Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 апреля 2018 г. N 14-2/ООГ-2166 О привлечении иностранных работников

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 апреля 2018 г. N 14-2/ООГ-2166

 

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнёрства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу привлечения иностранных работников, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.

Согласно подпункта г пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2017 года N 1467 "Об установлении на 2018 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности" (далее - Постановление N 1467) установлена доля допустимых иностранных работников в торговле розничной лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73) - в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

Данный вид экономической деятельности закреплен в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, утвержденное Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст, а именно код 47.73 - Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках). Эта группировка включает: розничную торговлю лекарственными средствами.

Следовательно, если иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего, то он не вправе работать провизором в аптечной сети, однако может работать провизором в организациях оптовой торговли лекарственными средствами при наличии патента (если необходимо действующим законодательством) и соответствующих документов об образовании и квалификации, так как ограничений в области оптовой торговли фармацевтическими товарами Постановлением не предусмотрено.

Так, в соответствии с частью 6 статьи 69 Федерального закона РФ от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лица, получившие фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к осуществлению фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, и прохождения аккредитации специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 97 "Договора о Евразийском экономическом союзе" (Астана, 29 мая 2014 года) трудящиеся одного государства-члена, претендующие на занятие фармацевтической деятельностью в другом государстве-члене, проходят установленную законодательством государства трудоустройства процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены к фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Порядок признания документов об образовании регламентирован статьей 107 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Постановлением Правительства РФ от 07 февраля 1995 г. N 119 утверждено "Положение о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах" (далее - Положение). Согласно пунктам 2 и 3 Положения лица, получившие фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, могут быть допущены к фармацевтической деятельности в Российской Федерации после признания документов об образовании и успешной сдачи специальных экзаменов в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации.

Порядок проведения специальных экзаменов установлен утвержденной Приказом Минздрава РФ от 26 июля 2000 г. N 284 "Инструкцией о порядке проведения специальных экзаменов для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации" (далее - Инструкция). Согласно пункту 7 Инструкции в случае успешной сдачи специальных экзаменов выдается сертификат специалиста, который дает право на занятие фармацевтической деятельностью по специальности на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, если у указанного в тексте вопроса специалиста имеется действующий сертификат специалиста установленного образца, то он может занимать фармацевтические должности в любых организациях, кроме аптечных. После получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, такой специалист может быть принят на работу в аптечную организацию.

В случае, если иностранный гражданин, имеет в паспорте отметку о временном проживании или виде на жительство, он не может считаться иностранным работником и вправе работать провизором в аптечных организациях или организациях оптовой торговли при наличии соответствующих документов об образовании и квалификации.

Так, согласно статье 2 Федеральным законом от 25 июля 2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Таким образом, действие постановления N 1467 распространяется на иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации.

Следовательно, хозяйствующие субъекты, заявившие при государственной регистрации вид экономической деятельности "торговля розничными лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)", не вправе привлекать и использовать временно пребывающих на территории Российской Федерации иностранных граждан.

 

Заместитель директора
Департамента оплаты труда,
трудовых отношений
и социального партнерства

Т.В. Маленко

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

На 2018 г. установлена доля допустимых иностранных работников в розничной торговле лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) - 0% общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами.

Если иностранец имеет статус временно пребывающего, то он не вправе работать провизором в аптечной сети, однако может работать провизором в организациях оптовой торговли лекарственными средствами при наличии патента (если необходимо действующим законодательством) и соответствующих документов об образовании и квалификации.

Если у специалиста имеется действующий сертификат установленного образца, то он может занимать фармацевтические должности в любых организациях, кроме аптечных. После получения разрешения на временное проживание в России такой специалист может быть принят на работу в аптечную организацию.

Если лицо имеет в паспорте отметку о временном проживании или виде на жительство, то он не может считаться иностранным работником и вправе работать провизором в аптечных организациях или организациях оптовой торговли при наличии соответствующих документов об образовании и квалификации.

Хозяйствующие субъекты, заявившие при госрегистрации вид экономической деятельности "торговля розничными лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)", не вправе привлекать и использовать временно пребывающих на территории России иностранцев.


Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 апреля 2018 г. N 14-2/ООГ-2166


Текст письма официально опубликован не был