Решение Верховного Суда РФ от 22 января 2018 г. N АКПИ17-990
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17 апреля 2018 г. N АПЛ18-117 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Собкало Ольги Юрьевны о признании недействующим абзаца первого пункта 1 Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов, утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 9 декабря 2005 г. N 208/1003, установил:
приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 9 декабря 2005 г. N 208/1003 утверждено Положение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов (далее - Положение).
Положение в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции", федеральными законами от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" и от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" регулирует вопросы организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов (абзац первый пункта 1).
Собкало О.Ю. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца первого пункта 1 Положения, ссылаясь на его несоответствие пункту 1 статьи 55 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", пункту 1 статьи 129 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Своё требование мотивирует тем, что организовать взаимодействие Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов на основании Положения не представляется возможным, поскольку упоминаемый в его тексте Закон Российской Федерации "О милиции" и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" утратили силу. Данное обстоятельство, по мнению административного истца, затрагивает её права как взыскателя по исполнительному производству, так как отсутствие необходимого взаимодействия влечёт неисполнение надлежащим образом определения Находкинского городского суда Приморского края от 22 февраля 2017 г., которым по её заявлению о принятии обеспечительных мер наложен арест на конкретное транспортное средство.
Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации в письменных возражениях указали, что Положение издано в пределах предоставленных им полномочий, носит ненормативный и организационный характер; оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Административный истец Собкало О.Ю. не явилась в судебное заседание, о времени и месте которого извещена надлежащим образом, её представитель Дудкин М.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Министерства юстиции Российской Федерации Хамитова Р.И. и представитель Министерства внутренних дел Российской Федерации Ивашечкина С.В. не признали административный иск.
Обсудив доводы административного истца Собкало О.Ю., выслушав возражения представителя Министерства юстиции Российской Федерации Хамитовой Р.И., представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации Ивашечкиной С.В., проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Закон Российской Федерации "О милиции" в пункте 33 статьи 10 закреплял обязанность милиции оказывать содействие в пределах своих полномочий судебным приставам при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивать правопорядок на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Взаимодействие судебных приставов-исполнителей с работниками милиции было установлено статьёй 42 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которой работники милиции в пределах предоставленных им федеральным законом прав оказывают содействие судебным приставам-исполнителям при исполнении ими служебных обязанностей в случаях, если судебным приставам-исполнителям препятствуют в совершении исполнительных действий или угрожает опасность их жизни или здоровью.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (пункт 13) образована Федеральная служба судебных приставов, являющаяся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (пункт 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316).
Федеральная служба судебных приставов подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации, которое осуществляет координацию и контроль её деятельности согласно пункту 2 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313.
Статьёй 7 Закона Российской Федерации "О милиции", действовавшего на день издания оспариваемого акта, было предусмотрено, что милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности, Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет руководство всей милицией в Российской Федерации.
Положение утверждено уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при реализации имеющихся у них полномочий.
По заключению Министерства юстиции Российской Федерации оспариваемый в части акт признан не нуждающимся в государственной регистрации (письмо от 8 ноября 2005 г.).
Положение, как следует из его содержания (пункт 2), определяет порядок организации регулярного обмена информацией между указанными федеральной службой и министерством, их территориальными органами и не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопредёленного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Таким образом, оно носит исключительно организационный характер и не является нормативным правовым актом, на основании которого реализуются права и обязанности граждан и организаций.
Абзац первый пункта 1 Положения содержит указание на Закон Российской Федерации "О милиции", Федеральный закон "О судебных приставах" и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с которыми было организовано взаимодействие Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов. Приведённые ссылки являлись актуальными на день утверждения оспариваемого акта.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" и Закон Российской Федерации "О милиции" утратили силу в связи с принятием и введением в действие соответственно с 1 февраля 2008 г. Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с 1 марта 2011 г. Федерального закона "О полиции", которыми в настоящее время предусмотрены основания взаимодействия полиции и судебных приставов.
Так, пунктом 41 части 1 статьи 12 Федерального закона "О полиции" на полицию возложена обязанность оказывать содействие судебным приставам в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, при осуществлении розыска гражданина - ответчика по гражданскому делу, а также должника, имущества должника или розыска ребёнка по исполнительным документам.
Сотрудники органов внутренних дел в пределах предоставленных им федеральным законом полномочий оказывают содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребёнка, в порядке, установленном совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (статья 62 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Следовательно, признание утратившими силу упоминаемых в пункте 1 Положения двух законов само по себе не привело к прекращению ранее организованного взаимодействия. В связи с этим абзац первый пункта 1 Положения не может рассматриваться как противоречащий пункту 1 статьи 55 Федерального закона "О полиции" и пункту 1 статьи 129 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", которыми соответственно признаны утратившими силу Закон Российской Федерации "О милиции" и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Утверждения Собкало О.Ю. о нарушении абзацем первым пункта 1 Положения её прав как стороны исполнительного производства являются несостоятельными, так как оспариваемое положение не регулирует вопросы, связанные с принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определены действующим Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьёй 128 которого предусмотрено оспаривание в судебном порядке постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) по исполнению исполнительного документа.
Поскольку по изложенным выше мотивам абзац первый пункта 1 Положения не может быть признан не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав административного истца в указанных аспектах, в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Собкало Ольги Юрьевны о признании недействующим абзаца первого пункта 1 Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов, утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 9 декабря 2005 г. N 208/1003, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 22 января 2018 г. N АКПИ17-990
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17 апреля 2018 г. N АПЛ18-117 настоящее решение оставлено без изменения