м. Малые архитектурные формы не должны уменьшать эффективное пешеходное пространство и загромождать пешеходные пути.
4.2. Применение ограничителей и отбойников в зонах примыкания парковок к пешеходным пространствам должно предусматривать разрывы шириной 0,9-1 м для перемещения участников движения различных категорий между тротуаром и парковкой. При размещении ограничителей и отбойников на тротуаре, следует выбирать конструкции с бетонируемым основанием, в остальных случаях допускается крепление анкерными болтами. Взаимное расположение автомобилей на парковке и ограничителей должно обеспечивать беспрепятственное перемещение участников движения в смежной зоне.
4.3. Расстояние между стойками направляющих устройств не должно превышать 1,5 м. При размещении ограждающих устройств непосредственно на тротуаре, рекомендуется выбирать стойки металлические полые или с наполнителем на бетонируемом основании.
4.4. Современные пандусы имеют ширину 4-6 м и глубину до 2 м. Такая конструкция очень удобна для въезда автомобилей на территорию тротуара. Чтобы это исключить устанавливают проходы высотой 0,7 м или 0,9 м с шагом в 1 м. В этих условиях допустимо применение и направляющих устройств с повышенной устойчивостью. Однако проходы имеют преимущества, канализируя движение пешеходов и выполняя роль поручней при движении пешеходов по рампе или пандусу.
4.5. При реализации высокого бордюра, его следует выполнять 2- или 3-ступенчатым с разницей в отметках пешеходной части тротуара и проезжей части не менее 0,4 м. Такая конструкция не всегда удобна для перемещения участников движения между тротуаром и парковкой, поэтому требует устройства глубоких рамп и пандусов.
4.6. Выбор вида зеленых насаждений, ширина зоны зеленых насаждений и плотность их высадки должны обеспечивать эффективную защиту пешеходных пространств. Зеленые насаждения не должны ограничивать видимость для водителей и пешеходов. Следует ограничивать применение зеленых насаждений в области пешеходных переходов и узлов с преимущественным использованием на линейных участках УДС. Использование зеленых насаждений между тротуаром и парковкой требует организации проходов для обеспечения беспрепятственного движения всех категорий участников движения. Ширина зеленых насаждений зависит от категории городской дороги, объемов движения, скоростного режима.
5. Реализация методов ограничения доступа
5.1. Реализация методов ограничения доступа осуществляется с применением технических средств, классификация которых приведена на рисунке 8.2.
5.2. Обустройство участков пешеходных пространств рекомендуется выполнять в соответствии с типовыми схемами (рисунки 8.3-8.23).
5.3. При выборе решений по ограничению доступа следует обеспечить исключение наезда ТС на людей, пользующихся пешеходными переходами. В этой связи предлагается принять во внимание возможные варианты выбора организационно-технических решений, представленных на рисунках 8.18-8.23.
6. Инженерное обустройство велосипедных дорожек
6.1. Согласно существующей нормативной базе, велосипедная дорожка может быть самостоятельным элементом улицы, отделенным от проезжей части и тротуара, или занимать часть проезжей части или размещаться на тротуаре, как совместно с пешеходами (велосипедно-пешеходные дорожки), так и раздельно.
6.2. Знаки и разметка, используемые при организации велосипедного движения представлены в таблице 8.2.
