Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 февраля 2018 г. N 03-15-05/6891 Об исчислении и уплате страховых взносов индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН и не имеющими доходов от предпринимательской деятельности

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 февраля 2018 г. N 03-15-05/6891

 

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел в рамках своей компетенции обращения и по вопросу исчисления и уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и не имеющим доходов от предпринимательской деятельности, сообщает.

С 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулирует Глава 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

Главой 34 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, не имеющих доходов от предпринимательской деятельности, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6-8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 7 статьи 430 Кодекса), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.

Что касается упомянутого в обращении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 г. N 27-П, в котором Конституционный Суд Российской Федерации признал, что для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц, его доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, то данное постановление применяется только в отношении плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, что и нашло отражение в пункте 9 статьи 430, вступившей в силу с 1 января 2017 года главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса.

По вопросу списания задолженности индивидуальных предпринимателей, сформировавшейся до 1 января 2017 года, сообщаем следующее.

В целях списания, в том числе задолженности, рассчитанной из восьмикратного минимального размера оплаты труда в случае непредставления налоговой отчетности индивидуальным предпринимателем, был принят Федеральный закон от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ).

В частности, пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 436-ФЗ предусмотрено признание безнадежными к взысканию и списание недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), задолженности по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Решение о признании вышеуказанных недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

За разъяснениями по вопросам, связанным с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, которые регулировались Федеральным законом N 212-ФЗ, следует обратиться в Минтруд России.

 

Заместитель директора Департамента

Р.А. Саакян

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

ИП, не производящие выплаты и иные вознаграждения физлицам, уплачивают за себя страховые взносы на ОПС и на ОМС.

НК РФ не предусматривает освобождение ИП, не имеющих доходов от предпринимательской деятельности, от уплаты за себя страховых взносов, кроме периодов, в частности, ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность.

Страховые взносы уплачиваются ИП независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.

Также даны разъяснения по вопросу списания задолженности ИП, сформировавшейся до 1 января 2017 г.


Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 февраля 2018 г. N 03-15-05/6891


Текст письма официально опубликован не был