Письмо Федеральной налоговой службы от 1 февраля 2018 г. N СА-4-7/1894@
Вопрос: О порядке привлечения к налоговой ответственности.
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу правомерности привлечения налогоплательщиков к ответственности, за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в случае истечения срока для составления акта, предусмотренного пунктом 1 статьи 101.4 Кодекса, и срока для принудительного взыскания штрафа, предусмотренного статьями 46-48, 70 Кодекса, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 113 Кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 Кодекса.
При применении указанного срока давности в соответствии со статьей 113 Кодекса моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) в порядке и сроки, которые установлены Кодексом, решения о привлечении лица к налоговой ответственности.
Из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.11.2013 N 7473/13 следует, что истекший срок давности привлечения к ответственности восстановлению не подлежит.
Учитывая изложенное, привлечение налогоплательщиков к ответственности, за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса, в случае истечения срока давности применения штрафных санкций является необоснованным.
В отношении случаев, когда срок давности, предусмотренный пунктом 1 статьи 113 Кодекса, не истек, но налоговым органом пропущен срок для составления акта, предусмотренный пунктом 1 статьи 101.4 Кодекса, и срок для принудительного взыскания штрафа, предусмотренный статьями 46 - 48, 70 Кодекса, Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Кодекса.
Указанная позиция также подтверждается определением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 N 790-О.
В письме Минфина России от 05.04.2016 N 03-02-07/2/19174 отмечено, что законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрены основания, при которых указанный в пункте 1 статьи 101.4 Кодекса срок может быть восстановлен.
С момента окончания указанного срока производится исчисление последующих процессуальных сроков, установленных статьей 101.4 Кодекса, в частности, срока, по истечении которого акт считается врученным в случае направления его посредством почтовой связи (пункт 4 статьи 101.4 Кодекса), представления возражений (пункт 5 статьи 101.4 Кодекса), рассмотрения акта, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах (пункт 6 статьи 101.4 Кодекса), предъявления к исполнению решения посредством оформления и выставления требования (пункт 10 статьи 101.4, пункт 1 статьи 70 Кодекса).
Совокупность сроков, определенных статьей 101.4 Кодекса, и их окончание являются одним из основных условий для исчисления срока давности взыскания санкции (статья 115 Кодекса).
В этой связи пропуск срока на составление акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, предусмотренного пунктом 1 статьи 101.4 Кодекса, не изменяет порядок исчисления срока на принудительное взыскание налоговых санкций.
Вместе с тем срок для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункты 2 и 3 статьи 48, пункт 1 статьи 115 Кодекса).
Действительный |
С.А. Аракелов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае истечения трехлетнего срока давности привлечения к ответственности. Моментом привлечения лица к ответственности является дата вынесения решения руководителем налогового органа (его заместителем).
Истекший срок давности восстановлению не подлежит.
Бывают случаи, когда срок давности не истек, но налоговым органом пропущен срок для составления акта и срок для принудительного взыскания штрафа. Разъяснено, то это не влечет изменения порядка исчисления сроков принудительного взыскания налога, пеней, штрафа.
Указанная позиция также подтверждается КС РФ (определение от 20.04.2017 N 790-О).
Также отмечено, что срок для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.
Письмо Федеральной налоговой службы от 1 февраля 2018 г. N СА-4-7/1894@
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 20 - 26 февраля 2018 г. N 8