Таблица 8.2
Знаки и разметка для обозначения велосипедных дорожек
Знак, разметка |
Характеристика |
Знак 1.24 |
"Пересечение с велосипедной дорожкой" устанавливают перед расположенными вне перекрестков пересечениями с велосипедными дорожками, обозначенными знаком 4.4.1. |
Знак 3.9 |
"Движение на велосипедах запрещено" - для запрещения движения на велосипедах и мопедах. Знак не запрещает вести руками велосипед (мопед) по тротуару (пешеходной дорожке), а при его отсутствии - по правой обочине дороги. |
Знак 4.4.1 |
"Велосипедная дорожка" применяют для обозначения дорожки, по которой разрешается движение только велосипедов и мопедов, а при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки - пешеходов. |
Знак 4.4.2 |
"Конец велосипедной дорожки" означает конец зоны действия знака 4.4.1. На знак может быть дополнительно нанесен силуэт пешехода. |
Знак 4.5.2 |
"Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением (велопешеходная дорожка с совмещенным движением)". |
Знак 4.5.3 |
"Конец пешеходной и велосипедной дорожки с совмещенным движением (конец велопешеходной дорожки с совмещенным движением)". |
"Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения". Велопешеходная дорожка с разделением на велосипедную и пешеходную стороны дорожки, выделенные конструктивно и (или) обозначенные горизонтальной разметкой 6.1, 6.2, 1.23.2 и 1.23.3, иным способом. |
|
"Конец пешеходной и велосипедной дорожки с разделением движения (конец велопешеходной дорожки с разделением движения)". |
|
Знак 5.11.2 |
"Дорога с полосой для велосипедистов". Дорога, по которой движение велосипедистов и водителей мопедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств. |
Знак 5.12.2 |
"Конец дороги с полосой для велосипедистов". |
"Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов". |
|
Знак 5.14.2 |
"Полоса для движения велосипедистов" |
Знак 5.14.3 |
"Конец полосы для движения велосипедистов" |
Знак 8.4.7 |
"Вид транспортного средства" |
Знак 8.4.13 |
"Кроме вида транспортного средства" |
Разметка 1.15 |
Применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части велосипедистами. |
Разметка 1.23.2 |
Обозначает пешеходную дорожку или пешеходную сторону велопешеходной дорожки. |
Разметка 1.23.3 |
Обозначает велосипедную дорожку, велосипедную сторону велопешеходной дорожки или полосу для велосипедистов. |
7. Организация школьных зон
7.1. Технические параметры
7.1.1. Границы школьных зон должны соответствовать паспорту безопасности образовательного учреждения. В границах школьных зон должны оказаться ближайшие пешеходные переходы, остановочные пункты общественного транспорта, парковки. Пешеходные переходы и остановочные пункты должны находиться в зоне комфортной пешеходной доступности школьников и иметь соответствующее обустройство.
7.1.2. Обязательным является наличие свободных парковочных мест для безопасной посадки и высадки школьников в автомобили личного пользования. Недопустимо прохождение маршрутов грузовых автомобилей и автомобилей с опасным грузом через территорию школьных зон.
7.1.3. К школьным зонам должен быть обеспечен доступ школьного автобуса, автомобилей специального назначения, грузовых автомобилей малой грузоподъемности для обеспечения бытовых потребностей школьников. При использовании образовательным учреждением школьного автобуса, должна быть предусмотрена специальная площадка для безопасной и удобной посадки/высадки школьников.
7.1.4. Рекомендуется предусматривать ограничение максимальной скорости движения в школьной зоне до 40 км/ч.
7.2. Инженерное обустройство школьных зон
Инженерное обустройство школьных зон должно предусматривать:
- информационное обеспечение водителей о приближении к школьным зонам, их границах, об ограничениях, режимах и порядке движения, о пешеходных переходах, остановочных пунктах общественного транспорта, парковках;
- при организации светофорного регулирования рекомендуется применять обособленные пешеходные фазы;
- все пешеходные переходы должны быть оборудованы средствами успокоения движения в соответствии с типовыми схемами, представленными в данных методических рекомендациях;
- тротуары, примыкающие к проезжей части, должны быть оборудованы пешеходными ограждениями и средствами ограничения доступа;
- границы школьных зон должны быть оборудованы знаками, обозначающими наличие и конец школьной зоны;
- рекомендуется дублирование дорожных знаков разметкой;
- знаки в школьной зоне следует предусмотреть в светодиодном исполнении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.