Письмо Минфина России от 7 мая 2018 г. N 02-09-09/30733 О возможности квалификации действий федерального казенного учреждения, выразившихся в перечислении страховых взносов из лимитов бюджетных обязательств, выделенных на текущий финансовый год, в счет платежей страховых взносов следующего финансового года как нарушения положений статьи 242 БК РФ

Письмо Минфина России от 7 мая 2018 г. N 02-09-09/30733

 

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу о возможности квалификации действий федерального казенного учреждения, выразившихся в перечислении страховых взносов из лимитов бюджетных обязательств, выделенных на текущий финансовый год, в счет платежей страховых взносов следующего финансового года как нарушения положений статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, однако Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов, а также практики их правоприменения, в том числе положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приказов Министерства финансов Российской Федерации.

Кроме того, правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с положениями Федерального закона N 59-ФЗ обращение гражданина направляется в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа, содержащего:

предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалобу о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Учитывая, что обращение не содержит предложения, заявления или жалобы, соответствующих вышеизложенным требованиям Федерального закона N 59-ФЗ, не представляется возможным обеспечить его рассмотрение в порядке, установленном данным Федеральным законом.

Для получения в установленном порядке позиции Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, решение которых входит в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации, необходимо оформить соответствующий документ согласно правилам делопроизводства на бланке учреждения с установленным составом реквизитов, включая подпись должностного лица и регистрационный номер документа.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Получатель бюджетных средств (в том числе казенное учреждение) принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (статьи 162 и 219 БК РФ).

Положениями статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ предусмотрено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. В этой связи Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н для учета казенными учреждениями показателей бюджетных и денежных обязательств текущего финансового года предусмотрен счет 1 502 00 000 "Обязательства". При этом учет обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение) в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований к документам, предусмотренных порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовым органом.

Также необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В связи с рассматриваемым обращением также следует обратить внимание, что согласно пункту 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков (организаций, индивидуальных предпринимателей) признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

При этом база для исчисления страховых взносов для плательщиков (организаций, индивидуальных предпринимателей) определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом (пункта 1 статьи 421 НК РФ).

Таким образом, указанные положения налогового законодательства Российской Федерации не предусматривают возможности "авансирования" выплат страховых взносов на месяц вперед.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, действия федерального казенного учреждения, выразившиеся в осуществлении авансовых платежей по страховым взносам и влекущие формирование дебиторской задолженности на конец финансового года, могут рассматриваться как нарушение положений статьи 242 БК РФ.

 

Заместитель директора Департамента

С.С. Бычков

 

Получатель бюджетных средств (в том числе казенное учреждение) принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов. Обазательства учитываются на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение).

В соответствии с НК РФ объектом обложения взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. При этом база для исчисления взносов определяется по истечении каждого календарного месяца в отношении каждого физлица с начала расчетного периода нарастающим итогом.

Таким образом, авансирование выплат страховых взносов на месяц вперед законодательством не предусмотрено, так влечет дебиторскую задолженность на конец финансового года и может рассматриваться как нарушение положений БК РФ.


Письмо Минфина России от 7 мая 2018 г. N 02-09-09/30733


Текст письма официально опубликован не был