Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления на проект федерального закона N 381629-7 "О внесении изменения в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования бюджетных ассигнований дорожных фондов", внесенный Правительством Российской Федерации (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 381629-7 "О внесении изменения в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования бюджетных ассигнований дорожных фондов",
внесенный Правительством Российской Федерации

 

Досье на проект федерального закона

 

Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 381629-7 "О внесении изменения в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования бюджетных ассигнований дорожных фондов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.

Законопроектом предлагается внести изменение в пункт 4 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), предусматривающие зачисление денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в дорожные фонды субъектов Российской Федерации в качестве дополнительных источников доходов для их формирования. При этом согласно пояснительной записке к законопроекту объем доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от уплаты денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в 2016 году по данным Федерального казначейства составил до 60,0 млрд. рублей.

В настоящее время согласно нормам статьи 46 БК РФ суммы штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100% и подлежат распределению на финансирование общих расходов бюджета субъекта Российской Федерации.

Необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что согласно нормам части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения не относятся вопросы, предусмотренные пунктом 5 части 1 данной статьи. При этом законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 указанной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 данной статьи).

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 упомянутой статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 данной статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы в полном объеме имеют статус собственных вопросов местного значения муниципальных районов.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положениями статей 12-13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) определены полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности не только органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов. При этом, данные полномочия в области дорожной деятельности также могут реализовываться органами местного самоуправления сельских поселений, но только в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления - реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов, имеющих более высокий уровень социально-экономического развития (часть 2 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ).

Создание условий для обеспечения безопасности дорожного движения зависит также от состояния автомобильных дорог местного значения. В связи с этим в БК РФ поступления от указанных денежных взысканий (штрафов) необходимо распределить между дорожными фондами субъектов Российской Федерации и муниципальными дорожными фондами в равной пропорции. Следует отметить, что в рекомендациях "круглого стола" на тему "Автомобильные дороги местного значения: вопросы строительства, реконструкции, ремонта и содержания", проведенного Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления 11 декабря 2017 года, содержится аналогичное предложение.

Распределение данного источника доходов между дорожными фондами субъектов Российской Федерации и муниципальными дорожными фондами приведет к увеличению доходов указанных фондов, что позволит органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований направлять больше финансовых ресурсов на осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Полагаем, что принятие законопроекта позволит увеличить финансовые возможности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по осуществлению мероприятий в целях обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, а также автомобильных дорогах местного значения.

На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.

 

Председатель Комитета

А.Н. Диденко

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.